Электронные Учебно - Методические Комплексы
" Можно привести верблюда на водопой, но нельзя заставить его напиться".
Эта мудрость отражает основной принцип обучения - можно создать все необходимые условия и предпосылки для обучения, но само познание может совершиться только тогда, когда обучаемый поймет, что для получения знаний нужно трудиться. А что бы трудиться эффективно, необходим багаж знаний и желание применять эти знания в процессе познания. Если это случилось, обучение воспринимается как творческий процесс. Если нет, это долгая и мучительная казнь.
Методические рекомендации по разработке электронных учебно-методических пособий предназначены для преподавателей специальных дисциплин технических общеобразовательных учреждений в целях использования дистанционных технологий в учебном процессе.
Основной идеей методики дистанционного обучения в системе СПО и ВПО - образования является создание учебной информационной среды, включающей электронные информационные источники, электронные библиотеки, видео - и аудиотеки, книги и учебные пособия.
Субъектами учебной среды являются как обучаемые, так и преподаватели, взаимодействие которых осуществляется с помощью современных мультимедийных IT- телекоммуникационных средств.
Такая учебная среда предоставляет уникальные возможности обучаемым для получения знаний, как самостоятельно, так и
под руководством преподавателя - консультанта помогающего понять сложные вопросы при изучении разделов курса (тьютора).
При разработке учебных курсов – модулей, упор делается на самостоятельную работу обучаемых, их коллективное творчество, проведение мини-исследований различного уровня.
Предусматривается большое количество заданий, рассчитанных на самостоятельную проработку с возможностью получения ежедневных консультаций. Задания должны помогать обучаемому освоить материал и убедиться в том, что он все правильно понял. Это могут быть:
Первый этап - простые тестовые задания содержащие вопрос и несколько ответов, из которых обучаемый должен выбрать один.
Второй этап – это пространный ответ на вопросы, не имеющие прямого ответа в тексте пособия.
Третий этап задание - это решение практической задачи с использованием базовых и новых знаний полученных в данном разделе модуля.
Мировой опыт дистанционного обучения показывает, что при такой организации учебного процесса взаимодействие обучаемых и преподавателей на индивидуальной основе происходит гораздо чаще и эффективнее, чем при других формах обучения.
Структура Учебно - Методического Комплекса
Комплект электронных учебных материалов должен включать в себя наиболее распространенные средства:
• Учебные материалы по каждому отдельному уроку;
• Справочные пособия в форме «вопросов и ответов» по изучаемой теме;
• Методический сборник заданий, по вариантам для выполнения итогового задания по теме, с целью получения оценки;
• Презентации с примерами решения схожих вариантов заданий;
• Видео учебно – информационных материалов для закрепления полученных знаний;
• Лабораторных дистанционных практикумов;
• Тренажеров для получения первычных профессиональных навыков с удаленным доступом;
• средств обучения на основе виртуальной реальности;
-форум для обсуждения.
По своему составу и объему разрабатываемые учебные материалы должны быть достаточны (избыточны) для организации учебного процесса с студентами по требованиям стандартов СПО и ВПО, которые имеют различную начальную подготовку, различные учебные навыки и стили учебной работы. Они должны разрабатываться на основе рабочей образовательной программы для специальности по изучаемому модулю, соответствующей содержанию требований в рамках Российского образовательного стандарта по конкретной специальности в объеме часов и требований для каждой отдельной специальности.
Учебно-методические материалы должны включать в себя средства (инструменты) для оперативного (промежуточного) контроля (и самоконтроля), которые позволяют фиксировать уровень достижения соответствующих образовательных результатов и вносить необходимые коррективы в учебный процесс.
Дидактические принципы цифрового образовательного процесса
К основным принципам цифрового образовательного процесса относятся:
1. принцип доминирования;
2. принцип персонализации;
3. принцип целесообразности;
4. принцип гибкости и адаптивности;
5. принцип успешности;
6. принцип обучения в сотрудничестве и взаимодействии;
7. принцип практикоориентированности;
8. принцип нарастания сложности;
9. принцип насыщенности образовательной среды;
10. принцип полимодальности (мультимедийности);
11. принцип включенного оценивания.
1. Принцип доминирования фокусируется на самостоятельной учебной деятельности студента в цифровой образовательной среде. Преподавателю необходимо организовать учебный процесс, поддерживать и помогать студенту в процессе обучения.
2. Принцип персонализации предполагает возможность студента самостоятельно определить цель обучения, выбрать стратегию образовательного процесса, темп и уровень освоения образовательной программы. Такой подход позволит преподавателю отслеживать персональные показатели развития и учебные результаты студента.
3. Принцип целесообразности пересекается с традиционным дидактическим принципом целенаправленности: в процессе обучения требуется использование только таких цифровых технологий, которые максимально обеспечивают достижения поставленных целей в образовательном процессе конкретного студента. Данный принцип не подразумевает использование малоэффективных педагогических технологий и средств без четко поставленных образовательных целей.(задать сена)
4. Принцип гибкости и адаптивности позволяет развивать индивидуальный подход в зависимости от условий цифрового образовательного процесса. Цифровой образовательный процесс позволяет автоматически подстроить программу под каждого обучающегося, принимая во внимание такие аспекты, как порядок, способ и темп предоставления учебного материала. Также данный принцип учитывает уровень и характер поддержки педагога.
5. Принцип успешности в обучении пересекается с дидактическим принципом прочности и требует достижения поставленных целей, а также полного усвоения знаний, умений и навыков. В цифровом образовательном процессе данный принцип является завершающим элементом в дидактической цепочке «объяснение – закрепление – контроль». Выделяются дополнительные учебные часы для закрепления материала, нередко организовывается очная встреча преподавателей и студентов. В форме очного –личного собеседования , либо – дистанционно по скайпу . Преподаватель внимательно отслеживает оптимальное соотношение групповых и индивидуальных форм закрепления. Цифровые средства значительно ускоряют этот процесс и делают его менее рутинным.
6. Принцип обучения в сотрудничестве и взаимодействии (аналог дидактического принципа интерактивности) требует построение учебного процесса на основе активной многосторонней коммуникации — реальной и сетевой — между преподавателем и обучающимся. Данный принцип предполагает использование групповых форм сетевого обучения. Это обсуждение примера решения конкретной задачи схожей с той, которая у каждого в индивидуальном итоговом задании по теме.
7. Принцип практикоориентированности, прямым образом связанный с традиционным дидактическим принципом связи обучения с жизнью, требует четкой настройки целей и конкретных результатов. Для этого необходимо организовать:
• постановку учебных целей, задач и проблемных ситуаций;
• практические задания;
• закрепление полученных знаний в «реальных» условиях, то есть на действующем проекте или предприятии.
8. Принцип нарастания сложности, который соотносится с дидактическим принципом доступности, систематичности и последовательности, предполагает последовательный переход:
• от простого к сложному и от сложного к простому;
• от общего к частному и от частного к общему;
• от индивидуального к групповому и от группового к индивидуальному и другие процессы обучения.
9. Принцип насыщенности образовательной среды требует избытка информационных ресурсов для построения индивидуальной стратегии обучения. Такая избыточность может быть реализована при помощи сетевого образовательного ресурса — единой информационной образовательной среды. Цифровая технология предусматривает создание совместных электронных библиотек используемых несколькими учебными заведениями одинакового профиля. Содержание этих библиотек, утверждаются и создается «Методическим советом отрасли», с использованием опыта и материалов научно исследовательских организаций , а так же в первую очередь , разработчиков изучаемого оборудования.
10. Принцип полимодальности (мультимедийности) является более развернутым дидактическим принципом наглядности и задействует в учебном процессе зрительный, слуховой и моторный (кинестетический) способы восприятия. Для этого задействуют различные устройства, такие как тренажеры, датчики, симуляторы, а также средства дополненной реальности. Но исключать из процесса обучения действующее оборудование учебной лаборатории и решения сетевых вопросов в пределах учебной сети - не рекомендуется.
11. Принцип включенного оценивания требует непрерывное оценивание успешности обучаемых на протяжении всего учебного процесса. Цифровые технологии обеспечивают мгновенную обратную связь, непрерывно передавая педагогу необходимые данные о результатах выполнения задания. Благодаря этому преподаватель делает выводы о сильных и слабых сторонах студента, позволяя прямо в процессе обучения корректировать сценарии развития и ближайшие учебные цели. Таким образом, цифровые технологии обеспечивают объективность и прозрачность окончательной оценки выполнения того или иного задания. При этом преподаватель не заменяет задание слабому, а помогает ему освоить текущий материал, изучив базовый,в индивидуальном режиме, еще раз, используя видеозапись урока, продемонстрировать алгоритм решения вопроса.
Заключение
Дидактические принципы цифрового профессионального образования являются открытыми и в силу своей новизны требуют дополнений по мере развития теоретических и практических возможностей цифрового образования.
Результатами цифровизации образования станет эффективное самостоятельное образование, построенное на индивидуальных образовательных процессах и непрерывном мониторинге деятельности обучающегося. Цифровизация значительно расширяет возможности использования групповых и индивидуальных форм занятий, обеспечивает полное усвоение профессиональных знаний и навыков, а также значительно влияет на развитие инклюзивного обучения. При создании курсов «Цифрового образования» учебные заведения соответствующего профиля должны находиться в подчинении того министерства или ведомства, кому оно поставляет своих выпускников. Это в первую очередь связано с материально техническим и содержательным обеспечением самого процесса обучения. Проще говоря, Министерство образования не способно обеспечить учебные лаборатории тем конкретным оборудованием и рекомендациями, о которых оно просто ничего не знает. А оборудование меняется очень часто, и стоит очень дорого. Но это вопрос лизинга, который то же может проще решаться в техническом министерстве данного профиля.
Свидетельство о публикации №220120401844