Невыдуманная история

               
                Эту историю я услышал случайно, давно, еще в советское время. Однажды мне по делам службы пришлось ждать приема в одном государственном учреждении. Подсел незнакомый человек, которому также пришлось ждать; больше в комнате никого не было, мало-помалу мы разговорились. Незнакомец был старше меня; не знаю почему, но он мне сразу понравился - это был душевный человек. Не могу выразить словами, как можно описать душевного, по моему понятию, человека, но такие люди вызывают сильное расположение, причём сразу же. Ошибиться и разочароваться в таком человеке невозможно. По –видимому, я ему также понравился. Сначала разговоры были ни о чём, просто так, как бывает обычно, когда люди ждут, что их в любую минуту позовут, но потом мы стали говорить более предметно и оказалось, что наши взгляды во многом совпадают.
               Потом он рассказал историю своей жены, которая произошла с ней во время Великой Отечественной войны. Его будущей жене, Любе, в начале войны было около пятнадцати лет, тогда она была еще совсем девчонкой. Видимо, моему собеседнику очень хотелось рассказать кому-то эту историю, а я оказался хорошим слушателем.
             Наше ожидание длилось довольно долго, около часа; история закончилась как раз тогда, когда нас позвали, мы разошлись каждый по своим делам и больше никогда не встречались. К сожалению, мы не обменялись телефонами и адресами, о чём я позже пожалел.
             Ах, как жаль - душевных людей встречаешь так редко, в моей жизни их не наберется и десятка. Тогда я был ещё довольно молод и глуп и не понимал, что душевные люди - сокровище, которое нужно беречь, прятать, не отпускать от себя и не расставаться с ним никогда.
              Рассказ его меня поразил, а искренность и душевная боль рассказчика подействовали на меня так сильно, что я слушал затаив дыхание. Видно было, что он очень волнуется и переживает - ведь речь шла о близком, любимом человеке; рассказывал он с таким чувством и искренностью, что его волнение передалось и мне.
Вот эта история.
                **************
            Люба была старшей дочерью в крестьянской семье. Жили
в большом селе, на берегу реки, в центральной части Украины; отец Любы работал в колхозе, мать тоже. В семье было семеро детей. Люба как старшая была главной помощницей матери, она была заботливой, трудолюбивой и рано стала хозяйкой в доме, потому что мать много времени проводила на работе, а позже стала часто болеть. Жили небогато, но чисто, все трудились, был огород, сад, поэтому определенный достаток был.
          Отец очень любил Любу, старался уберечь её от тяжелой работы по хозяйству. Выросла она работящей, доброй, здоровой и красивой девочкой и стала гордостью своих родителей.
          Отец Любы имел физический недостаток - когда-то, в детстве, он попал под телегу, сильно повредил ногу, кости срослись неправильно и он стал инвалидом, всю жизнь ходил ковыляя. Несмотря на травму, учился хорошо, окончил школу с отличием, потом, в городе, курсы и устроился на работу в контору колхоза счетоводом. Отец был честным и порядочным, добрым и отзывчивым, многие в деревне уважали и ценили его.
          Когда началась война, немцы быстро заняли село, начались тяжелые времена. Сначала немцы пытались заигрывать с местными жителями, даже церковь в селе открыли, но потом всё больше и больше стали показывать своё плохое отношение к людям. Завелась местная полиция, которая всячески угнетала тех, кто выказывал какое-то недовольство. Обычно в полицию шли люди озлобленные, недовольные советской властью, очень много среди них было уголовников, которые пошли служить немцам для того, чтобы заниматься воровством и вымогательством; ещё больше им нравилась власть над своими односельчанами. Как много издевательств было от них, сколько горя и слёз принесли они! Конечно, не все из них были негодяями, были и порядочные люди, которые пошли на службу вынужденно, ради куска хлеба, а ещё были такие, которые служили для того, чтобы помогать своим. Эти годы, годы оккупации, как раз и проявили истинные качества человека.
             Прошел год и немцы объявили, что молодежь будут отправлять в Германию. Говорили, будто это нужно для того, чтобы девушки и парни изучили немецкий язык, а потом стали служить немецким властям. Немцы говорили, что всё будет хорошо, что это счастье - поехать в Германию, однако мало кто им верил. Вот поэтому вся молодёжь, попавшая в списки для отправки, всячески старалась этого избежать.
             Два раза Любу забирали и два раза она убегала от рук специальных команд полицаев, которые отлавливали подростков. Однако на третий раз ничего сделать было нельзя, Любу вместе с другими парнями и девушками отправили в город, затем посадили в вагон и повезли.
              Почти всю дорогу в Германию Люба проплакала. Она никогда не уезжала из своего села и теперь, оказавшись среди чужих людей, в тесном вагоне, чувствовала себя несчастной. Она не могла забыть рыдающих отца и мать, сестричек и братьев, которые прощались с ней, не надеясь больше увидеть. Все так любили Любу, и вот теперь она едет от них неизвестно куда и неизвестно что ждет её на чужбине.
