Но невидим Архангел лег на храм и дивен он

Яркие краски погожего летнего дня начало затягивать сумерками, когда на горизонте показался небольшой белокаменный однокупольный собор, привычный глазу россиян. Черный купол выделялся на фоне белеющих стен, хотя монастырским собор никогда не был - но кто сейчас знает о значениях цвета куполов храмов?

Собор с почти тысячелетней историей был последним, возведенным древнерусскими зодчими до монгольских нашествий. Вся его история превратилась в одну сплошную загадку - начиная от внезапного разрушения и неправильного восстановления и заканчивая историей строительства. В поисках истины многочисленные исследователи то утверждали, что собор строил и проектировал лично князь Святослав, то находили авторов среди болгар. И хотя невиданные птицы-сирины в церковной символике представляли праведников, грифоны и сфинксы символизировали небесные силы, своей дуальностью указывающими на божественную и человеческую природу Спасителя, а львы - знаки бессмертия Христа и эмблема царственной силы, они от этого не теряют своего прекрасного очарования.

- Здесь можно ходить часами..
- Но уже темнеет, - с сожалением отозвались друзья.
- Это же невозможно было сделать. Как, как это можно было исполнить в XIII веке?!
- Резец и художественный вкус? Вы видели старорязанские клады? Сокровища скифов в Эрмитаже? Иной раз невозможно поверить, что это сделано не на станках с лазером - а вручную, с минимумом самых простых инструментов, тысячи лет назад.
- Но это ювелирка. А здесь - архитектура! Это же надо было придумать, чтобы все это сочеталось..
- В церковной архитектуре есть свои каноны, хотя они и менялись со временем. Например, самое крупное и верхнее изображение (или икона) главного фасада посвящено тому святому, в честь которого возводится храм - и вот здесь рельеф святого Георгия. Рядом или чуть выше размещаются покровители - и вот князь Святослав собственной персоной. Сюжеты в зависимости от "смысла" храма могут располагаться в разных местах, но здесь удивительным образом переплелись традиции строгой церковной догматики и народно-фольклорного зодчества суздальско-вологодской земли. Ведь и церковь Покрова на Нерли, и Дмитриевский собор во Владимире так же украшены мифологическими чудовищами, но этот собор превзошел их своим "ковром" растительных орнаментов, оплетающих рельефные композиции. Говорят, что украшение велось в два этапа - сначала вытесывались горельефы и из них возводилась церковь (как в Покрова на Нерли), а вторым этапом по уже сложенным стенам провели резьбу орнаментального узора.
- Так и хочется прикоснуться..
- Этим камням почти тысяча лет. Мне страшно подумать, что они видели на своем веку.
- Приложи к камню руку и закрой глаза - увидишь фильм, как Лили в "Пятом элементе".

Огонь, пожары, крики, плач, восходы и закаты, громкие праздники и литовская речь, долгие тихие периоды разрушения и заботливые руки исследователей - все пролетает за один миг, как кино, запущенной на сверхскоростной перемотке.

- Но ведь даже в книге написано, что он был уникален, смотри: "около всея церкви по каменю резаны святые чудно вельми".
- И к какому году относится эта цитата?
- Тут указано, 1568-1576.
- Его уже в 1471 не смогли восстановить правильно. За эти двести лет ушли все, кто понимал эту архитектуру и смог бы повторить. Конечно, если все разрушили и осталось только несколько таких соборов - он для потомков был "чудно вельми". А для современников? Может, это было совсем не начало такой резной традиции? Может быть, просто уцелело совсем немного. И сколько раз за эти годы переписывалась история? Мы читаем то, что велели написать - в летописях или учебниках по истории - даже не правители того времени, а последние правители. Перестает переписываться лишь та история, которая становится полностью бессмысленной или выхолощенной после многочисленных переписок. Всех этих таких необычных для нас "чудовищ" до сих пор можно найти в узорах полотенец, рушников, в деревянной резьбе на избах и в предметах быта. Надо только знать, куда смотреть..
- А где же ангелы и архангелы? Неужели из символики только звери и птицы?
- Да нет же, вот - и архангелы, и херувимы..
- Красота какая...

- А как бы там ни было - жаль, что сохранилось так мало. И очень жаль, что - не знаю, что, не буду с вами спорить - что-то прервало такое потрясающее искусство.
- Это верно.
- Ну, еще кружок - и домой, а то солнце уже село.

Проходящая мимо женщина заметила:
- Что, все никак не уйдете?
- Да, не отпускает. Такое чудо ведь!
- Это верно, многих не отпускает. Приезжайте еще..

Сны на обратном пути уютно прикорнувших в машине людей изобиловали невиданными сиренами, грифонами и птицами, горящими яркими красками. Полотно сна напоминало иллюстрации к русским сказкам, где прямо из травы начинают виться лианы невиданных цветов, обходя то злого волка, то жар-птицу..

4.12.20


Рецензии