Дело было в Харькове. Глава III. Авиазавод

       Начало в  http://proza.ru/2020/12/04/593

                III. Авиазавод

       На следующее утро мы отправились на авиазавод. Он располагался совсем рядом. Возможно, две-три остановки на трамвае от общежития. По сути, в этой части города все было завязано на авиацию: харьковский авиационный институт, харьковское авиационное производственное объединение и общежития для авиаторов, как студенческие, так и рабочие.

       - Сейчас вам выпишут пропуски на весь период практики, и мы начнем ходить по цехам. Будем смотреть – как и что здесь происходит. Но – ничего не трогать руками! Только смотреть и слушать, смотреть и слушать! – это поступила твердая команда от куратора, который еще явно пребывал под впечатлением нашего пения.

       А что он хотел? С ним в Харьков отправился народ разношерстый. Не в том смысле, что из разных учебных групп, а со всех концов страны. Причем, большей частью из восточных республик да с южным темпераментом. Только Карпо считался, что он с Дальнего Востока. Хотя его родственники уже переселились на Украину. А география остальных впечатляла: Баку, Тбилиси, Адлер, Ашхабад, Минск и Пятигорск. В основном, горячие восточные парни...

       Но в Харькове нас всех принимали как киевлян, и мы этим гордились: Киев есть Киев, а мы, выходит, для местных являемся столичными штучками.

       В первые два дня то и происходило, что мы кучкой перемещались от цеха к цеху, где на стапелях находились самолеты в разной степени готовности. Под заводской шум нам что-то рассказывали, но разобраться в производстве было проблематично.

       Не скажу, что и наши гиды были в восторге. Они уныло делились своими знаниями и не пытались добиться, чтобы у нас хоть что-то осталось в памяти. Мы являлись выходцами из непрофильного института, то есть чужаками. Пользы для дела производства самолетов от нас ждать не приходилось даже в будущем.
 
       Но я когда-то я мечтал заниматься конструированием самолетов, и даже собирался учиться в авиационном институте, где готовили бы именно конструкторов и авиастроителей. С другой стороны, я еще больше хотел учиться в Киеве и поэтому попал в институт инженеров гражданской авиации. Значит, буду эксплуатационником... Но я никогда об этом не пожалел.
       Как мне позже представлялось, наша профессия намного живее и разнообразнее, чем рутинная работа на заводе или в конструкторском бюро.

       Впрочем, бессмысленно теперь размышлять – где лучше. Ничего не изменить, а главный вывод когда-то сделал поэт: все профессии важны, все профессии нужны...

       Однако не буду кривить душой: завод впечатлял. За все время отсюда выпорхнуло более восьмисот пятидесяти «тушек». Сейчас здесь выпускали модификацию Ту-134 под названием Ту-134А. Он-то и стал самой массовой моделью среди всех Ту-134. Позже перешли на выпуск Ту-134Б, но их сделали совсем мало.

       Вечером Исмаил-Кузык, как самый опытный из нас и, можно сказать, неофициальный лидер предложил:

       - Что без толку шляться по цехам? Никто из нас на авиазаводе работать не будет! А деньги испаряются. Где бабули будем брать? Здесь можно подзаработать, я уже узнавал. Хотите, я завтра поговорю с Валентином, чтобы он не возражал, и устроимся на работу в какой-нибудь цех?

       Все бурно выразили свое согласие. Я был единственный, кто сомневался – мы же вроде процессы приехали смотреть? Но на меня зашикали, поэтому пришлось сдаться: негоже идти против сплоченного коллектива.

       Один Витя отказался, да его никто и не принуждал: все видели, что с ним происходит что-то неладное. Он сегодня даже на завод не ходил, а пролежал в комнате. На следующий день Витю положили в местную больницу. Мы его проведали в первый же день: Витя повеселел – ему стало легче.

       Но осторожный Валентин сказал твердо:

       - Надо сообщить родителям. Пусть приезжают.

       Мы были настроены более оптимистично:

       - Да зачем их беспокоить, Валентин Васильевич! Мы будем по очереди Витю проведывать. Что нужно – принесем. Да все пройдет у него! Просто он перенапрягся в сессию…

       Но Васильич был решителен:

       - Лучше вызвать! Пошлю сегодня телеграмму.

       Через день из Пятигорска, откуда был родом Витя, приехала его мать, и все сразу успокоились. Если мама рядом, то любые болячки отступают. А как мы, девятнадцатилетние пацаны, могли рассуждать? Тем молодость и сильна, что не задумывается о болячках и последствиях:

       - Все пройдет! – и с этой верой мы продолжаем дальше жить.

       А тут еще и мама приехала... Выкарабкается быстро!

       И мы со спокойной душой погрузились в заводскую жизнь. Кузык слово сдержал: разрешение от куратора было получено, и мы утром побрели устраиваться на вакантные должности.

       Думаю, что Валентин тоже имел свой расчет: парни будут работать, будут уставать, значит, меньше сил и времени останется на всякую дурь. Только в этом он просчитался, энергии у нас было много…

       Продолжение в http://proza.ru/2020/12/05/754


Рецензии