Инфаркт не приговор

В своё время, когда я учился в воронежском меде, меня очень захватила мечта: стать сосудистым хирургом. Именно они - хирурги - делали балонную дилатацию и стентирование сосудов сердца при ишемии: при инфаркте миокарда и стенокардии. Все места в этом отделении были так сказать "забронированы" на много лет вперёд, да и вообще хирургом можно было бесплатно стать лишь в качестве врача-хирурга в поликлинике, онкологии или тюремной больнице. За остальные интернатуры-ординатуры (1-2 года обучения) надо было платить и суммы были значительные. При условии отсутствии зарплаты, естественно. Так я стал врачом скорой помощи. Но это уже другая история.
В Германии я был ужасно удивлён, что балонную дилатацию или стентирование делают терапевты кардиологического отделения. Собственно, как и имплантацию водителя ритма сердца при тяжелых нарушениях ритма. Это относительно незначительные вмешательства (рука не поднимается написать "операции") при короткодействующей внутривенной анестезии. Вообще сам инфаркт здесь не вызывает такого трепета и страха, как в России. Ну, анмельдуем мы человека на коронарографию, ну, поставят ему в этот же день стент, побудет он ночь в Интенсиве, утром же обратно к нам, в отделение, переведут. То ли дело насчёт относительно трудноизлечимых или труднодиагностируемых злокачественных опухолей, которые могут метастазировать: попробуй найди до уже неоперабельной стадии...
Кстати, нарушения ритма сердца в чём-то даже серьёзнее инфаркта: время на восстановление ритма порой идёт на считанные минуты (мы не будем здесь рассматривать осложнение инфаркта нарушением ритма).
Много, много здесь отличий в медицине, а скорее в тактике. Например, я долго удивлялся фразе: почему-то пациент сонлив, а не низкий ли уровень натрия у него в крови? Да, в России по*, сонлив ли пациент или нет. Хотя, может быть я и преувеличиваю...
Думаю, я ещё долго удивляться буду. Хотя, все эти отличия логичны, и я не понимаю, почему в России всё совершенно по-другому. Ведь иностранные учебники именно так учат, как здесь. И я говорю совсем не о немецких авторах.


Рецензии