Плацкартный билет в детство. Ч. 5. Школьные годы

               
                (Соликамск-Боровск)

                Часть пятая.

                ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ. НАЧАЛО.

  Через щель в заборе садика я восхищенно наблюдала издалека свою будущую 15-ю школу. Ах, как мне хотелось там учиться! Ходить так же с портфелем, в школьной форме, стать ученицей! С каким чувством пела я на музыкальных занятиях "Двери школьные сегодня открываются для нас. Первый раз идем мы в школу, поступаем в первый класс…" Радостные волнующие хлопоты, покупка формы, фартуков – белого и черного, портфеля, учебников, тетрадей… 28-го августа в садике состоялся прощальный утренник.


  У мамы была знакомая, тётя Таня . Под окошком  двухэтажного дома она развела дивный сад... 31- го августа 60-года, накануне моего первого школьного дня, мы с мамой отправились к ней и вошли в этот садик. Боже мой! Это был воистину райский сад! Никогда ни до, ни после я ничего подобного не видела! Какие цветы! Какие запахи! Я не могу их забыть всю жизнь! Тетя Таня бережно срезала для меня цветок за цветком, вокруг бегали соседские дети и спрашивали: "Тётя Таня, можно сорвать вон тот красивый цветочек?"- "Можно, только осторожно!" У меня был просто уникальный  по красоте огромный букет, который я с радостным волнением готовилась вручить наутро  своей первой учительнице. И, забегая вперед, хочу сказать, что он оказался самым большим и самым красивым из всех! