Страна Которой Нет

 
Путь домой.
Приехать домой на неделю и приехать на полгода совершенно разные вещи. В первом случае - то чувство, когда заглянул одним глазком- так, обняться с родными, поздороваться с соседями. И быстрей обратно, не вовлекаясь и не впечатляясь внутренним происходящим. И не от того, что не интересно, а скорее потому что голова забита делами и необходимостью все успеть, скорее вернуться, ибо работа..

А в этот раз не так. Только лишь донецкие степи полились в окне авто нескончаемой выгоревшей под осенним солнцем лентой, все моё существо окуталось странным новым чувством, определение которому мы сейчас вместе будем искать.

Успенка.
Перегруженный потоком людей в обе стороны  и от того  недружелюбный Матвеев Курган занял у нас треть времени всей поездки. Успенка встретила хмурым обшарпаным видом, но шутками улыбчивых таможенников. Все. Дома!

И все в том доме казалось хорошо, как бы ни было плохо. Водитель приговаривал :"да подождите, сейчас вы осмотритесь и все увидите". 

Родная квартира встретила щимяще-знакомым запахом. Здесь все ждало нас. Кошка увлечённо обследовав периметр, пришла благодарить громким мурчанием - тоже узнала дом. Родные, соседи, друзья, знакомые - это то, ради кого мы возвращаемся--подумала я. Двор изменился-деревья стали большими и развесистыми. Не узнала детей во дворе - выросли.  Три года назад  это были мои воспитанники, сейчас-школьники. Наглядная разница заставила задуматься о быстротечности времени... Три года.. Как   много..

Я, не теряющий оптимизма человек в любой ситуации, эту неделю прожила с комом в горле и пряча слезы на глазах.  Спросите--  почему? Рассказываю..

Паспортный стол.
Приехала домой  делать документы. Сначала мне надо было получить паспорт ДНР, затем я планировала подать на гражданство РФ. Времени у меня было много в запасе, поэтому я не волновалась. Пока не оказалась в паспортном столе впервые.

В прошлом году, в зимнем отпуске, я уже делала первую попытку сдать документы. Утром, к 9.00 (наивная!) я, пришла к паспортному. Узнала у многоликой толпы, что я сороковая по счету в нужный кабинет. Уяснив, что нет смысла стоять  (а надо приезжать в 4 утра занимать очередь) я отказала себе в удовольствии посвятить этот день стоянию на улице.

 И вот сейчас, через год, повторила попытку снова. Не совсем понимая, как можно оказаться в паспортном в 4 утра, когда комендантский час никто не отменял, я приехала в 7.00.первым транспортом.  Была пятнадцатая. И вот здесь, оказавшись, так сказать, у истоков сегодняшней очереди, я поняла что с моей стороны странно было удивляться происходящему. Здесь я наслушалась массу неоднозначных и противоречивых историй, мнений, много "ласковых" слов в адрес судьбывершащих лиц-представителей данной конторы.

Смирившись, я решила не вовлекаться во всеобщий негатив, настроилась  любой исход сегодняшнего дела принять с благодарностью. Очередь была активной, вездесущей и, надо сказать, просвещенной в юридических вопросах. Каждому вопрошающему находился внимательный ответчик-консультант в толпе ожидаюших, который используя свой недобрый опыт, сострадал, был рад поделиться инфой, и делал это участливо.

Чего не скажешь о самих сотрудниках. Они, вышеупомянутые, не скромничали  говорить с очередью все чаще криком. Молодой женский коллектив  той конторы в большинстве своём всяко демонстрировал свое превосходство над толпой. Я стояла и ужасалась. Кто эти люди? Как давно в  нашей  Республике ТАК относиться к людям стало нормой? Почему они ничего не боятся?  Это ТЕ люди, которые были с нами в 14-м??

В 12.45 я попала в заветный кабинет. Оказалось, через 15 минут начнётся перерыв. А приём сегодня был до 13.00. Девушка - специалист возмутилась моему присутствию, криком сообщила мне о сегодняшнем графике (как будто есть возможность контролировать сей стихийный процесс) и велела приходить завтра.
Помните, я пообещала себе быть спокойной? Я выполнила данное себе обещание.
В этот раз.

На завтра я была смекалистее. Уже в маршрутке  вычислила, кто, как и я в паспортный.   Оказалось-все. Пришлось, выйдя на остановке всех обогнать, чтобы взять первой  в руки заветный листик-список .  Первой я, конечно, не была. Пятая! И это был  существенный рывок в моём предприятии.

Снова очередь. Снова нервные сотрудники. Родители с малышами,   пожилые неходячие в машинах. Среди них те, кто отстояв 5 часов получали отворот-поворот ввиду несостоятельности пакета документов или проблемы вопрошающего.

Осеннее утро обдавало морозным холодом . Промозгшие до костей  и измученные многодневным  недосыпом люди отчаянно ругали время, власть, срывались друг на друга и сотрудников. А как не срываться, особо шустрые пытались просочиться в дверь, придумывая важность именно его вопроса. А ещё нужно  изловчиться удержать параллельную очередь в банке и госпошлину как-то  оплатить. И, когда ближе к 11-ти я попала в кабинет, признаюсь, не была расположена к интеллектуальной  броваде,   надеялась что дальше-то я в руках профессионалов!  Но тем не менее, как человек предусмотрительный, запаслась копиями бланков, прихватила  все мыслимые  и немыслимые документы.  Из состояния анабиоза меня быстро вывел крик сотрудницы за столом. Признаться, я не готова была к унизительному  обращению к себе, и попыталась возмутиться даже, но когда я увидела, что ТАК говорят здесь со всеми-я промолчала, потому что смысла в этих прениях не было. Да, я в тот момент не могла думать о документах, я пыталась понять,  что чувствует  вот та бабушка, да дедуля  с палочкой, что рядом с ней. На них - то кричать зачем??

