Относительное как основание современного мировоззр

        Относительное как основание современного мировоззрения

  Познание действительности путём выявления отношений между её предметами и явлениями - основной принцип формирования современного мировоззрения. Этот принцип появился в процессе зарождения наук в Новое время. Их творцы, например, Декарт, Гоббс, Лейбниц отказались от преемственности видимого и невидимого миров. Они пришли к соглашению о том, что субстанциональные формы первоначала не могут существовать в вещах, быть причиной их движения [1]. Приверженность этой позиции привела мыслителей Нового, а затем и Новейшего времени, к необходимости объяснять мир из него самого. В результате изменения в мире, его эволюция представляются результатом возникающих (диалектических) противоречий между объектами природы. Теоретическое разрешение этих противоречий с привлечением механистических принципов причинности (детерминизма): реактивности, каузальности, редукционизма привело к возникновению диалектико-картезианской методологии познания закономерностей явлений природы с безусловным приоритетом  опыта (эмпирии) как критерия их истинности.
      Диалектико-картезианская методология трактовки природных явлений  используется и в антропной сфере: научной, общественной, производственной деятельность человечества. В физике, например, свойства вещей и явлений определяются характером взаимоотношений между ними. Вес тела определяется соотнесением его с эталоном. Заряды атомных частиц, например, определяются траекториями их движения в электрическом и магнитном полях. Философские концепции формируются противоборством с существующими теориями. В онтологии и теории познания наблюдатель, субъект противопоставлен объекту. Вещи в них представлены не сами по себе, а отражением их в наблюдателе. Такая же ситуация с представлением индивида, общества, их сознания. Критерии оценки человека, общности людей формируются посредством наблюдения за отношениями в социуме, по ним формируются нормы их поведения.
       Неудовлетворённость диалектико-картезианской методологией в науке проявилась в самом начале Нового времени. Уже Ньютон признавал необъяснимость, уязвимость основных понятий в его законах: массы, силы, инерции. А. Пуанкаре писал: «…у нас нет иного выхода кроме как признания своего бессилия в их понимании. Массы, например, суть коэффициенты, которые удобно ввести в вычисления»  [2]. Общепризнано, что ключевые законы физики не выводятся, а угадываются прозорливыми умами. В результате представление о Мире, Универсуме сотворены догадками гениальных людей. Они не несут в себе фундаментального знания, прогностического понимания природы вещей и явлений. Пренебрежение первоначалами мира отозвалось в науке представлением мира стихией взаимодействия отдельных вещей и явлений. Признание глубинной непознаваемости вещей («вещей в себе») породило агностицизм, лишило науку, человечество возможности аргументировано оценивать прошлое,  прогнозировать будущее, достоверно судить о настоящем.
      Отказ от признания преемственности видимого и невидимого миров привело к возникновению идеологии и практики универсализма, произвола во всех сферах жизни человечества: диктата идеального над реальным, общего над единичным, сложного над «простым». Опираясь на относительность представлений всех сферах нашей действительности, универсализм использует технологию продвижения «передовых» идей, гегемонию групп, классов, элит; теорию и практику глобализма. Однако такая ситуация все меньше соответствует интересам человека, человечества перед лицом нарастающих угроз. Для преодоления их необходимо опереться на безусловные, абсолютные основания действительности. Ими является реальная, естественная, свойственная природе внутренняя мотивация её вещей к беспредельному саморазвитию [3].  Устремления человека жить в соответствии с ними означает обретение смысла жизни для себя и человечества в целом. Поиск абсолютных оснований действительности, заложенных в её началах, становится не только чрезвычайно актуальной задачей, но и условием достижения, вожделенного  современным человеком, духовного благополучия. Таким образом, в постижении естественных, абсолютных основ действительности состоит условие познания единства природы, цели и ценности её существования. Для человека, человечества это означает постижение смысла, цели и ценности их бытия, как условием их успешного существования.

                Литература:

1. Декарт Р. Соч. в 2 т. М., 1989.Т.1, с.417
2. Пуанкаре А. О науке. М.: Наука, 1983. с. 57
з. Сазонов В.Н.  Духовно-эвристическая концепция бытия – метафизика духа.
/Мировоззренческие основания духовной природы Мироздания/ Saarbrucken, 2013. с.131.


Рецензии