Непопулярное мнение насчёт атеистов в окопах

Расхожая фраза «не бывает атеистов в окопах под огнём» именно что и доказывает сущность атеизма как удела сильных людей. Религия, таким образом, представляется как необходимость для тех, кто находится в состоянии выученной беспомощности, кто не может надеяться на что-то, кроме веры, кто слаб и испуган, чтобы заглянуть судьбе с её реальным положением дел в лицо, – как костыли для обречённого сверх-эго, находящегося в состоянии всяческих диссонансов.

Атеист же в таком случае будет обладать сильным и здравым фатализмом. Выжить так выжить, умереть так умереть: потому что ничего нет объективнее, чем непреложное существование базиса, чем логично и закономерно существующие надстройки, и хоть верь ты, хоть не верь – переломить их не получится. А желаемое «божественное чудо» – всего лишь редкое совпадение обстоятельств, подчинённое теории вероятности. Позвать в таких ситуациях божества молитвой «умоляю, спаси» равно отключить рациональный мозг и поддаться самому лёгкому пути.

И это всё даже не христианское поведение, а зороастризм. Именно в нём допустимо просить удовлетворения своих притязаний и надеяться на выполнение просьбы, отдавать свой выбор и, значит, свою ответственность на плечи сакральному существу. Христианство же проповедует «волю Божью», и просить такое существо как джина бессмысленно и даже крамольно, раз он всё решил и допустил так, как оно и происходит. Христианину надо только благодарить за хорошее развитие событий в молитве, как и делают персонажи Библии – посмотрите, перечитайте.

Или же допустимо говорить что-то вроде того:

«2 ...Езекия [узнав, что умрёт от болезни] отворотился лицом к стене и молился Господу, говоря:
3 «о, Господи! вспомни, что я ходил пред лицом Твоим верно и с преданным Тебе сердцем и делал угодное в очах Твоих». И заплакал Езекия сильно.
4 И было слово Господне к Исаии, и сказано:
5 пойди и скажи Езекии: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои, и вот, Я прибавлю к дням твоим пятнадцать лет».

Как видите, никто ничего не выпрашивает и не вымаливает, ибо всесильное существо само принимает решение и само держит свою волю. Влиять на эту волю можно только праведной жизнью, становясь достойным особого отношения:  «29 Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит».

Соответственно, даже по книге, по которой христианин должен жить, начинать намаливать «в окопе под огнём» пощады бесполезно, если ты до того не жил достойно. В таком случае на тебя распространится безразличие «воли Божьей», ибо ты – лицемер, обращающий внимание на своего повелителя только тогда, когда тебе от него что-то надо. И не легче ли вообще не следовать огромному количеству правил и запретов всю жизнь (ну вот, например, не есть никогда конину, зайчатину, курдючное сало, а если ел и не знал – бежать замаливать), чтобы потом, оказавшись случайно в окопе, тебя спасло? А если не окажешься, следовал правилам впустую? А не слишком ли мутный и необоснованный договор без гарантии его двустороннего исполнения? А не лучше ли быть самодостаточно сильным и брать ответственность за свою жизнь на себя, отдавая должное объективным обстоятельствам?..

Ничего против религии я не имею, и, как водится, это субъективное мнение, однако результат синтеза некоторых позиций и положений разных философских школ.


Рецензии