Наташа Толстова

Как автор я подобен калейдоскопу - мне снится всякая случайная чепуха, затем я машинально придаю ей видимость некоей симметрии, и получается как будто что-то, хотя на самом деле с такими картами ни в распасы, никуда соваться нельзя.

В наше время уже столько всякой информации, что самое лучшее - это никак её не приумножать, а то иначе получатся какие-нибудь Аральские казаки или Ужас Сибири с её ханом Коджугетом и Распутиным, с её шаманами и медведями.

Двести лет назад всё было так же как сейчас, но по старой памяти ещё казалось другим. Жестокий царь сослал декабристов в Сибирь. Многие этого не понимают. Само перемещение в Сибирь было Ужасом. Такой Ужас сопоставим разве что с перемещением на другой берег Атлантики.

Иркутск - русский Нью-Йорк. Этого не понимают, нет. И поздно объяснять, тем более во сне, там никто не слушает, а каждый городит что-то своё. Как в метро, где машина талдычет про маск и ноус, народ в конце вагона каждую минуту разражается воплями и хохотом, а африканская  парочка с соседней скамейки вдруг предлагает тебе секс втроём.

Толстой был суров в первую очередь к своим положительным героям, суров к самому себе - Наташу Ростову он отправил в страшную косматую Сибирь. А ведь Наташа Ростова это же и есть Лев Толстой!
Она плодовита как Классик, её дети, безликие, орущие, бегающие по поляне, это же его книги, сами собою вышедшие из лона таинственной гениальности. Славные числом и объёмом своим, книги эти полны здоровья и жизни.

Но при этом что же делает Толстой со своими героями?! Пьер сослан на каторгу, Наташа загнана в Сибирь, князь Андрей умирает, Анна Каренина гибнет под колёсами исторического прогресса, Вронский убит горем... И только царь, этот неумолимый восточный деспот, равнодушно взирает на страдания своих гладиаторов. Они его даже не забавляют, более того - царь недоволен скачками и гибелью Фру-Фру: вот каким его видит гений Толстого, и именно поэтому он есть зеркало русской революции.

Царизм развенчан, даже военным открывается его истинная суть, поэтому последний император, полковник Романов, обречён доигрывать свою роль по наихудшему сценарию распутинщины. Разумеется, ему в этом помогают и англичане, и немцы - факты известные. Но Николай сам делает всё для того, чтобы погубить себя, и не только потому что он глуп, но и в силу исторической необходимости, что в финале эпопеи превращает его в святого!

Так и герои Льва Толстого делают не то, что им нужно, а то, что хорошо для книги.
Мир как текст, и больше ничего.

Ничего


Рецензии
Про революцию, Сергей, забудьте).
Сейчас в России царит инфраконтрреволюционное настроение.

И слава богу, замечу в скобках, - я вот например так насмотрелся на революции и во всякие эти зеркала, что уже тошнило.
По крайней мере, на мой век такого настроения хватит - не прямо завтра русский социоисторический маятник качнётся и пойдёт в другую сторону, бессмысленный и беспощадный.

Что до текста. Хорошо. Но оставляет впечатление незаконченности. Вы славно разогнались, читаю, жду, что из этого выйдет, а тут - оп! - всё!
Причём, эту незаконченность Вы сам почувствовали.
Иначе не стали бы приклеивать противную нелитературную фразку в конце - про какой-то "мир".
А писали-то - про "мiр"!

С уважением, Ваш,

Григорий Лыков   08.12.2020 08:54     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Григорий! Рад встрече! Ваш отзыв меня несколько удивил, потому что Вы уже не первый, кто упоминает о революции, при том что я как автор этих опусов, о революции не думал вовсе! Выходит, я пишу одно, а читатели видят что-то другое. Или я сам не вижу что пишу и уже настолько свыкся с мыслями о революции, что перестал их сам замечать ))
То есть революция стала для меня фоном!

Но честное слово, я не революционер! Творить новые миры припомощи революций это примерно то же, что забивать гвозди микроскопом, как у нас говорили.

Да, революция это тоже инструмент сотворения миров, но самый грубый. В этом плане Ленин - величайший революционер, можно сказать, эталонный! И недаром он стоит на базе марксизма, недаром! Ибо без Маркса нет Ленина, как и без Ленина нет, так сказать, Сороса. Но это уже троцкизм, товарищи. Это антибог. Не наш путь при всём моём уважении к Ленину, Марксу и всем прогрессивным силам, символом которых можно назвать паровоз. Паровоз истории.

Лев Николаевич, к которому я постоянно возвращаюсь в своих мыслях, шёл иным путём, он не печатал листовок, не организовывал уличных шествий, не свергал проклятый режим. Он не хотел Революции, но её зеркалом он всё-таки был, здесь я согласен с Лениным.

Иду ли я путём Льва Толстого?! Нет, не иду. Но прослеживаю этот путь, эту линию, этот вектор. Толстой не делал Революцию, он удобрял почву, на которой она росла, он ходил босыми ногами по русской земле и косил траву-мураву, по которой скакали красные кавалеристы - Вы помните, Григорий, как их (нас) награждали в конном строю!

Но я не хочу революции, это слишком грубо. Много Фрунзе, мало Луначарский, много Махно, мало Блок, много 12, мало Незакомка.

