Судьба дружинника Кулчоро из эпоса Манас

     Эпос (гр. epos  - слово, рассказ, повествование)  «Манас» представляет собой произведение устного народного  творчества героического и лирико-романтического характера о прошлом, содержащем длительный период  в  жизни  кыргызского народа. Одним из героев-богатырей этого эпоса был активный дружинник ханского охранного войска (чоро), близкий друг и сотоварищ всех военных походов, сражений, битв и боёв предводителя кыргызского народа  хана Манаса  и его сына Семетея и внука Сейтека.
     Имя этого дружинника было Кулчоро , что с точки зрения ономастики представляет духсложное слово «кул + чоро» = военный пленник воинской дружины.
      Первая составляющая этого слова  кул имеет многословное значение;  раб, невольник, раб божий (но не в прямом смысле, а в значении посвятивший себя служению богу); (перен.) человек; (каз.) к;л – раб, невольник, крепостной; (тат.) кол – раб, раб божий; (турц.) kole – раб; (др., тюрк.) кул - представитель зависимого племени; данник; раб, слуга; военный пленник;  (перен.)  товарищ, спутник, хлебопашец, воин, работник, помощник, представитель;  ныне составная часть личных имён. На таджикском языке «кул» означает «пастбище», что даёт возможность предположить, что у кочевых народов, большей частью живших на пастбищах слово «кул» означает «родившийся на пастбище». Вторая составляющая имени «чоро» в эпосе имеет значение «ханская дружина; ближайший сподвижник эпического богатыря Манаса; считается, что это слово произошло от (тюрк.) джура – друг, товарищ; на кыргызском языке жоро - товарищ.
     Кулчоро был сыном Алмамбета (ал., ар. аль – артикль + Мамбет, вариант имени Мухаммад –хвалимый, прославленный),  калмакского царевича, перешедшего на сторону кыргызов по религиозным мотивам; одного из близких друзей  Манаса. Он  был одним из главных героев эпоса «Манас» и участником многих судьбоносных событий в жизни Семетея, сына Манаса, и Сейтека, внука Манаса.
     Имя Кулчоро  ему мог дать его отец, который сам был членом ханской дружины Манаса. При достижении четырнадцатилетнего возраста Кулчоро вступает в эту же воинскую дружину (чоро) и до конца своей жизни был преданным соратником Манаса, а затем его сына Семетея и внука Сейтека. И он с ними разделял все героические, трагические и бытовые  этапы их жизни.
     После смерти Манаса, в силу определенных исторических причин, среди кыргызов  начинается период племенных раздоров, родовых и семейных  распрей, вызванных борьбой за власть и политической незрелостью кыргызского народа. В этот период многие дружинники возвращаются в свои родовые айылы к своим родственникам и переходят к мирной оседлой жизни.
     Когда верховную власть узурпировали  завистливые родственники Манаса, его сводные братья Абыке и Кёбёш, они в первую очередь нейтрализовали наиболее опасного своего противника, активного сторонника Семетея Бакая. Он был арестован, закован в кандалы и превращён в раба. Большая опасность нависла и над семьёй Манаса. В её спасении  наиболее активное участие принимал Кулчоро, который узнав об аресте Бакая, пригнал к главной юрте ставки (ак ордо) лошадей и, рискуя свей жизнью,  сумел вывезти  мать Манаса Чайырды, его жену Каныкей и юного Семетея и укрыть их в безопасном месте. А потом помог им добраться до Ферганы, Здесь, вдали от родины, в семье дяди и окружении близких родственников, соплеменников и друзей проходит детство Семетея.
     В четырнадцателетнем возрасте Семетей от бывших дружинников отца, оставшихся верными ему, Сары Таза и кузнеца Бёлёкбая, узнаёт правду о причинах их побега из Таласа, и о страданиях своего народа под игом узурпаторов. Он с помощью Кулчоро собирает верных дружинников и при поддержке народа идёт в Талас,  освобождает Бакая, превращённого в раба,   и низвергает  узурпаторов.
На какое-то время в стране устанавливается мир и порядок.. В этот период Семетей со свое дружиной идёт походом против восставших Чинкоджо и Толтоя, расправляется с ними и   женится на Ай-Чурек.