             Всё же Любе повезло, её отправили на работу в семью фермера, бауэра, как говорили немцы. Это было лучше, чем работать где-нибудь на заводе или шахте и жить в заводском бараке. Фермера звали Гюнтер, его жену - Марта. Это были немолодые, довольно зажиточные полные люди, у них был хороший большой дом, поля, где выращивали картофель, небольшой огород и скотный двор. Кроме них, на ферме трудилось два немолодых наемных работника из немцев, которые жили здесь же, неподалёку. Гюнтер и Марта имели двух взрослых сыновей, один из них был на фронте, а второй работал где-то на военном заводе в Германии.
            Вначале хозяева с недоверием и опаской относились к Любе, было заметно, что они не знают, что от неё ожидать. Однако позже, когда они поближе узнали её и увидели, какая она честная, работящая и добрая девушка, их отношение изменилось. Фермеры сами усердно трудились; Люба, привычная к деревенскому труду, легко справлялась со всем их хозяйством, позднее у них завязались хорошие отношения и они стали относиться к ней, как к дочери.
           Марта часто болела и Люба бережно, как за матерью, ухаживала за ней. Трудолюбие, доброта Любы, её добросовестность и уважительное отношение к старшим, её чуткость по отношению к окружающим вызывали у всех уважение. Несмотря на молодость, Люба постепенно становилась главной в доме и все – Гюнтер, Марта и их работники слушались её. Гюнтер всегда очень хотел иметь дочь, но у них с Мартой было только двое сыновей, а больше детей иметь они не могли. Марта была набожной женщиной и часто ходила в церковь. Однажды она призналась мужу, что теперь наконец Господь послал им дочь; они были счастливы.
          Со временем Люба научилась говорить по-немецки, а позднее Гюнтер научил её немного читать и писать. Всё, казалось, было хорошо, только тоска по родным местам не давала покоя. Она часто вспоминала мать и отца, братьев и сестёр и щемящее чувство тоски наполняло её сердце. Люба сильно скучала и часто тайком плакала.
             Однако не всем подросткам, приехавшим в Германию, повезло так, как Любе - по соседству одна украинская девушка, с которой они познакомилась по дороге, попала в семью недобрых людей. Хозяева очень плохо относились к ней, унижали и били. Уже тогда Люба поняла, что в мире есть хорошие и плохие люди и среди немцев, и среди советских людей. Далеко не все немцы – фашисты, как она думала раньше, есть простые хорошие люди, которые напоминали Любе её родителей - они так же тяжело трудились, так же старались, заботились о своих детях, близких…
             Иногда в их деревню наведывались эсэсовцы в красивой черной форме. Люба заметила, что её хозяева боятся этих солдат, да и вообще все в селе побаивались эсэсовцев. Однажды Люба услышала, как соседи называли эсэсовцев сумасшедшими и старались их всячески избегать.          
            Между тем война приближалась к концу. Было известно, что Красная Армия приближается к границам Германии и что победа не за горами. Дела у немцев шли все хуже и хуже, и это чувствовалось даже в деревне - не хватало топлива, все жили впроголодь, отдавая всё для фронта. Старший сын Гюнтера и Марты, служивший в армии, пропал без вести. Хозяева Любы были сильно огорчены - они не знали, что с ним - погиб он или попал в плен и вернется ли когда-нибудь. Говорят, что горе не приходят одно: вскоре младший сын, работавший где-то на военном заводе, попал под бомбежку и был тяжело ранен. Печали добавилось - они не могли поехать к сыну в госпиталь, там шли бои. В доме воцарилось горестное настроение, ожидание беды.
            Когда Красная Армия заняла деревню, Люба сильно обрадовалась и сразу решила ехать домой. Услышав об этом, Гюнтер и Марта опечалились ещё больше – у них только сейчас появилась долгожданная дочь, а теперь они могли потерять её насовсем. Они горячо уговаривали Любу остаться, не ехать домой, говорили, что там её ждет наказание, но Люба не верила, она твердо решила ехать ...
            Прощание было тяжелым. Марта подарила любе золотые серёжки, которые достались ей от матери, когда она выходила замуж, Гюнтер подарил Любе свои старинные карманные часы.
          - Носи на счастье, дочка, - сказала на прощание Марта, -           благослови тебя Господь.
            С тяжелым сердцем Люба отправилась в долгое путешествие домой; тогда она не знала, как тяжела будет эта дорога.
           Хозяева подарили Любе добротную одежду и обувь, дали много продуктов. Люба не хотела брать, но они настояли. Если бы Люба знала, как хорошо они сделали ...
            Война еще не закончилась, где-то шли бои, но Люба твердо решила добираться домой любыми способами. Иногда она шла пешком, иногда садилась на попутные машины, часть дороги преодолела на поездах. Сколько натерпелась она в дороге, сколько повидала: попадались хорошие люди, которые с радостью подвозили её, но были и такие, которые что -то требовали за проезд. Люба всё была готова отдать, лишь бы попасть на Родину; добиралась она долго и мучительно, продукты быстро заканчивались. Часть вещей она отдала за проезд, а часть выменяла на продукты на каких-то толкучках и привокзальных рынках. Ночевать приходилось где попало - на вокзалах, в каких-то сараях и развалинах, иногда ночевала в поле, благо что погода была хорошая.
