Мой друг Цесаревич. Путешествие... глава 12

Мой друг Цесаревич. Путешествие в параллельный мир

Глава 12     Михаил Ломоносов учит  героев читать «без озвучки»

Науки юношей питают… М. Ломоносов

   Апрельское утро 1765 года. Особняк  на Набережной Мойки, в котором проживает «универсальный человек», как его все называют, Михаил Ломоносов - первый русский ученый-естествоиспытатель, энциклопедист и художник, поэт и филолог, физик и химик, астроном и  географ, металлург, геолог и историк. Юных путешественников в параллельный мир Яви данный учёный интересует как лингвист. «Только бы успеть!» - повторяет про себя несколько раз Цесаревич. Они поднимаются в кабинет учёного по чёрной лестнице, так как у парадного крыльца  дежурят люди в военной форме.

      Михаил Васильевич лежит на диване в полузабытьи.  Горит несколько свечей. У изголовья  девушка лет шестнадцати, дочь учёного Елена. Увидев отроков в деревенской одежде, она предполагает, что они прибыли из села Мышининского Архангелогородской губернии проститься с знаменитым земляком. Она предложила им присесть рядом, сказав, что ей надо проведать матушку, она тоже при смерти.
     Наследник шёпотом сообщил, что Ломоносов умирает. Врачи утверждают, что от воспаления лёгких. На самом деле история всё расставила по своим  местам: учёного и его жену отравили медленно действующим ядом на поминальном обеде по случаю кончины императрицы Елизаветы. Та имела неосторожность перед смертью открыть Екатерине Второй тайну рождения Ломоносова.
     Говорят, Екатерина испугалась, что учёный, как незаконнорожденный сын Петра Первого, может претендовать на трон: "... быстро и высоко вскарабкался". Света и Юрий сильно удивились, но сказать ничего не успели. Ломоносов, на их счастье, очнулся и попросил "пить". Света услужливо подала на подносе стакан воды и поинтересовалась его здоровьем.

      Ломоносов,  недюжинной силы от природы, почти двухметрового роста, слабо постучал рукой по груди: «Здесь болит! Болит за Россию… Расскажите лучше о себе», - попросил  он, разглядывая в полумраке крестьянских детей.
 - Нас интересует лингвистика, - сказал Наследник. - Мы ознакомились с Вашей работой «О чтении и правописании российском», которая  посвящена  вопросам фонетики, орфоэпии, графики и орфографии.  Вы  пишете об отличиях в произношении и написании слов. Вы интересно  рассматриваете  систему гласных и согласных. Но нас больше интересует древнерусское письмо. Говорят, что раньше  записывали слова «без озвучки», только согласными буквами, но так,  чтобы это письмо служило  удобному чтению каждому знающему российскую грамоту. Хочется подробнее узнать об этом принципе.
- Откройте верхний ящик письменного стола, там у меня черновики  по лингвистике лежат.

     Юрий подошёл к столу, открыл ящик и вынул верхний лист. Все трое с интересом стали читать написанное. Не все буквы древнерусского алфавита были им знакомы, но смысл они поняли и рьяно начали комментировать  вслух:
- Слово «ВСЕЛЕННАЯ»  - ВСЛН - можно прочитать как «ВСЕ ЛИНИИ ИНЫЕ».
- Что это за сообщение или какая информация  может содержаться в записи этого слова?
    Ломоносов ответил: «Здесь сообщается, что Вселенная - это некоторая совокупность «ЛИНИЙ», но не обычных наших из физического Мира, а «ИНЫХ» - иной, пока неизвестной нам природы».

    Юрий прочитал следующий текст: Слово «МЫСЛЬ» - МСЛ - своим подобием имеет слово «МАСЛО», которое уже встречалось ранее. «МАСЛО» - это квинтэссенция вещества, его выжимки, самое его тонкое внутреннее содержимое. «ЕЛЕЙ» же самое тонкое, самое чистое масло (мысль). Через звукобуквенный анализ слово «МЫСЛЬ» определяется как «имею силу» ("моя сила"). Так как СИЛА нами уже определена, прочитаем слово «МЫСЛЬ» как «имею сею лью». Получается МЫСЛЬ содержит самую тонкую информацию (елей) и сеет, и льет ее.
- ЗдОрово! Очень интересно!- обрадовался Цесаревич.
- Вот нам бы так в школе  по цепочке объясняли смысл каждого слова и каждой буквы, в раз бы поумнели! – подтвердила  Света. – Но повторить всё это я не смогу.
-Михаил Васильевич, а кто такие половцы? Почему их так называли? Это монголы?- заинтригованно спросил Наследник.
-Нет, конечно. Какие же они монголы, если у них волосы цвета соломы?! Это степняки. Половцы – от слова ПОЛОВА. Это отходы при обмолоте и очистке зерна хлебных злаков и других бобовых культур. Мякина. Что ж вы, деревенские жители, а не знаете?! Или мыслить не умеете?

