Плацкартный билет в детство. Ч. 2. Детский сад

   
                (Соликамск-Боровск)

                Часть вторая.

                ДЕТСКИЙ САД.


  Меня водили в садик на ул. Матросова (на пересечении с ул. Большевистской). Сейчас он  называется « Ласточка». Вокруг садика - деревья, которые казались мне тогда очень большими и густыми. Я всегда в детстве мысленно приукрашивала окружающую действительность, чтобы интереснее было жить.  Я была мечтательницей, представлявшей, например, что вокруг садика - густой дремучий лес... Я ходила посмотреть, не спряталась ли за деревом лисичка? Или зайчик? Так хотелось попасть в сказку…


  Во дворе садика была клумба с такими красивыми цветами, что  однажды я, трехлетняя, не выдержала и в восхищении сорвала один "аленький цветочек" с дивным запахом, за что была подвергнута воспитательницей резкому публичному осуждению. Меня вывели перед строем ребят и долго ругали. Я недоумевала - за что, почему? Я ведь просто не знала, что нельзя рвать цветы с клумбы.  Каждое утро папа отводил меня в садик, возле забора которого росли скромные полевые желто-синие анютины глазки и разрешал мне сорвать их. Я так любила цветы... и вообще была с рождения  неравнодушна к любой красоте! В детстве мне казалось красивым любое лицо, озаренное улыбкой.


  Прямо от садика начинался лес. Густой темный бор манил  грибами и ягодами, которые собирали герои любимых сказок и о которых мы пели в песнях,. Однажды несколько детишек, в том числе и я, не выдержали - мечта пересилила - и ушли без разрешения в лес, искать грибы. Грибов мы  нашли мало, но было так романтично-сказочно побродить среди густых хвойных деревьев, почувствовать себя свободными.  Но, как водится, за свою мечту пришлось платить.  Нас здорово наказали!


  Летом на прогулку нас водили в этот лес. Вот мы пришли на лесную полянку. В траве алеет  ярко-красная земляника. Мальчишки отправились  играть в футбол... Я, очарованная окружающей красотой, восхищенно гуляла кругами и рассматривала цветы, бабочек, наблюдала за жизнью мелких лесных обитателей – муравьев, жуков, слушала звонкое пение птиц… На моем пути лежала большая куча битого стекла. Я обогнула эту кучу и вдруг заметила, что мою ногу залило кровью. Было не больно, но я испугалась и заплакала. На мой плач прибежали воспитатели. Они долго пытались узнать у меня, брала ли я стекло. Но я не брала, и до сих пор не понимаю, как мог осколок  впиться мне в ногу. Мне завязали рану платком и понесли на руках обратно.


  Пришлось сидеть дома, ходить на перевязки. Нога потом очень сильно болела и приличный шрам - сантиметров в пять – остался на всю жизнь. Зато я сидела дома, с мамой, и это было так замечательно! Самая большая радость в детстве – это когда мама рядом, а она всегда  работала, и ее так не хватало…


  Садик находился  довольно далеко от моего дома, километра три. Чтобы водить меня в садик, мама перевелась с высокооплачиваемой работы на низкооплачиваемую, зато рядом с садиком. Она всегда уводила и приводила меня сама. А мне так  хотелось пойти домой одной, почувствовать себя большой, самостоятельной! В садике некоторых ребят отпускали, кто рядом жил, ну и у меня  однажды вдруг кончилось терпение, и я  решила, что мне тоже можно - и ушла потихоньку. Перед этим  мама заходила в садик и о чем-то говорила с воспитательницей (может быть,  что задержится?)  Оправдывая сама себя, я решила, что она меня, наверное, просто забыла забрать - значит, рассуждала я, можно пойти одной (мне было лет пять, не больше).


  Помню,  в районе  ДК Ленина какая-то женщина с удивлением меня спросила: «Ты что, девочка, ОДНА идешь?» Я, гордо-смущаясь, ответила:
« Да, одна!»
  Иду, думаю: вот мама удивится и обрадуется, когда меня увидит! Но меня ждало разочарование - дома никого не было.

 
  Радости  поубавилось, стала играть с девчонками во дворе. Вдруг вижу - мама бежит, у неё лицо почему-то белое и не радуется при виде меня! Не останавливаясь, идет в дом, я за ней виновато поплелась (чую:  что-то не то!) Вошли в комнату, мама молча достает ремень… Ну и досталось же мне! Очень чувствительно, на всю жизнь запомнила! (правда это был единственный случай, когда меня отлупили). Мама потом рассказывала: я чуть с ума не сошла - ребенок пропал! Рядом с садиком проходили глубокие траншеи, стройка, и были случаи, когда дети пропадали. Я, конечно, маму понимала и никогда не обижалась  на нее за эту выволочку.


