Но невидим Архангел лег на храм и дивен он
Собор с почти тысячелетней историей был последним, возведенным древнерусскими зодчими до монгольских нашествий. Вся его история превратилась в одну сплошную загадку - начиная от внезапного разрушения и неправильного восстановления и заканчивая историей строительства. В поисках истины многочисленные исследователи то утверждали, что собор строил и проектировал лично князь Святослав, то находили авторов среди болгар. И хотя невиданные птицы-сирины в церковной символике представляли праведников, грифоны и сфинксы символизировали небесные силы, своей дуальностью указывающими на божественную и человеческую природу Спасителя, а львы - знаки бессмертия Христа и эмблема царственной силы, они от этого не теряют своего прекрасного очарования.
- Здесь можно ходить часами..
- Но уже темнеет, - с сожалением отозвались друзья.
- Это же невозможно было сделать. Как, как это можно было исполнить в XIII веке?!
- Резец и художественный вкус? Вы видели старорязанские клады? Сокровища скифов в Эрмитаже? Иной раз невозможно поверить, что это сделано не на станках с лазером - а вручную, с минимумом самых простых инструментов, тысячи лет назад.
- Но это ювелирка. А здесь - архитектура! Это же надо было придумать, чтобы все это сочеталось..
- В церковной архитектуре есть свои каноны, хотя они и менялись со временем. Например, самое крупное и верхнее изображение (или икона) главного фасада посвящено тому святому, в честь которого возводится храм - и вот здесь рельеф святого Георгия. Рядом или чуть выше размещаются покровители - и вот князь Святослав собственной персоной. Сюжеты в зависимости от "смысла" храма могут располагаться в разных местах, но здесь удивительным образом переплелись традиции строгой церковной догматики и народно-фольклорного зодчества суздальско-вологодской земли. Ведь и церковь Покрова на Нерли, и Дмитриевский собор во Владимире так же украшены мифологическими чудовищами, но этот собор превзошел их своим "ковром" растительных орнаментов, оплетающих рельефные композиции. Говорят, что украшение велось в два этапа - сначала вытесывались горельефы и из них возводилась церковь (как в Покрова на Нерли), а вторым этапом по уже сложенным стенам провели резьбу орнаментального узора.
- Так и хочется прикоснуться..
- Этим камням почти тысяча лет. Мне страшно подумать, что они видели на своем веку.
- Приложи к камню руку и закрой глаза - увидишь фильм, как Лили в "Пятом элементе".
Огонь, пожары, крики, плач, восходы и закаты, громкие праздники и литовская речь, долгие тихие периоды разрушения и заботливые руки исследователей - все пролетает за один миг, как кино, запущенной на сверхскоростной перемотке.
- Но ведь даже в книге написано, что он был уникален, смотри: "около всея церкви по каменю резаны святые чудно вельми".
- И к какому году относится эта цитата?
- Тут указано, 1568-1576.
- Его уже в 1471 не смогли восстановить правильно. За эти двести лет ушли все, кто понимал эту архитектуру и смог бы повторить. Конечно, если все разрушили и осталось только несколько таких соборов - он для потомков был "чудно вельми". А для современников? Может, это было совсем не начало такой резной традиции? Может быть, просто уцелело совсем немного. И сколько раз за эти годы переписывалась история? Мы читаем то, что велели написать - в летописях или учебниках по истории - даже не правители того времени, а последние правители. Перестает переписываться лишь та история, которая становится полностью бессмысленной или выхолощенной после многочисленных переписок. Всех этих таких необычных для нас "чудовищ" до сих пор можно найти в узорах полотенец, рушников, в деревянной резьбе на избах и в предметах быта. Надо только знать, куда смотреть..
- А где же ангелы и архангелы? Неужели из символики только звери и птицы?
- Да нет же, вот - и архангелы, и херувимы..
- Красота какая...
- А как бы там ни было - жаль, что сохранилось так мало. И очень жаль, что - не знаю, что, не буду с вами спорить - что-то прервало такое потрясающее искусство.
- Это верно.
- Ну, еще кружок - и домой, а то солнце уже село.
Проходящая мимо женщина заметила:
- Что, все никак не уйдете?
- Да, не отпускает. Такое чудо ведь!
- Это верно, многих не отпускает. Приезжайте еще..
Сны на обратном пути уютно прикорнувших в машине людей изобиловали невиданными сиренами, грифонами и птицами, горящими яркими красками. Полотно сна напоминало иллюстрации к русским сказкам, где прямо из травы начинают виться лианы невиданных цветов, обходя то злого волка, то жар-птицу..
4.12.20
Свидетельство о публикации №220120401209