Юрий Норштейн. Русская деревня и сказка сказок
/ Комитет национального наследия, 2020.
/ Избранные фрагменты из онлайн-экскурсии «Выставка НЕНАВСЕГДА. 1968-1985» (Третьяковская галерея, 2020).
Представляю вашему вниманию вторую свою кармен-новеллу. Думаю, многим известно имя нашего легендарного мультипликатора Юрия Норштейна.
Но здесь он в необычном амплуа: в роли искусствоведа, который в стенах Третьяковки подробно представляет свою исследовательскую и творческую лабораторию, рассказывая о картинах современных русских художников. Редчайший случай заглянуть в тайны восприятии живописи этим выдающимся мастером.
И вновь стенограмма здесь почти бессмысленна. Надо смотреть и слушать.
—
Юрий Борисович Норштейн (род. 1941) — режиссёр мультипликационного кино и художник-мультипликатор. Народный артист РФ (1996). Большую часть своих работ создал на студии «Союзмультфильм».
Родился в селе Андреевка Пензенской области в сентябре 1941 г., когда семья была в эвакуации. Вырос в Москве, в Марьиной роще. В 1956-1958 гг. обучался в детской художественной школе Краснопресненского района г. Москвы. В 1958-1959 гг. работал столяром-сколотчиком на Московском мебельно-сборочном комбинате № 2.
По окончании двухгодичных курсов мультипликаторов в 1961 г. приступил к работе на киностудии «Союзмультфильм». В качестве художника-мультипликатора работал с известным режиссёром Иваном Ивановым-Вано. В 1966 г. во время работы над мультфильмом «Поди туда, не знаю куда» познакомился с будущей женой, художницей Франческой Ярбусовой. Его знаменитые «Ёжик в тумане» (1975), «Сказка сказок» (1979), «Шинель» (1981) — во многом плоды их совместной работы как художников.
Использует многоярусный мультстанок авторской конструкции и классический метод перекладок. Впервые он был создан для съёмок «Ёжика в тумане». Вместе с оператором Александром Жуковским, снимая метания ёжика в лесу, они придумали такой многоярусный станок, где было несколько стекол, одно под другим. На верхнем —туман, на втором — передний план с деревьями, на третьем — река и ёжик. Пространство кадра превращается в живой организм. Этим станком сих пор кукольники пользуются в сложнейших съёмках.
Наотрез отказывается от компьютерной анимации. Вместе с приёмами, изобретёнными для каждого кадра отдельно, его стиль придаёт мультфильмам эффект трёхмерного изображения.
Почётный профессор ВГИКа. Руководил мастерскими режиссёров-мультипликаторов на Высших курсах сценаристов и режиссёров.
В 2004 г. стал кавалером Ордена Восходящего Солнца. Норштейна хорошо знают и любят в Японии. В 2003 г. «Ёжик в тумане» был назван лучшим мультфильмом всех времён и народов. В опросе участвовали 140 кинокритиков и мультипликаторов из разных стран. Второе место по результатам опроса занял другой фильм Юрия Норштейна — «Сказка сказок».
Норштейн оказал большое влияние на художников японских фильмов-аниме, включая таких выдающихся мастеров, как Хаяо Миядзаки, который в 2003 г. был удостоен премии «Оскар" за полнометражный мультфильм «Унесённые духами». Последователем и учеником Норштейна считает себя японский режиссёр и иллюстратор книг Кунио Като, лауреат премии Оскар за лучший короткометражный анимационный фильм 2009 г.
Видео: http://vimeo.com/487565127
Свидетельство о публикации №220120501209