Заполнив бланки, мне в той же угрожающей тональности прокричали, что документы приняты, и через три месяца я могу рассчитывать на паспорт ДНР.

Но это было действие первое в моей "пьесе". Впереди было второе-поход в кабинет, в который, к слову сказать, я чудом попала в аккурат к закрытию в 17.00 и то, благодаря нескольким отчаявшимся в ожидании из нашего "золотого" списка, что покинули свой "пост" несолоно хлебавши. Там мне нужно было выяснить вопрос прописки ребёнка в моей сложной ,  как оказалось, нерешаемой ситуации.

Нет смысла перессказывать этот поток негатива, неприязни и человеконенавистничества, которые опрокинула  на меня следующий специалист, но итог таков-я ужаснулась тем, что стало с моим Государством.

Наши люди.
А  знаете, что по- хорошему удивляет?  Наши люди. Общаясь по роду деятельности с представителями  разных регионов,  всегда возвращаюсь к этой мысли- наши  Люди, они особенные. Может шахтерская порода наша такая? Династиями наши мужчины спускаются в шахты без страха, потом, в 14-м  так же бесстрашно стали на защиту города. Заметили, как любят нанимать нашего брата в РФ на работу? Я столкнулась с этим в Крыму. Да потому что трудолюбивие народа нет. Потому что привыкли не филонить, не искать лёгких путей, не мошенничать.
Да и в общечеловеческом смысле мы как-то жизнь понимаем по-другому.

Хотите пример? В Феодосии стала свидетелем пожара. Горел супермаркет ПУД возле рынка и автостанции - народу тьма, центр города! Толпа зевак стояла, снимала на телефоны, а дозвонились в МЧС мы. Уточнили ещё, "вам поступал вызов?" - "Нет", сонно ответили на том конце провода. Потому что все остальные звонили родным и делились впечатлениями о пожаре.

И вот вам картинка для сравнения. Рядом с моим домом загорелось поле. День будний, все на работе, на улице никого нет. По счастливой случайности житель моего дома шёл в тот момент с дачи. Вызвал МЧС, забыл о ведрах с грушами, ринулся  тушить чуть ли не в рукопашную, пока  бригада  МЧС подъехала, он удержал пожар, не дал перекинуть огню на жилмассив. Взял свои ведра с грушами и пошёл домой. Чумазый от гари и довольный, что рядом вовремя оказался. Такая концентрация гражданской сознательности  на плотность населения.

А наши продавцы в магазинчиках? С шуткой-прибауткой, пожеланиями хорошего дня, с вниманием и терпением. В магазинчиках, а не супермаркетах "Молоко". Столько вежливости в крымском сервисе, только на рынках разве, да и то, для туристов, если они громко шуршат денежкой. И не будем зацикливаться на моей  истории в паспортном, просвет есть - в новых службах МС и ЕРЦ  стараются обслуживать население цивилизованно, как в российских МФЦ. На наших людях все держится - от водителей  в маршрутках, что гибнут в буквальном смысле  в невыносимом  графике работы, до  участливого медперсонала  в клиниках, что принимают весь регион,   но не теряют самообладания. И все эти примеры  будут о наших простых донецких  работягах.

Наши за границей.
Оказавшись вне Родины вследствие обстоятельств от меня не зависящих,   столкнулась с совершенным непониманием всего , что происходит сейчас  и происходило на Донбассе. Сегодня наш брат в чужеземье в основе своей  воспринимается, как нечто проблемное, неполноценное, нерадивое, ущербное,  но работящее и  даром  стоящее. Хотя   забывают (или не знают), что Донбасс всегда был  высокообразованным регионом, основу которого составляла продвинутая интеллигенция. У нас передовая медицина мирового   уровня,  мощная  промышленность и, конечно, кадры, так как готовили их наши лучшие в СНГ ВУЗы. Россияне (сейчас я говорю о крымчанах, к которым гражданство пришло само по себе каждому в руки) так и не поняли, что в 14-м на нашем месте могли оказаться они - скитаться, выживать, выкручиваться, начинать жизнь даже не с нуля, а минуса.

Что имеем.
Отчаяние. Боль за тех, кто положил свои головы во имя Народа и Республики. За тех, из нынешних очередей, которые так нескончаемо долго идут к независимости. Тех, кто бросил все к ногам нового государства, а сейчас оставлены на произвол судьбы и пытаются выкарабкаться. И нет им в помощь Веры в Победу. А ещё 3  года назад была. А где ей взяться, если наше новое ~ строит свое благополучие в лице конкретных людей?

Это то, что бросилось в глаза мне с первых шагов на родной земле. НЕТ ВЕРЫ. Нас окончательно убедили в несостоятельности идеи, с которой все началось. И только затерявшийся в нестриженных деревьях  поблекший банер с портретом Первого   напомнил  о былых мечтах и целях. Погибшим в жестоких боях мы обещали довести начатое до конца. Что мы ответим им? Почему каждый день в сводках погибшие? Что происходит? Война? Или у нас нет войны? Найдётся ли когда-нибудь тот, кто посмотрит людям в глаза и ответит на все вопросы?...


За окном недобро завывал уже зимний ветер.  Шестая по счету зима в Донецке не сулила  никаких перемен...
Декабрь 2020.
Я  сейчас на Родине.
В Стране Которой Нет.


Рецензии