Афанасий Фет 1820 - 1892. 200-летию поэта

Сложный  и противоречивый характер Фета был обусловлен  его трудной судьбой. Мать его влюбилась в русского помещика и дворянина Афанасия Неофитовича Шеншина.
находящегося в Германии на лечении, и он уговорил её бежать с ним в Россию.
Здесь, в деревне Новосёлки Орловской губернии 23 ноября (5декабря ) 1820г. и родился великий русский поэт Афанасий Афанасьевич Фет. Мать Фета, Шарлотта Беккер, приняв православие, получила имя Елизавета Петровна. Женщиной она была робкой и покорной. Но воспитанием  сына, будущего поэта, занималась. Отец был сдержан по отношению к детям, не баловал  лаской и жену. Но дал достойное образование детям.

А началось всё с любви мальчика к чтению и особой любви к стихам, которые он легко заучивал наизусть. Вернее, к поэзии Пушкина. Как это произошло? У отца Фета был брат Пётр Неофитович. Человек хорошо образованный и нежно любящий мальчика. Однажды он дал ему задание: выучить наизусть поэму итальянского поэта Торквато Тассо «Освобождённый Иерусалим». В то время в домах вели рукописные книги. Одну из них дядя и вручил Афанасию. В ней были записаны и поэмы Пушкина «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан». Что же сделал племянник? Выучив одну из поэм Тассо, он «набросился» на поэмы Пушкина и выучил их наизусть. Какое впечатление это произвело, читаем у самого Фета: «О, какое наслаждение испытывал я, повторяя сладостные стихи  великого поэта, и с каким восторгом слушал меня мой добрый дядя!..» Так, встречей с Пушкиным началась большая жизнь поэта Фета.

Дальнейшее образование по совету Жуковского, с которым отец Афанасий Неофитович был знаком, продолжалось в Дерпте. Жуковский написал рекомендательное письмо профессору Моеру, а тот порекомендовал пансион Крюммера, где была строгая система занятий. Позднее сюда и пришло письмо отца с фамилией Фет. Для подростка это катастрофа. Он всегда считал себя сыном Шеншина, да и Шеншин относился к нему, как к родному сыну.  Фет ощущал себя дворянином, коренным русским, связанным с Россией, с русской землёй. «Я – русский!»- позднее пишет он Тютчеву. А теперь он был обязан в документах писать: «К сему иностранец Фет  руку приложил». Он уже не мог рассчитывать на наследство, потерял своё привычное место в жизни. И надеяться мог только на себя. Ему необходимо снова стать Шеншиным и добиться почётного положения в обществе. Фет становится замкнутым и практичным. Но страдания сделали его более целеустремлённым.

В конце 1837г. по решению Афанасия Неофитовича юноша покидает пансион и едет в Москву для подготовки в Московский университет. Он ещё  полгода учится в пансионе Погодина, литератора, историка,  журналиста , издателя «Московского вестника» и «Москвитянина». Как пригодились здесь знания, полученные в пансионе Крюммера! Знания латинского так высоки, что преподаватель латыни освободил его от своих последующих уроков. Далее начались  вступительные экзамены в Московский университет в августе 1838г. На экзамене по римской словесности его перевод из римского поэта Корнелия Непота,  выполненный на память, поразил экзаменаторов  и ему поставили 5 с плюсом. Как видите, поступление в университет было блестящим. Привлекли его лекции профессора словесного факультета Ивана Ивановича Давыдова и историка литературы  Степана Петровича Шевырёва.  Фет не мог посещать всех лекций, т.к. много времени у него занимало сочинение стихов. Их он записывал в специальную «жёлтую тетрадь». Тогда- то и назвал его Гоголь «несомненным дарованием». В конце ноября 1840г. (считайте, сколько ему лет?) Фет выпустил первый сборник «Лирический пантеон». Вместо имени автора стояли только инициалы А.Ф.  В 1841г. поэт печатается в «Москвитянине», с 1842г. – в «Отечественных записках». А в 1843г. Белинский написал: «Из всех живущих в Москве поэтов всех даровитее Фет». Профессор Шевырёв приглашает его в дом и беседует с ним о литературе иногда до двух часов. Знакомство с критиком В.П.Боткиным помогает ему публиковать стихи.

" Не здесь ли ты лёгкою тенью"... Стихи 1842г.

Не здесь ли ты лёгкою тенью,
Мой гений, мой ангел, мой друг,
Беседуешь тихо со мною
И тихо летаешь вокруг?

И робким даришь вдохновеньем,
И сладкий врачуешь недуг,
И тихим даришь сновиденьем,
Мой гений, мой ангел, мой друг... (1842).

А это стихи,напечатанные в журнале"Отечественные записки"в 1843году.Интересно, что этим стихотворением журнал открывается. Значит, издатели журнала почувствовали в нём художественную ценность. Стихи на вечную тему любви.

Я пришёл к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришёл я снова,
Что душа всё так же счастью
И тебе служит готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь,- но только песня зреет.

Стихотворение известное, но в нём есть новизна, оно не похоже на другие стихи.
"Под новизною я подразумеваю не новые предметы, а новое их освещение волшебным фонарём искусства", - писал Фет.И мы чувствуем свежесть и новизну стиха.

В 1844г. Фет закончил словесное отделение Московского университета. Пожалуй, можно уже говорить о литературном успехе молодого поэта, появилась и надежда на материальную независимость.

НО!.. Последовали новые удары судьбы. В ноябре 1844г. умирает мать, которую он нежно любил и жалел. В ту же осень умирает и дядя Пётр Неофитович. Он помогал племяннику в пору его учёбы и обещал оставить ему свой капитал. Теперь дяди нет…  Да и деньги его вдруг исчезли. Ещё один удар. Как дальше жить? Литературная деятельность не может дать материальной независимости. Нужно принимать другое решение. И Фет решает пожертвовать литературной деятельностью. Это была первая жертва. Он поступает на военную службу, надеясь с университетским образованием быстрее получить офицерский чин, а это давало право на получение дворянства.

Продолжение:Мария Лазич-любовь Фета.  http://proza.ru/2020/12/05/1334


Рецензии
Здравствуйте, Людмила! Изумительно! Тронут Вашим восхищением Фетом! И вот:

Унижен был,позора не унять:
В насмешках надо мною издевались,
Над именем язвительно смеялись...
Оно же вдруг назло спасло меня:

А кличка "Фет" буквально окрылила -
Уже в стихах я объяснялся с милой,
Хоть от стихов моих мне славы нет,
Для них порой я рву с восторгом жилы -
Мой вдохновитель ныне тезка ФЕТ!

(у меня - стихи.ру, Фет)

Афанасий Пласкеев   11.12.2020 10:45     Заявить о нарушении
Спасибо, Афанасий, Вам за Фета и за
стихи о нём и его!
благодарна Вам за добрый отзыв
о любимом поэте!

С теплом - Людмила.

Людмила Дементьева   11.12.2020 11:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.