На мандатной комиссии

Приемные экзамены в Военно-инженерную академию проходили в 1965 году в лагерях академии. Шесть экзаменов из семи я сдал не отлично, оставался один по литературе-сочинение. На последней консультации сообщили, что для сочинения будет четыре темы, из них одна- свободная-"Герой нашего времени". На вечерней прогулке по бывшему голицынскому имению мной овладело лирическое настроение, и я
решил написать сочинение на свободную тему в стихах. Еще во время прогулки сложились четыре четверостишия, два из которых я решил использовать, как вступление к сочинению, а другие, как заключение. Перед сном я продумал содержание основной части сочинения, для чего  решил написать еще 16 четверостишей.

 Экзамен по литературе принимали научные сотрудники и аспиранты литературного факультета Московского Государственного университета.
  В классе я занял стол напротив экзаменаторов. Раздали помеченные листы для сочинения и для черновых записей, и я в черновике стал размечать расположение четверостишей, вместо строчек которых ставил точки по количеству слогов в строчках уже сочиненных стихов для вступления и заключения.
  Сидящих напротив меня аспиранток заинтересовали мои нестандартные действия, и они начали потихоньку посмеиваться, а потом одна нараспев сказала:" вместо строчек одни точки-догадайся, мол, сама..." и быстро вышла в коридор, где расхохоталась по поводу, как ей показалось, моего чудачества.
В открытую дверь заглядывали повеселевшие аспирантки из других аудиторий, где тоже писали сочинение. Когда хохотунья вернулась, у меня уже было написано несколько четверостишей. Она их прочитала, заняла свое место и притихла.
 Я не заметил, как через три часа черновик сочинения в стихах был готов. Затем аккуратно все начисто переписал, проверил и передал сочинение членам экзаменационной комиссии. Они передали мои стихи председателю комиссии, доценту
 МГУ, которая, прочитав пару раз сочинение, сделала две пометки и сказала мне, что поставлены две лишние запятые. Я объяснил, что ,как автор, хотел усилить значение выделенных слов. Председатель экзаменационной комиссии на сочинении поставила пять с плюсом и выразила сожаление, что в зачетке плюс не ставится.

Подводя итоги дня, начальник курса поздравил наши поредевшие ряды с успешной сдачей вступительных экзаменов и сообщил, что завтра будет мандатная комиссия и что согласно полученных оценок, я должен первым ее пройти.

  В состав мандатной комиссии входили: начальник академии, его заместители, начальники факультетов, начальники кафедр и другие генералы... Комиссия находилась в зале летнего здания. Первые пять человек с лучшими оценками, полученными на вступительных экзаменах, ожидали, когда их вызовут, на веранде.
Кажджый по вызову должен был войти в зал, подойти к начальнику академии и, остановившись от начальника за два-три шага, представиться и доложить о прибытии на мандатную комиссию. Но возникала сложность различить начальника академии на фоне многих генералов, так как офицерам и генералам было разрешено  в жаркую погоду носить зеленые рубашки с погонами и галстуком, а на генеральских погонах звезды просматривались плохо. Никто из первой пятерки с начальником академии не
встречался.
 
   Когда меня вызвали, я вдруг сообразил и с порога в зал обратился к начальнику академии:"Товарищ генерал-полковник, разрешите войти!" Тут я услышал и увидел
человека, с первого взгляда вызывающего к себе уважение. Строевым шагом я подошел к нему , представился и доложил о прибытии на мандатную комиссию.
 Во время доклада я увидел перед начальником академии раскрытое мое сочинение в стихах. Он спросил меня;"Это ваше хобби?" Пока я подумал, стоит ли говорить, что
мое хобби-это живопись, передо мной появился небольшого роста полковник, который спросил меня, что читал ли я японского поэта Хобби. Я ответил, что не читал.
Тогда начальник академии негромко  сказал: "Товарищ полковник, зачем же демонстрировать абитуриенту свою неосведомленность. Затем спрооил меня:"Вы спорт
любите?" Я ответил, что нет. Воцарилась тишина, ведь, академия в Вооруженных Силах в спортивных  соревнованиях постоянно занимала первые места.
 "Так что же вы любите?"-сухо спросил начальник. Когда я ответил, что люблю
физкультуру, все рассмеялись.
  Потом последовал вопрос о моем отношении к строевой подготовке, так как
большая часть слушателей составляет парадный расчет, а тренировки к парадам
проводятся во время зачетов и экзаменов, и приходилось ли мне принимать участие в военных парадах. Я ответил, что шесть парадов прошел на правом фланге Военно-
топографического училища на Дворцовой площади Ленинграда. На вопрос приходилось
ли мне маршировать на Красной площади, я ответил, что проходил дважды на правом
фланге второй шеренги колонны пионеров, следующей за спортсменами, начинавших движение после прохода войск. Тогда я был в пятом , затем в шестом классе и
и видел на трибуне И. В. Сталина. 
 Начальник академии пожелал мне также успешно продолжать учебу в академии. Я Приложил руку к голове, сказал:"Есть", повернулся кругом и сделал полный строевой шаг... Раздался грохот, в глазах потемнело, а когда прояснилось, то увидел, что я присел, рядом лежала фуражка. Очевидно, что виноват был мой рост, так как я ударился лбом о притолоку летнего домика. Надев фуражку, которая уберегла мою голову, повернувшись к начальнику и приняв стойку "смирно", я произнес:"Товарищ генерал-полковник, разрешите все-таки выйти!"...
   
    Когда я вышел, позади раздался громкий смех. Потом выяснилось, что смех прекратился не сразу, и четырем коллегам после меня под хорошее настроение каверзных вопросов не задавали.



                2020 г.







 

 


Рецензии