Электронные Учебно - Методические Комплексы

Мудрость жителей пустынь гласит:
" Можно привести верблюда на водопой, но нельзя заставить его напиться".
      
Эта мудрость отражает основной принцип обучения - можно создать все необходимые условия и предпосылки для обучения, но само познание может совершиться только тогда, когда обучаемый поймет, что для  получения знаний нужно трудиться. А что бы трудиться эффективно, необходим багаж знаний и желание  применять эти знания в процессе познания. Если это случилось, обучение  воспринимается как творческий процесс. Если нет, это  долгая и мучительная казнь.
Методические рекомендации по разработке электронных учебно-методических пособий предназначены для преподавателей  специальных дисциплин технических общеобразовательных учреждений в целях использования дистанционных технологий в учебном процессе.
Основной идеей методики дистанционного обучения в системе СПО и ВПО - образования является создание учебной информационной среды, включающей электронные информационные источники, электронные библиотеки, видео - и аудиотеки, книги и учебные пособия.
Субъектами учебной среды являются как обучаемые, так и преподаватели, взаимодействие которых осуществляется с помощью современных мультимедийных IT- телекоммуникационных средств.
Такая учебная среда предоставляет уникальные возможности обучаемым для получения знаний, как самостоятельно, так и
под руководством  преподавателя - консультанта помогающего  понять сложные вопросы  при изучении  разделов курса (тьютора).
         При разработке учебных курсов – модулей, упор делается на самостоятельную работу обучаемых, их коллективное творчество, проведение мини-исследований различного уровня.
Предусматривается большое количество заданий, рассчитанных на самостоятельную проработку с возможностью получения ежедневных консультаций. Задания  должны   помогать  обучаемому  освоить  материал и убедиться в том, что  он все правильно понял. Это могут быть:
Первый этап - простые тестовые задания  содержащие вопрос и несколько ответов, из которых  обучаемый должен выбрать  один.
Второй этап – это  пространный ответ на  вопросы,  не имеющие прямого ответа в тексте пособия.
Третий этап задание - это решение практической  задачи  с использованием  базовых и новых знаний  полученных в данном разделе модуля.
Мировой опыт дистанционного обучения показывает, что при такой организации учебного процесса взаимодействие обучаемых и преподавателей на индивидуальной основе происходит гораздо чаще и эффективнее, чем при других формах обучения.

Структура  Учебно - Методического  Комплекса

Комплект электронных учебных материалов должен включать в себя наиболее распространенные средства:

• Учебные материалы по каждому отдельному уроку;
• Справочные пособия в форме «вопросов и ответов» по изучаемой теме;
• Методический сборник заданий, по вариантам  для выполнения  итогового задания по теме, с целью получения  оценки;
• Презентации  с примерами  решения  схожих вариантов заданий;
• Видео  учебно – информационных материалов для закрепления полученных знаний;
• Лабораторных  дистанционных практикумов;
• Тренажеров для получения первычных  профессиональных навыков с удаленным доступом;
• средств обучения на основе виртуальной реальности;
 -форум для обсуждения.


 По своему составу и объему разрабатываемые учебные материалы должны быть достаточны (избыточны) для организации учебного процесса с студентами  по требованиям стандартов СПО и ВПО, которые имеют различную начальную подготовку, различные учебные навыки и стили учебной работы. Они должны разрабатываться на основе рабочей образовательной программы для специальности по изучаемому модулю, соответствующей содержанию требований  в рамках Российского образовательного стандарта по конкретной  специальности в объеме часов  и требований для каждой  отдельной специальности.
        Учебно-методические материалы должны включать в себя средства (инструменты) для оперативного (промежуточного) контроля (и самоконтроля), которые позволяют фиксировать уровень достижения соответствующих образовательных результатов и вносить необходимые коррективы в учебный процесс.
      
Дидактические принципы цифрового образовательного процесса
К основным принципам цифрового образовательного процесса относятся:

1. принцип доминирования;
2. принцип персонализации;
3. принцип целесообразности;
4. принцип гибкости и адаптивности;
5. принцип успешности;
6. принцип обучения в сотрудничестве и взаимодействии;
7. принцип практикоориентированности;
8. принцип нарастания сложности;
9. принцип насыщенности образовательной среды;
10. принцип полимодальности (мультимедийности);
11. принцип включенного оценивания.

1. Принцип доминирования фокусируется на самостоятельной учебной деятельности студента в цифровой образовательной среде. Преподавателю необходимо организовать учебный процесс, поддерживать и помогать студенту в процессе обучения.

2. Принцип персонализации предполагает возможность студента самостоятельно определить цель обучения, выбрать стратегию образовательного процесса, темп и уровень освоения образовательной программы. Такой подход позволит преподавателю отслеживать персональные показатели развития и учебные результаты студента.

