мой северный край за полярным кругом - 8 частей

часть-1

 Жизнь  -   это долгая дорога: так думали  мы , когда были молоды. Жизнь -  это миг, поняли мы, когда стали взрослыми. Погиб филолог в одно безрассудное мгновение. Всем правит случай. Знать бы ещё - кто  правит случаем. 

 Наташа решила остаться на Севере до весны у подруги Катерины Горской, которая возглавляла экскурсионное бюро. Подруга предложила ей работу экскурсовода, чтобы начать новую жизнь.

 Первая группа экскурсантов направлялась  в музей села Ловозеро, где живут коренное население Кольского полуострова - саами. Эта немногочисленная этническая группа (2 тыс. человек) сохранила традиции древнего северного народа и исконное ремесло: оленеводство и рыбоводство.

 В музее рассказали, что раньше саами (лопари) вели кочевой образ жизни и перемещались всей семьёй летом  со своим жилищем (чумом) вслед за оленьим стадом в поисках новых пастбищ, богатых мхом и лишайником. Чум - это разборное сооружение из кольев, вбитых в землю и связанных вверху ремнями из оленьих шкур. Зимой строили землянки - вежи, тупы - с крышей из досок, корней деревьев.

 Сейчас саами перешли на оседлый образ жизни. В посёлке - современные каменные дома, школа, дом культуры, музей саамского ремесла, детский сад. Оленье стадо находится под присмотром пастухов-оленеводов с мая месяца до глубокой осени.

 Работа пастухов, передвигающихся на собачьих упряжках многие  километры, трудна в условиях короткого заполярного лета. Зимой жители предпочитают передвигаться на снегоходах.

 Женщины шьют тёплую одежду из шкур оленей и украшают её интересным орнаментом с преобладающим цветом - красный и синий. На орнаменте  вышивают бисером узор, характерный для этой народности. Свято берегут традиции национальной культуры.
 
Элементы национальной одежды снова входят в моду. Вспомним хотя бы кокошники и шапки-ушанки. Саамская одежда, сшитая из меха оленей, никогда не менялась.

 Только в такой одежде при 40-градусном морозе может выжить оленевод при выпасе оленей в суровой тундре. Зимняя одежда - ( почок) многофункциональна: она не имеет определённого размера для мужчин и женщин, не меняется годами при изменении роста и веса и часто передаётся по наследству.

 Зимняя одежда почок шьётся из двух оленьих шкур. В мужском костюме к кожаным шортам (огузенье) пристёгивается высокая кожаная обувь (тоборки) из дублёной оленьей кожи. А головной убор имеет четырёхугольную форму, символизирующую оленьи рога. Для национальной одежды используются яркие ткани. Их декорируют тесьмой и бисером.

Шкура из ног оленя-самца – самая прочная, поэтому она используется для верхней одежды. Шкура телят слишком нежна, а у важенок-самок она небольшого размера. Её используют для украшений. Самая толстая шкура у оленей на шее и на спине, тонкая – живот, подмышки, бока.

Качество меха зависит от забоя. Лучшее время –  начало и середина сентября. В это время мех хорошей длины и есть подшёрсток. Значит, одежда будет тёплой. Вместо ниток использовались жилы животных.  Сейчас применяют искусственные скандинавские жилы.

Каньги – меховая обувь с загнутыми носами используется для лыж. Пимы – меховые сапоги, тобоки – высокие сапоги из меха.

 В оформлении одежды часто используется бисер, украшения из рога и кости оленя (пуговицы). В почёте серебро, латунь, но не золото.
 
Очень много значит узор на одежде на спине, реже на груди. Обычно это родовое клеймо. Круглая пряжка на одежде – холостой, квадратная – семейный.

 В селе построена гостиница для гостей с панорамным видом на  северное небо. Именно  здесь, в центре полуострова, хорошо просматривается северное сияние.  Это необыкновенное зрелище, когда небо переливается  лучами всех цветов радуги.

 Полярное сияние  появляется неожиданно. Чаще его можно наблюдать в морозные дни вечером и даже ночью.
 
 Расположились экскурсанты на ночлег, но один ретивый член группы требует от Наташи показать полярное сияние:
- Я заплатил, деньги, и немалые. Где северное сияние?
 Северное сияние не любит появляться по требованию. Еле успокоили разбушевавшегося мужчину.

  Вот так закончилась первый день в гостях у оленеводов.  Увидят ли они северное сияние на второй день? Покатаются ли на оленьих упряжках по снежной целине?

 Будут ли новые неожиданности? Об этом во второй главе.


   продолжение - http://proza.ru/2020/12/07/684
   

 

 

 

 

 

 


Рецензии
Суровый край!
И всё-таки и здесь жили-выживали, строили, охотились...
А как чум обогревался? Спали прямо в шкурах?
С интересом,

Элла Лякишева   07.11.2022 17:55     Заявить о нарушении
Элла, спасибо за прочтение, тем более, что последние три главы ( мой город) пропали по моей невнимательности, сейчас поставила. В Ловозере жила моя подруга-учитель. Она выросла в чуме и спала на сколоченных невысоких топчанах на шкурах, а училась в интернате (деревянное здание), как все дети кочующих народов. Она попала в программу поступления в институт Питера по обучению малых народов. Первый год искала в каменном Питере землю, чтобы прикоснуться, плакала. Выросла умной, начитанной. Как хорошо, что был повод вспомнить о подруге. Сердечно благодарю!

Зинаида Малыгина 2   07.11.2022 22:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.