  В садике нас так вкусно кормили, что это запомнилось на всю жизнь! Спасибо тогдашним добросовестным поварам! Моим любимым блюдом в садике было картофельное пюре с котлетой и красной дымящейся подливкой –  объеденье! Набегавшись на воздухе, мы садились за стол, испытывая  зверский аппетит! Перед едой воспитательница обходила наши столики и выдавала  всем  по большой  ароматной голубой витаминке  или  по ложке рыбьего жира (через день). Витамины мы любили (они были сладкие, как конфетки - драже,  с желтой кисленькой серединкой), а от рыбьего жира морщились. Он был такой противный! А в детстве все любят сладкое!

 
  В умывальнике стояло две раковины – для девочек и для мальчиков. Нам выдавали для умывания «Земляничное»  мыло (оно так сказочно пахло в детстве!) - девочкам своё, мальчикам своё! Как приятно было в разгар суровой зимы разворачивать  и рассматривать белую душистую упаковку с нарисованными красными ягодками, вынимать новый твердый розовый кусочек мыла, вдыхать сладостный аромат земляники, под струей воды намыливать  руки, взбивая розовую  пену! А у мальчишек остался старый обмылок, ха-ха!!! Правда, наш кусок вскоре тоже превращался в обмылок, но мы терпеливо ждали, когда же он кончится, чтобы снова испытать эту маленькую радость – взять в руки  новый кусочек! 


  Спали мы на детских раскладушках, перед сном  нас учили ладони подкладывать под щеку. В детстве я не любила спать - это было так скучно! Жизнь была настолько интересной и увлекательной, что жалко было тратить время на сон!


  Запахи, звуки, прикосновения - всё это в детстве ощущалось  так остро! Любимейшими для меня были музыкальные занятия, на пианино играл Павел Андреевич. Как нестерпимо хотелось тоже нажать на клавиши, чтобы извлечь из них такие же красивые звуки! Я потихоньку  незаметно подбиралась к пианино, чтобы тайком ткнуть пальчиком в белую клавишу  и ощутить восторг от появления звука… А как хотелось самой воспроизвести целую мелодию!!!


  Мир начальных  музыкальных впечатлений  очаровывал: песни, танцы! Я до сих пор помню самую первую песенку, которую мы пели примерно  в три года: «Серенькая кошечка села на окошечко, хвостиком виляла, деток поджидала…» и самое первое стихотворение: «Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, в сумочку кладет…»  Я помню некоторые песни, которые мы  пели в садике: "По малину в сад пойдем",  "Красота, красота, наша ёлочка густа", «Раз морозною зимой,  вдоль опушки лесной…». Дружно  водили  веселые  хороводы: «Каравай» и «Каблучок, каблучок, тоненькие ножки, красные сапожки…»

          
  Особое восхищение вызывали у меня маленькие детские пластинки величиной с блюдце, наклеенные на  красочные картонки с цветными картинками, которые нам ставили для прослушивания на патефоне. Там были детские песни, например: "Мы пошли по ягоды в дальний лес, видимо-невидимо там чудес. Мы видали рыжего муравья, повстречали белочку у ручья…" 


 Прекрасный, сказочный мир открывался детскому воображению! Современному человеку трудно понять, какая это была  редкость по тем временам  и потому -  чудо! – миниатюрные детские пластинки в 50-е  годы! И как же мне мечталось, чтобы у меня дома тоже были такие пластинки! Но – увы - мечта была несбыточной…


  Я любила в садике игру «В мешочек», когда надо было через ткань определять на ощупь, что за игрушка тебе попалась – а потом сверять, правильно ли определил. Я обожала эти крошечные гладкие отполированные игрушки – грибы, волчки, пирамидки, их так приятно было гладить кончиками пальцев…


  Сдвинув стулья, мы с ребятами играли в автобус и «путешествовали». Какой-нибудь мальчик садился «за руль» и, громко «бибикая», вел наш автобус в «далекие края».  А мы, девочки, взяв на руки  куклу или мишку, изображали, как нас качает и трясет «на ухабах»! И нам весело и чуть-чуть тревожно – ведь мы едем путешествовать! « Мы едем, едем, едем в далекие края…».


  Детсадовское детство дало мне так много эмоций и впечатлений! Каждый день было что-то новое. Мы лепили из пластилина, делали аппликации, мастерили вертушки.  Я, как все дети, любила  рисовать цветными карандашами!

  Мир детства был красочным и разноцветным.  Мы спорили с ребятами, какой карандаш самый красивый? Для меня вопрос не стоял – конечно, красный! И в последующие годы в цветных снах я неизменно видела два цвета – зеленый и красный! Красные ягоды на зеленой траве… – символ  короткого лета, этого островка счастья  посреди долгой уральской непогоды:  седой нескончаемой  многоснежной зимы, продолжительной  сырой и грязной  весны и осеннего ненастья…

                Продолжение http://proza.ru/2020/12/05/1306


Рецензии
Повествование пронизано счастьем... Сразу видно, что девочка Наташа в садиковом детстве была творческим человечком.
На фото - милая девочка, а за ней - сундук(?), покрытый строчёной салфеткой. Предмет (салфетка) - ностальгичный, воспоминание о том времени...
Земляничное мыло с земляничкой на обложке тоже символ того времени. Ощущаю его аромат, немного грубоватый, но милый, тёплый.

Маргарита Лосевская   19.12.2022 14:21     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.