3. Принцип целесообразности пересекается с традиционным дидактическим принципом целенаправленности: в процессе обучения требуется использование только таких цифровых технологий, которые максимально обеспечивают достижения поставленных целей в образовательном процессе конкретного студента. Данный принцип не подразумевает использование малоэффективных педагогических технологий и средств без четко поставленных образовательных целей.(задать сена)

4. Принцип гибкости и адаптивности позволяет развивать индивидуальный подход в зависимости от условий цифрового образовательного процесса. Цифровой образовательный процесс позволяет автоматически подстроить программу под каждого обучающегося, принимая во внимание такие аспекты, как порядок, способ и темп предоставления учебного материала. Также данный принцип учитывает уровень и характер поддержки педагога.

5. Принцип успешности в обучении пересекается с дидактическим принципом прочности и требует достижения поставленных целей, а также полного усвоения знаний, умений и навыков. В цифровом образовательном процессе данный принцип является завершающим элементом в дидактической цепочке «объяснение – закрепление – контроль». Выделяются дополнительные учебные часы для закрепления материала, нередко организовывается очная встреча преподавателей и студентов. В форме  очного –личного собеседования , либо – дистанционно по скайпу . Преподаватель внимательно отслеживает оптимальное соотношение групповых и индивидуальных форм закрепления. Цифровые средства значительно ускоряют этот процесс и делают его менее рутинным.

6. Принцип обучения в сотрудничестве и взаимодействии (аналог дидактического принципа интерактивности) требует построение учебного процесса на основе активной многосторонней коммуникации — реальной и сетевой — между преподавателем и обучающимся. Данный принцип предполагает использование групповых форм сетевого обучения. Это  обсуждение  примера решения конкретной задачи схожей с той, которая  у каждого в индивидуальном итоговом задании по теме.

7. Принцип практикоориентированности, прямым образом связанный с традиционным дидактическим принципом связи обучения с жизнью, требует четкой настройки целей и конкретных результатов. Для этого необходимо организовать:


• постановку учебных целей, задач и проблемных ситуаций;
• практические задания;
• закрепление полученных знаний в «реальных» условиях, то есть на действующем проекте или предприятии.

8. Принцип нарастания сложности, который соотносится с дидактическим принципом доступности, систематичности и последовательности, предполагает последовательный переход:
• от простого к сложному и от сложного к простому;
• от общего к частному и от частного к общему;
• от индивидуального к групповому и от группового к индивидуальному и другие процессы обучения.

9. Принцип насыщенности образовательной среды требует избытка информационных ресурсов для построения индивидуальной стратегии обучения. Такая избыточность может быть реализована при помощи сетевого образовательного ресурса — единой информационной образовательной среды. Цифровая технология  предусматривает создание совместных электронных библиотек используемых несколькими учебными заведениями  одинакового профиля. Содержание  этих библиотек, утверждаются и создается «Методическим советом отрасли», с использованием  опыта и материалов  научно исследовательских организаций , а так же в первую очередь , разработчиков  изучаемого оборудования.

10. Принцип полимодальности (мультимедийности)  является более развернутым дидактическим принципом наглядности и задействует в учебном процессе зрительный, слуховой и моторный (кинестетический) способы восприятия. Для этого задействуют различные устройства, такие как тренажеры, датчики, симуляторы, а также средства дополненной реальности. Но исключать из процесса обучения действующее оборудование  учебной лаборатории и  решения сетевых вопросов в пределах учебной сети -  не  рекомендуется.

11. Принцип включенного оценивания требует непрерывное оценивание успешности обучаемых  на протяжении всего учебного процесса. Цифровые технологии обеспечивают мгновенную обратную связь, непрерывно передавая педагогу необходимые данные о результатах выполнения задания. Благодаря этому преподаватель делает выводы о сильных и слабых сторонах студента, позволяя прямо в процессе обучения корректировать сценарии развития и ближайшие учебные цели. Таким образом, цифровые технологии обеспечивают объективность и прозрачность окончательной оценки выполнения того или иного задания. При этом преподаватель не заменяет  задание слабому, а  помогает  ему  освоить  текущий материал, изучив базовый,в индивидуальном  режиме, еще раз, используя видеозапись урока,  продемонстрировать алгоритм решения вопроса.

Заключение
Дидактические принципы цифрового профессионального образования являются открытыми и в силу своей новизны требуют дополнений по мере развития теоретических и практических возможностей цифрового образования.

Результатами цифровизации образования станет эффективное самостоятельное образование, построенное на индивидуальных образовательных процессах и непрерывном мониторинге деятельности обучающегося. Цифровизация значительно расширяет возможности использования групповых и индивидуальных форм занятий, обеспечивает полное усвоение профессиональных знаний и навыков, а также значительно влияет на развитие инклюзивного обучения. При создании  курсов  «Цифрового образования» учебные заведения соответствующего профиля должны находиться в подчинении того министерства или ведомства,  кому  оно поставляет своих выпускников. Это в первую очередь связано с материально техническим и содержательным обеспечением  самого  процесса обучения. Проще говоря, Министерство образования не способно  обеспечить  учебные лаборатории тем конкретным оборудованием и рекомендациями, о которых оно просто ничего не знает. А оборудование меняется очень часто, и стоит очень дорого. Но это вопрос  лизинга, который то же может проще решаться  в техническом министерстве данного профиля.


Рецензии