24. Социолизация

   Процесс социализации, то есть усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяет ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социолизация включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование.

   Совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей представляет собой то, что в широком смысле принято называть обществом. Поскольку вне общества ни воспитательная реальность, ни педагогическое бытие не существуют, общество представляет собой театр, где специфическим средством выражения педагогического бытия является деятельность субъектов педагогического процесса и изучение закономерностей формирования личности в процессе образования.

   Современная педагогика проблемы образования решает на основе философских концепций человека, социально-психологических и психофизиологических исследований. И мы уже упомянули, что в своем стремлении в социум, в процессе совместной деятельности ученик постепенно в большей мере берет ответственность на себя и уменьшая роль совместной деятельности, увеличивает долю самообразования и самовоспитания (см. Личность, об ответственности).

Педагогическое бытие как место драмы педагогических идей

   В силу неоднородности общества, школа призвана быть местом, где развитие педагогических идей достигает апогея. Мы не можем при этом не обратить внимание на алгоритм практических действий школы, который следует из приведенного высказывания Б.П.Битинаса:

1. Формирование философского идеала школы;
2. Преломление философского идеала школой (учителя, родители, ученики);
3. Превращение философского идеала в цель воспитания конкретной школы;
4. Двустороннее влияние философских идеалов на процесс воспитания в результате:

4.1. развития личности педагогом;
4.2. саморазвития личности.

5. Анализ возникающей воспитательной реальности на фоне общих проблем человеческого бытия и коррекция педагогических действий.

   При этом от философии школы не следует ждать чуда – уникальных, оторванных от общего русла философии течений. Философию школы следует рассматривать как анализ философских идеалов конкретной школой для придания смысла воспитательной реальности и педагогическому бытию.
 
   Скорее всего к ней следует относиться как к равноправной ветви могучего древа философии, уходящего корнями в священную землю древней Эллады, напитавшую Европу. 

   Приведенный выше алгоритм верно отражает практические действия школы по приданию философского смысла педагогической деятельности, но скрывает личный смысл, т.е. во имя чего педагогам следует оторваться от каждодневных рутинных задач, открыть свой философский глаз и обратить философский взгляд на самое себя, своих учеников, родителей, администрацию и общество. Каков эффект на выходе в случае реализации предложенного алгоритма? Зачем это нужно? Кому это выгодно?

   О.Зид  был более практичен нежели Б.П.Битинас и считает главными задачами философии образования:

- Интеграцию идей философии в теорию и практику педагогической деятельности;
- Совершенствование педагогической культуры;
- Расширение возможностей педагогического мышления;
- Философия как общая методология образования и педагогики.

   Здесь уместно лишний раз вспомнить чем отличаются искусство и наука, поскольку на примере педагогики и в соответствии с мнением И.Канта налицо перерастание искусства философии в науку педагогику.

   Искусство отражает действительность в художественных образах. Творец образов – человек, который пытается выразить свои впечатления и переживания окружающего мира. Педагогика как искусство даёт учителю возможность для выражения своих настроений, проявление индивидуальности и творческих способностей в обучении и воспитании ребёнка.

   Наука же занята получением знаний об окружающем мире и систематизацией этих знаний. Педагогика как наука заключена в строгие рамки и нормы и вынуждена организовывать целостный процесс развития и формирования личности в условиях воспитания, обучения и образования. Отметим, что этот процесс достаточно строго регламентируют представления современных государств и состояние общества, порой не оставляя учителю места для творчества.

   В самых общих чертах учитель передаёт социальный опыт старших поколений и стремится к созданию условий для активного усвоения этого опыта младшим.


Рецензии