-Михаил Васильевич, - обратился Юрий к учёному, - а если я напишу две буквы РД, вот так (он написал на листе  и показал лист лежащему на постели больному), как можно прочитать это слово?
- В этом случае двоякое прочтение: РОД и ОРДА. Да это по сути слова-близнецы. Можно ОРДЕН. Разъяснить?
- Нет, не надо. Я понял. Если в роду много людей, то род большой, целая орда. Правильно?!
- Всё верно. Вот только я никого не успею оставить … Уйду в гордом одиночестве…

- Напрасно Вы так думаете! – уверенно заявила Света, держа в руках какой-то исторический журнал и цитируя  одну из  страниц: «Произошла «норманская» историческая диверсия…»! Кто такой Миллер?! Кто такой Шлицер?! Я не верю своим глазам! Они назвали наш русский народ «европейскими папуасами»! Эти «творцы  показали  в негативном свете  исторический  потенциал русского народа»!  Как Екатерина Вторая могла  взять их на службу  в Университет, а Вас уволить?! Михаил Васильевич, Вы первым увидели и вскрыли  гнусную  подоплёку этой  исторической диверсии!
-Михаил Васильевич, это правда, что Романовы виноваты в переписывании истории русского народа? – Цесаревич замер в ожидании ответа.

-Над царской властью стоит церковная власть… Церковники не желали признавать древнее единство народов, объединённых … скифами и христианством Апостола Андрея… Брестская Уния виновата… Наше духовенство приняло католическое вероучение… Новая про-ватиканская церковь установилась на Руси. Дети, это такая беда… Во втором ящике мои черновики, посмотрите… – Ломоносов замолчал, его правая рука безжизненно повисла.
      Мальчики кинулись к письменному столу, а Светка словно проснулась:
-Вы не останетесь в гордом одиночестве! Вы после себя оставите целый университет имени Ломоносова, останутся миллионы студентов, которые будут восхищаться вашими трудами и идти Вашей научной стезёй! (При  последних  её словах Юрий поперхнулся и закашлялся). А Ваши недруги Байер, Миллер и Шлицер, эти немецкие учёные-диверсанты, которые исказили древнюю российскую историю и которые Вас оболгали, канут в Лету!
      
     К сожалению, Ломоносов патетической речи Сергеевой Светланы, школьницы 21 века, уже не слышал. В комнату вбежала дочь Елена, услышав шумные возгласы, за ней ещё кто-то из домочадцев. Елена опустилась на колени возле постели отца и  зарыдала. Кто-то доложил: «Граф Орлов пожаловали!», и в комнату вошёл знаменитый фаворит Екатерины Второй в сопровождении людей в военной форме. Ребята быстро спрятались за портьеру. Спецоперацией руководил Григорий Орлов. По приказу императрицы все найденные документы, рукописи, черновики, книги были изъяты и вывезены в неизвестном направлении.
- Ни одной рукописи Ломоносова на историческую тему мы никогда больше не прочтём, - с сожалением сказал Цесаревич.- Миллер издаст «Древнюю российскую историю от начала русского  народа до кончины великого князя Ярослава Первого». Ломоносов в течение 8-ми лет не мог её издать, а Миллер издаст через год после его смерти. Что в этой книге от Ломоносова, а что от Миллера – мы никогда не узнаем.

    Ребята спустились по чёрной лестнице на первый этаж, но на Набережную не вышли – там было холодно. Все пребывали в раздумье и потрясении при виде смерти великого учёного и событий, за ними последовавших.
- Я полагаю, мы возвращаемся домой?! – задал вопрос Наследник. – Всё, что возможно и нужно было узнать, мы узнали. Время наше истекло. Вас могут начать искать в лагере с минуты на минуту.
- Цесаревич,  прошу ещё об одном путешествии. Я читал в энциклопедии, что было великое стояние на реке Угре. Мне надо знать, Кто,  Когда и Зачем  стоял на Угре.  В принципе, я знаю дату и имена. Это монголо-татары и русские. Мне надо знать, почему войска не приняли бой. Мне это очень надо, пожалуйста.
- Рюрик, у тебя же «тройка» по истории?! Откуда ты так много знаешь? Или «тройка» ещё не показатель знаний?
- Хорошо, - согласился Наследник, которого тоже начал интересовать этот исторический вопрос. – Туда – и назад.


      Продолжение следует...


Рецензии
Татьяна, моя оценка
Вашей публикации - ПОНРАВИЛОСЬ!

Читается интересно,
хороший живой язык событий...

Михаил Васильевич Ломоносов - величайшая фигура нашей планеты,
поэтому о нём говорят всё -
от инопланетного происхождения
до того, что этого Человека вообще не было...

Ваш разговор о Ломоносове - ещё одна красочная страничка его биографии!

Новых Вам творческих успехов!

С уважением,
Сергей

Сергей Владимирович Евдокимов   21.08.2021 12:40     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.