на другой берег

За спиной героический эпос величиной в три толстенных тома, включающих в общей сложности девять романов. Я сажусь в кресло, закуриваю сигаретку, выпускаю дым и с блаженной улыбкой смотрю на небо. Вот и кончилась огромная сага Форсайтов с небольшими отклонениями в пользу Черреллов. Что я чувствую? Устал, наверно, от такого огромного труда, который обгоняет "Капитал" Маркса (шучу) и в тоже время немного грустно. Великолепнейшее семейство уходит от меня вдаль, будут и другие, но к этим архаровцам я успел уже привыкнуть. Ах, Голсуорси, Голсуорси! Не прошёл я мимо тебя однажды в магазине и очень рад этому обстоятельству.

Романы были всякие: очень сильные, чуть слабее и откровенно слабые, но все хорошо написанные, и в каждом сохранялась изюминка от нобелевского лауреата. Читать было приятно. Я переживал за героев, порой даже больше положенного. Иногда ненавидел и требовал, чтобы объект моей неприязни провалился в какую - нибудь яму. Смирялся, видя, как писатель топчет тёплое чувство любви, одаривает героев несчастиями, давая понять читателю, что так жизнь и выглядит: не будет принцев на розовых каретах, не будет сопливых мелодрам. Будет только кровоточащая всю жизнь рана, с которой придётся существовать героям и персонажам.

Голсуорси за все девять романов цикла пытался донести до читателя свою любовь к старушке Англии. Рассказать, как ему больно наблюдать постепенную её деградацию, начавшуюся после Первой мировой войны и до сих пор не остановившуюся. Как больно видеть общество, беднеющим не только на финансы из-за стабильных кризисов, но и с точки зрения оскудения языка и поступков. Представители высших сословий, вынужденные терять все ценности и устои, становятся практически никем, почти без рода и племени. Но не менее больно писателю видеть и простых работяг, которые теряли работу и, доведённые до отчаяния, вынуждены были идти на крайние меры. Конечно, всё это было характерно не только для Англии, такая "болячка" была у многих, и она будет жить и разрастаться, пока живёт человечество, осознающее свою возможность на существование, пока верит в религию, хоть капельку, в мечту и надежду. Голсуорси в огромной саге, в принципе, указал не только на основные устои и бреши в законах английской цивилизации. Я думаю, через чопорных англичан он показал все принципы и основы мирового господства. Как мы жалки по своей сути, когда дело касается "большой стирки".

Заключительный роман "На другой берег" из трилогии "Конец главы" дался мне нелегко. Возможно, товарищ писатель исписался за девять романов, возможно, я "наелся" педалированием практически одной и той же темы. В общем, еле дочитал финальную историю. Сразу предупреждаю: этот факт не делает историю плохой, но она однозначно слабее первых двух частей трилогии, причём, намного. И портретов психологических маловато, и вместо пространных описаний писатель жмёт на диалоги. Видимо, и его самого в своё время достала писанина на одну тему.

На этот раз Голсуорси окунает читателя (меня, в частности) в бракоразводный процесс. Клер, сестра "святой" Динни сбегает от мужа. Похоже, заигрались господа в новоявленные садомазоигрища, и так вышло, что Клер больше положенного получила плёткой по седалищу (феминистки смотрят на меня с укором, возможно, кидают камни в мою сторону). Надула губки, обиделась и отвалила от муженька с первым пароходом в надежде развестись и найти себе свободного чурбана для новых игрищ. Но на первом же пароходе, на котором она делала ноги от плёточного мужа, повстречался ей молодой человек Тони, который по молодости и глупости влюбился в эту кикимору болотную. Любовь зловещая не укажет правильного направления, не сведёт сразу с нужным человеком, а кидает в омут к роковым страстям. И так всегда и везде. Сколько в жизни можно назвать примеров счастливых пар, живущих душа в душу, любовь в любовь. Это, как сказка для малышей: никто не верит давно в правильность чувств, все сводится к проживанию "по-соседски", чтобы более или менее можно было
приятно сосуществовать. Так и этот Тони, обречённый любить в одностороннем порядке, так и Динни во втором романе, так и Флэр во второй трилогии. Никому любовь не даёт счастья, только подножки ставит и насаждает вражду и злобу.

Муж, осознав, что сотворил, рванул за сбежавшей женой, а та (она же Клер, которую к финалу я хотел придушить, как змеюку подколодную, на худой конец осчастливить молотком в темечко) кричит визгливым голосом, что назад не вернётся, мол, лучше развод. А муж в ответ: "Хренушки! Это война!". И начинается юридическая тяжба , в которой кости трещат, правда, по большей части у невиновных.

Изюминок в романе практически нет. Могу отметить главу, когда Тони сбегает от Клер и на лужке пытается понять, что ему делать дальше. Шикарные описания природы и душевного переживания, доказывающие, что автор всё тот же Голсуорси. Глава, где прокурор допрашивал Клер получилось супер-классной. Не всем авторам удаётся удачно продемонстрировать юридические баталии. А в остальном, по-моему, роман наполнен скучными сценами. Или я просто устал от деяний товарища писателя. Персонажи удались. Парочку я хотел пристукнуть. Но вот спасительного юмора в романе практически нет. Пару раз шутит тётя Эм, но на этом и всё. Из удачных могу отметить разве что шутку про дантиста.

Резюмируя, скажу вам: читайте! Всё-таки, как ни крути, это настоящая литература, не одноразовая. Её можно читать через пару лет снова. А таким достижением не каждый автор может похвастаться. Я всё сказал!!!!
4.12. 2020. р.


Рецензии