     Затем он со своим войском выступает против давнишнего врага отца хана кара-китаев (киданей) Конурбая. Разворачивается кровавое сражение, в котором бойцы бьются не на жизнь, а на смерть. Семетей и Кулчоро зорко следили за ходом битвы и, наконец,  увидели, где находится Конурбай. Им было нужно выманить Конурбая из отряда телохранителей, чтобы потом в честной битве убить его.  Увидев, что Конурбай на своём наблюдательном пункте остался лишь с одним из своих охранников, они троих дружинников отправили в засаду, а сами поскакали к холму, где находился Конурбай.  Тот же увидев одиноких всадников, вместе с охранником бросились в погоню. А Семетей с Кулчоро имитировали побег с поля боя и уводили Конурбая к месту засады. Их план сработал и Конурбай с охранником остались одни. Тут из засады выскочили дружинники Семетея и началась кровопролитная и жестокая битва.  Получив несколько ранений Конурбай с охранником были поражены  дружинниками Семетея и погибли, а войско Конурбая, лишившись предводителя было разгромлено. Так Семетей отомстил хитрому и коварному главному своему врагу за смерть отца. 
                «А Семетей свой меч поднял
                И дружинникам  сказал:
                – Друзья и братья! Мой народ!
                Исполнил я сыновний долг!
                За смерть погибших отомстил!
                Кыргызов честь восстановил!
                Тот, кто с мечом явился к нам,
                Тот от меча погиб здесь сам!».
     Но враги  Семетея не сдаются. Они, путём измены, затаившего злобу жестокого Канчоро, сына Чубака, хана одного из кыргызских племен, при  участии предводителя племени жедигер Кыяза совершают переворот и захватывают власть. Семетей был убит, Кулчоро искалечен Канчоро, несмотря на то, что они были молочными братьями. Бакай  снова закован в кандалы и превращён в раба. Жена Семетея Ай-Чурек насильно увезена Кыяз-ханом, закована в кандалы и томится в темнице. С помощью друзей Семетея она совершает побег и прячется у пастухов и здесь у неё рождается сын, которого она назвала Сейтеком. Это арабское имя, оно состоит из двух частей «сеит, сейид, ар. sai;id – господин, предводитель племени + ек – уменьшительно-ласкательный аффикс».
     Сейтек своё детство провёл среди семей пастухов и длительный период ничего  не знал о своём происхождении.  Но вот однажды он знакомится с искалеченным пастухом Кулчоро и от него узнаёт о своей родословной, о родине, об отце, деде, их верных друзьях.  Он обращается к местному лекарю Момунжану с просьбой вылечить  Кулчоро и свершается чудо. Кулчоро выздоровел и стал наставником Сейтека. Он же убеждает Сейтека вернуть себе власть отца и деда, собирает бывших дружинников деда и опираясь на народ создаёт войско. И уже с этим войском они идут в Талас и  расправляются с изменником Канчоро.  Изменник,  деспот и узурпатор наказан, народу возвращена свобода, справедливость восторжестввала. Освобождён мудрец Бакай и он становится главным советником Сейтека, который всю отведённую ему богом жизнь  правил страной достойно и справедливо. Кыргызы снова зажили счастливой жизнью, еще лучше, чем они жили при Манасе и Семетее.
Однажды Сейтек вызвал к себе Кульчоро и сказал ему:
     - Мы достигли того, чего желали. Не было такой муки, какой бы мы не перенесли, но теперь Канчоро и Кыязу мы отомстили. Мы снова возвысили свой народ и стали достойными сынами своих предков. Мы достигли своей цели.
     В последующие годы Кулчоро был воспитателем и наставником нового поколения юных дружинников. Учил их воинским наукам, джигитовке, стрельбе из лука, умению отбиваться копьём и сражаться мечом. Он до конца своей жизни был предан Манасу и его потомкам и остался в памяти народа, как один из наиболее известных и героических персонажей эпоса «Манас»,
     Портретные изображения основных герои эпоса «Манас» созданы фантазией художников и в большинстве случаях отсутствуют. Но недавно в городе Улуучат Кызылсууской автономной области Китая установлен скульптурный памятник сорока дружинникам Манаса. Памятник создан кыргызскими и китайскими мастерами при консультации опытных мвнасоведов. В основании памятника установлены скульптурные обложки книг с именами каждого из Чоро.
     Так что теперь можно будет представить портретный образ любого  чоро, из дружины Манаса, включая и его самого.


Рецензии