Представители ЛДНР в ООН

В среду, 2 декабря, по инициативе российской стороны в Совете Безопасности в онлайн-режиме состоялась неформальная встреча по формуле Аррии (Диего Аррия – венесуэльский дипломат, который впервые организовал подобные встречи в ООН в 1992 г.), посвящённая ситуации на Украине с участием полномочных представителей ЛНР и ДНР в Контактной группе Владислава Дейнего - полпред ЛНР, и Натальи Никоноровой - глава МИД ДНР.

Так называемая формула Аррии, это усечённый формат. Мероприятия, которые в нём проводятся не являются официальными консультациями Совбеза, а представляют неформальный обмен мнениями в частном порядке.

И, тем не менее, появление представителей ЛДНР даже в рамках видеоконференции в стенах ООН означает, что положен прорыв информационной блокады вокруг непризнанных республик.

Западные страны – США, Франция, Германия, Великобритания, Бельгия, Эстония и др., плюс Украина - объявили бойкот этому мероприятию.

Глава международного комитета Совета федерации Константин Косачёв написал на своей странице в Facebook, что Юго-Восток Украины имеет собственную позицию и право её выражать: «А услышать это – прямая обязанность (а не право) всех без исключения членов Совета Безопасности ООН». И далее Косачёв продолжил: «Вот очищенный от шелухи евроатлантический подход к свободе дискуссий и плюрализму мнений. Вы имеете право говорить всё, что угодно, но только если это совпадает с нашей, единственно верной точкой зрения».

Все попытки сорвать встречу оказались тщетными. Она состоялась. Участие в ней приняли 2 из 5 постоянных членов Совета Безопасности ООН (Россия и Китай), 7 из 10 непостоянных (Вьетнам, Доминиканская Республика, Индонезия, Нигер, Сент-Винсент и Гренадины, Тунис, ЮАР; бойкотировали Германия, Бельгия и Эстония), а также Белоруссия, Узбекистан, Марокко, Египет, Алжир, Индия, Сирия, Венесуэла, Вануату.

В своём выступлении Наталья Никонорова подчеркнула, что изначально в Донецке не было намерений об отделении от Украины и провозглашении независимого государства – создание местных органов власти и проведение референдума о статусе региона стали реакцией   на госпереворот в Киеве в феврале 2014 г. и «откровенную резню, зачистку» несогласных в Одессе и Мариуполе.

По её словам, подписание Минских соглашений помогло уменьшить динамику развития горячей фазы противостояния, но не прекратило полностью, ни один пункт комплекса мер до сих пор не выполнен в полной мере, также как и договорённости лидеров «нормандской четвёрки»,  достигнутые на последнем саммите в Париже  9 декабря 2019 г. Причём, как отметила Никонорова, пункт о полной и всеобъемлющей реализации режима прекращения огня, включённый в итоговый документ переговоров во французской столице, стал большим достижением. Потому что целый год ДНР и ЛНР пытались добиться от Киева официального подписания этих мер, которые хоть и были предварительно согласованы ещё в июле 2019 г., но, по сути, украинской стороной не выполнялись.

По словам Никоноровой, за 6 лет со дня подписания Минских соглашений власти Украины приняли около 60 нормативных правовых актов, которые противоречат не только этому Комплексу мер, но и таким основополагающим актам международного права, как Всеобщая декларация прав человека.

«Вполне понятно, к чему на самом деле стремится Зеленский и его команда: конфликт в Донбассе нужен Украине как повод оставаться в повестке и фокусе внимания её “западных партнёров”. Именно по этой причине украинские власти так настаивают на приоритетности и необходимости регулярных встреч в “нормандском формате”. Но “нормандский формат” – это только контрольный механизм, который не поможет урегулировать те причины, по которым, собственно, и возник конфликт, а именно нежелание и неготовность Киева учесть мнение Донбасса. Этот аспект может быть решён исключительно на Минской площадке, в процессе прямого диалога двух непосредственных сторон конфликта – Киева и республик», - заявила Никонорова.

В свою очередь, Владислав Дейнего также подчеркнул, что подписание Минских соглашений, которые должны были быть выполнены до конца 2015 г., не способствовало прекращению боевых действий в регионе.

«Смена политической власти на Украине также не ускорила процесс мирного урегулирования – нынешний президент Зеленский действует по большей части тоже по принципу затягивания переговорного процесса, уклонения от прямого диалога с Донбассом при активной имитации намерений достижения результатов», - сказал Дейнего.

По его словам, не дали положительного толчка процессу урегулирования и договорённости лидеров “нормандской четвёрки” в Париже – за прошедший год в полноценном понимании нет результата ни по одному пункту достигнутых договорённостей.

«Таким образом, оценка выполнения итогов саммита 2019 г. очевидна – отсутствие политической воли не позволяет Украине ни обеспечить добросовестное участие в Минских переговорах, ни эффективно организовать выполнение принятых на себя обязательств… Нужен ли Донбасс Украине, если она всячески его отторгает?  Со страхом и тревогой земляки задают мне вопросы: нежели мы вернёмся на Украину? Неужели у нас здесь будут СБУ и ВСУ? Их страх абсолютно понятен: от Украины за последние 7 лет наши жители не увидели ничего, кроме обстрелов их домов, школ, больниц, детских садов, пыток, насилия и агрессии, лишения их прав и свобод, пенсий, социальных гарантий. И самый главный вопрос: не пришло ли время развеять все сомнения и спросить их самих – нужна ли Украина Донбассу, который за эти годы гражданской войны и всяческих блокад уже научился жить без Украины?», - заявил Дейнего.

Депутат Народного совета ДНР Олег Онопко назвал выступление представителей народных республик Донбасса на площадке ООН большим прорывом. Он уверен, что выход на уровень заседания Совета Безопасности ООН - это серьёзный шаг, который может повлиять и на ход переговоров в Минске.

После завершения мероприятия, сорвать которое так и не удалось, США, Великобритания и Эстония решили объяснить, почему не присутствовали на нём. В совместном заявлении говорится, что они категорически отвергают тезис России о том, что она выступает посредником во внутреннем конфликте, а, по их мнению, Москва якобы спровоцировала и продолжает подпитывать этот конфликт.

Состоявшуюся неформальную встречу дипломаты трёх стран расценили как «направленную исключительно на искажение реалий конфликта на востоке Украины и послужившую только интересам России», при этом Вашингтон, Лондон и Таллин заверили, что продолжат участвовать во всех инициативах ООН, поддерживающих конструктивные цели.

«Как же мы, оказывается, напугали западников своей Аррией с выступлением дончан и луганчан! Американцы, англичане и примкнувшие к ним эстонцы тиснули аж целое заявление (!) по этому поводу. Я честно, признаться, не припоминаю такой чести ни для одной аналогичной встречи. Так что мы польщены! Задели мы их за живое… теперь они пытаются всячески оправдать своё неучастие. Как школьники, прогулявшие урок. Выходит неуклюже и неубедительно и лишь укрепляет в мысли о том, что мы провели хорошую и полезную встречу. Зря они этот урок прогуляли, услышали бы столько фактов о том, что на самом деле творит Киев, что язык бы не повернулся такое произносить!», - написал в Telegram-канале первый заместитель Постпреда РФ при ООН Дмитрий Полянский.

В ходе выступления на онлайн-встрече Постпред РФ при ООН Василий Небензя сказал, что российская сторона продолжит практику проведения подобных мероприятий и надеется, что в следующих дискуссиях примут участие и представители Украины.


Рецензии