            Однажды на одной станции её чуть не изнасиловали; самым тяжелым было то, что это были люди в советской форме. Кто их знает -были это военные или нет - мало ли кто носил тогда форму, но с тех пор Люба решила прятаться. Она стала дичиться людей, никому не доверяла. Как кошка, она стала прятаться, днём забивалась в какие-то углы, перемещалась по ночам, пытаясь как можно меньше попадаться на глаза людям. Ей казалось тогда, что так безопаснее…
            Она уже проделала большую часть пути и была уже на советской территории, как случилось несчастье - её обворовали. Мешок с продуктами и остатками вещей исчез, когда она спала. Проснувшись, она обнаружила, что у неё ничего нет, кроме золотых серёжек, спрятанных на груди, и часов Гюнтера. Теперь это было всё, что осталось. Нужно было продержаться несколько дней, а может и недель, чтобы добраться домой. Прежде всего нужно было обзавестись продуктами; Люба пошла на рынок и обменяла на продукты все свои сокровища.
             Последние дни показались особенно тяжелыми. Она уже съела всё, что ей удалось выменять и теперь сильно ослабела. Просить она стеснялась, воровать ни за что бы не стала.
             Наступил последний день - ей нужно было пройти последние километры - от станции до родного села. Дорога показалась самой тяжёлой и страшной - можно было, конечно, дождаться попутной машины или подводы, но Люба твердо решила идти. Наступила ночь, усталость и голод мучили её, но она шла, рассчитывая дойти  до рассвета. Она была грязная и оборванная, было стыдно показаться в таком виде в селе; последний километр она брела, еле передвигая ноги…
             Начало светать, когда она подошла к берегу реки, село было рядом, за рекой. Здесь ей стало плохо, Люба опустилась на землю…
И вот тогда, когда силы оставили её и девушкой овладело отчаяние, произошло чудо ... На другом берегу реки она увидела отца, который пришел на берег ловить рыбу. Из последних сил Люба поднялась на ноги и стала кричать…
            О чудо - отец услышал её и увидел - сердце подсказало ему, что на другом берегу она, его любимая дочка, которую он так ждал все эти годы.
            У Любы уже не было сил ни кричать, ни стоять. Она увидела, что отец побежал куда-то, суетливо ковыляя, потом, найдя лодку, быстро переплыл реку. Потом Люба потеряла сознание и пришла в себя, когда отец нёс её на руках - такая лёгкая она была, худенькая, изможденная и обессиленная...
             Однако страдания Любы на этом не закончилась. Через некоторое время, когда она немного пришла в себя, в село приехали какие-то люди и забрали её с собой. Это были работники госбезопасности, которые проверяли всех, кто вернулся из плена или каким-то образом был на территории Германии.
             Отец сильно забеспокоился - было видно, что он очень боится этих людей. Любу повезли город, в то самое здание, из которого немцы отправляли их группу в Германию. Допрос вел молодой лейтенант, он был ненамного старше Любы. По - видимому, ему везде мерещились предатели и шпионы, а ещё ему очень хотелось выслужиться перед начальством и он, тараща свои и без того круглые глупые глаза, орал на всех, кого приводили на допрос.
            - Ты на фашистов работала, против своей Родины пошла! Да ты предатель, шпионка…
           Люба не знала, что ответить ему. Разве виновата она, что её силой отправили в Германию, заставили работать… Она пыталась объяснить это, но лупоглазый ничего не хотел понимать, кроме одного - работала на немцев – значит, предатель…
             - Что же мне было делать? - робко спросила Люба.
            - Ты должна была не поддаваться фашистам, на смерть пойти, как Зоя Космодемьянская…
              По всему было видно, что лупоглазый отправит Любу в тюрьму, она чувствовала, что уже никогда не увидит своих близких, но здесь ей еще раз повезло.
              В комнату, где её допрашивал лупоглазый, вошёл офицер с майорскими погонами, он был много старше и чем-то напомнил Гюнтера.  Люба даже улыбнулась, когда увидела этого человека. Непонятно почему, майор отстранил лупоглазого и занялся делом Любы сам. Она рассказала ему всё – что делала в Германии, как добиралась домой, даже про серёжки Марты и часы Гюнтера рассказала ... Майор долго молча смотрел на Любу - ей показалось, что он видит её насквозь, видит всю её жизнь, все страдания, тревоги, желания и поступки. Странно, но Любе казалось, что и она читает мысли майора и она почувствовала, что в эти минуты майор, глядя на неё, видит свою дочку, очень похожую на Любу и такого же возраста и что дочка его погибла и что в душе у майора тоска и печаль…
            Майор поверил Любе и пожалел её, скоро следствие закончилось и её отпустили домой. Как радовались все - отец и мама, братики и сестрички - ведь они уже не надеялись увидеть её.
            Она дважды возвращалась как будто бы с того света...
            С тех пор жизнь её была хорошей и счастливой, такой же хорошей, какой была сама Люба.

                Декабрь 2020
         


Рецензии