Тем более не хочу я революции сейчас. Не согласен с диктатурой, не перевариваю диктатора (который давно уже стал для Путина чемоданом без ручки), но даже на его фоне чисто эстетически не могу смотреть на "мирные протесты". Не понимаю, кому может это нравиться. Это даже не революция, а просто невесть что, какая-то антиполитика.

Нет, нет, нет - никакой политики!

Ведь когда я пишу о декабристах или о жестоком царе, я не выражаю своего мнения, тут другое, совсем другое. Меня волнуют призрачные образы литературных героев и мифических ландшафтов в качестве декораций для кино.
Простите, сейчас продолжу ))

Ваш

Капитан Медуза   08.12.2020 20:56   Заявить о нарушении
Продолжаю ))

О незаконченности. Вот такие у меня отношения с темой, с мирами Толстого, сам не знаю почему, но так и есть. Ведь и первую вещицу, ту что Вы мне предлагали расклеить на афишах по всему городу, помните - я начал так же спонтанно, разогнался, раскочегарился... и ... внезапно врубил ручной тормоз на фразе НАСТОЯЩАЯ ФАМИЛИЯ КОТОРОГО БЫЛА НЕПРОИЗНОСИМА.

Сам не знаю почему так. Но там у меня хотя бы была какая-то уверенность в завтрашнем дне, я думал, что напишу продолжение, разовью эту тему. Но вместо этого - забыл о ней. И в этот раз, не вспоминая о той вещи, тоже начал писать, разогнался паровозом, влетел в страшную косматую Сибирь, и... упёрся в Иркутск, остановился перед Байкалом, только чудовищная нелитературная фраза как отцепившийся пустой столыпинский вагон на полном ходу АХНУЛА в воду , плюхнула, выпустила пузыри и Титаником опустилась на дно океана под звуки голоса Celine Dion: Ди Каприо вместо Нью-Йорка окунулся в тёплые воды Гольфстрима. Все плакали, весь зал Уфы, и я громче всех, охваченный волнами сентиментальности. Теперь, вспоминая это, думаешь: Oh, mein Gott - когда же мы снова увидим кино на большом экране Уфы...

А на дне Байкала стоит груженый золотым запасом Империи Столыпин. На неведомых человечеству частотах посылает он свои вечные три точки / три тире / три точки. И золотые слитки отражаются в глазах молчаливых рыб...

Капитан Медуза   08.12.2020 21:53   Заявить о нарушении
Так что в тот раз уменя была уверенность. Теперь её не было. Прямо как с локдаунами! Весной была уверенность, был оптимизм, а сейчас всеобщая растерянность.

Вы уж простите, Григорий, за многословие - разогнался. Каков жея всё-таки графоман...

Капитан Медуза   08.12.2020 22:15   Заявить о нарушении
Примечание. Уфа - это кинотеатр.

Капитан Медуза   08.12.2020 22:23   Заявить о нарушении
Добрый день, Сергей!
Ну спасибо - Вы так щедро ответили. Моя заметка не стоит, право, того.

Кто ж говорит, что Вы революционер, помилуйте! В мыслях не имел, - Вы же поэт.
Там у меня и смайлик стоит.

Речь не о том, но всё же, всё же, всё же).
Я лишь про противную фразку в конце - то ли бартовскую, то ли дерридовскую, то ли лакановскую - уже никто и не помнит, откуда она взялась.

Почему противную?
Потому что весь текстик Ваш - поэзия совсем другого порядка.
Я не просто вспомнил про "мiр". Ведь роман толстовский в оригинальном названии - Война и мiр. Мiр - это космос. Это - у-у-у.... Это то, что не расчисляется и не структурируется.
Мiр - теплое очень пространство. В нём можно встретить такие красивющие вещи как "чорный", как "шолк". В "мире" их уже нет. Смотрите, как красиво у Вас - Наташа Толстова. В "мире" - это что-то фельетонное, да? В "мiре" - это просто толстовская Наташа, Наташа Толстого, Наташа из пространств Толстого.

И тут вдруг бац - "мир как текст и больше ничего".
Если "больше ничего", то тогда вправду печаль печальная.
Это значит, что уже пришли и отструктурировали.
А потом махом устроят деструкцию. И будет "мир как хаос" итд итп.
Вот я и говорю (всего лишь) - что надеюсь: не будет.
И красный булгаковский Марс будет, так же дрожа, трусливо закатываться за наши крыши как и в эту зиму).

Так что моё возражение - отнюдь не "революционеру". Литератору. Разговор о акцентах.
Вот).

Григорий Лыков   09.12.2020 07:09   Заявить о нарушении
Про Мiр спасибо, Григорий, принято! Конечно! Я ж не всерьёз написал "мир как текст", это ирония по поводу штампов пост-модернизма. Конечно никакой не текст, это бред всё. Когда я упоминаю обо всех этих материализмах-постмодернизмах, я отнюдь не проникаюсь ихидеологией, ещё чего не хватало! У меня своё особое мистическое вИдение вселенной, я о том и Варе ответил только что.

Всегда Ваш

Сергей

P.S. А интересно получилось! Вот польза от диспута ))

Капитан Медуза   09.12.2020 11:15   Заявить о нарушении
Рад стараться!)

Григорий Лыков   10.12.2020 08:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.