Пояснение к стиху Настанет час, я к Богу отойду
Цикличность в истории и культуре основывается на философском отражении закона диалектики «Отрицания отрицания», введенном ещё немецким философом Георгом Гегелем (1770 - 1831). Используя краткие сведения из Википедии, мы с вами можем получить информацию по этой теме.
«В законе "отрицания отрицания" четко выделяются три важнейших признака: преемственность, поступательность и цикличность. Преемственность есть органическое смыкание последовательных стадий развития, непрерывное накопление, собирание элементов. Поступательность раскрывается как последовательное и постепенное продвижение вперед, вверх.
Поступательность в единстве с преемственностью составляет суть диалектического развития. Как отмечал Гегель, на каждой новой ступени развитие "возвышает всю массу своего предыдущего содержания и не только ничего не теряет от своего диалектического движения вперед, не только ничего не оставляет позади себя, но несет с собой все приобретенное и обогащается и сгущается внутри себя.
Сохранение преемственности и утверждение поступательности, диалектически сочетаясь друг с другом, дают в итоге цикличность. Последняя не замкнута, как в теориях цикличности.
Собственно, в диалектике цикла нет или он представляет собою открытый тип. Возврат к прошлому только поверхностный, ибо "возвратное приближение к началу", по выражению Гегеля, происходит всегда на качественно новой основе или на более высоком уровне развития. Каждый его отдельный цикл представляет собой виток, разомкнутый на следующий оборот круга, а развитие в целом приобретает форму спирали, диалектически соединяющей в себе круговое, собственно циклическое и линейно-восходящее движение.
Почему преемственность обеспечивает возврат как бы к пройденному этапу развития, т.е. "возвратное приближение к началу"? Это связано с частичным повторением "начальных" свойств существования и желания активных членов сообщества, частично, повторить стиль жизни того начального периода.
Но, при спиральной форме развития точка исхода и точка возврата не совпадают, повторяемость не абсолютна, а относительна, частична и, естественно, нет никакой предопределенности или мистического возвращения в прошлое. Любая позиция на данном витке спирали находится над соответствующей позицией предшествующего витка.
По закону «отрицания отрицания» спирально выстраиваются и соответствующие теоретические представления, в которых отражается историческая реальность.»
И наконец, в 20 веке к понятию «спиральной динамики развития общества» пришёл «американский психолог Клер Грейвз (1914-1986), «который большую часть жизни занимался изучением биопсихосоциальных систем, совмещая методы анализа разных гуманитарных дисциплин.
Грейвз на протяжении почти 30 лет следил за социокультурными условиями, ценностями и моральными ориентирами людей из разных стран и культурных традиций. На основании исследования поведения и мотивов более чем 50 тыс. человек он пришел к заключению, что любая живая система (человек, общество, компания или страна) проходит примерно одни и те же уровни развития. Эта теория эмерджентных циклических уровней существования (The Emergent Cyclical Levels of Existence Theory, ECLET), согласно Грейвзу дает важные ключи к пониманию жизненных целей и приоритетов каждого человека на протяжении его жизни, объясняет ради чего человек живет».
Мы с вами, дорогой читатель только прикоснулись к философским обоснованиям «цикличности истории», но и эти краткие сведения дают нам возможность говорить о научности нашего понимания этой темы.
В научном описании философии истории мне не встречалось описание того, что «цикличность истории» связана с цикличностью доминирующих личностных типов её творцов. Но, логически рассуждая, и познав свойства личностей многих литературных и исторических "героев" вы поймёте, что именно это и является, в конечном итоге, причиной "цикличности истории".
А свойства "личностей исторических героев" возникают не случайно, а под воздействием экономических, социальных и культурных особенностей в семьях (и в обществе) этих "героев". А в свою очередь, эти особенности связаны с экономической, социальной и культурной историей того общества (страны), где росли, учились и готовились к своей исторической миссии эти "герои".
Т.е. потрясения (войны, голод, природные катастрофы в стране) запускают формирование большой группы (страты) "приземлённых" людей (Первого психологического типа).
Последующие мирные годы способствуют доминированию хороших "ответственных" специалистов (Второй психологический тип).
Быстрое материальное, научное и культурное развитие общества (страны) выдвигают в доминанты "целеустремлённых" (Третий психологический тип).
Наконец, достигнув хорошего уровня в научном и культурном развитии, общество (страна) начинает высоко ценить духовность и её носителей: "духовных миротворцев", правозащитников. Они составляют новую большую страту активных членов общества (Четвёртый психологический тип).
Но воспитание детей не допускает излишнего баловства, а именно эта, последняя, страта этим и отличается. В результате их дети составляют новую страту "эгоистичных гедонистов", плохо приспособленных к труду и праведной жизни (Пятый психологический тип).
Гибель историко-значительных цивилизаций мы можем связать с доминированием в деятельности и управлении этой "разрушительной" страты. Чем больше богатство и статус, присвоенные семьями этих людей, тем дольше и разрушительнее их "деятельность", тем страшнее она для страны.
Но это действует тогда, когда страта "эгоистичных гедонистов" становится больше и активнее, и превращается в подлинную "чуму" для своего народа и своей истории.
Это значит, что хорошее воспитание для ваших детей и внуков – это не просто ваше личное дело, а дело государственной важности, которое будет влиять на их историю и процветание. Бойтесь воспитать "эгоистичных гедонистов". Ведь это принесёт горе и вам и вашим детям и внукам. Не пренебрегайте педагогической литературой и опытом воспитания достойных людей. Будьте бдительнее и стремитесь "вперёд, сквозь даль смотреть".
Свидетельство о публикации №220120400323
Я не знаю, с каким оружием будет вестись третья мировая война, но четвертая мировая война будет вестись палками и камнями.
I know not with what weapons World War III will be fought, but World War IV will be fought with sticks and stones (анг.)
Источник: интервью с Alfred Werner, Liberal Judaism 16 (Апрель-май 1949), Einstein Archive 30-1104
Евгений Радомысельский 22.02.2022 05:50 Заявить о нарушении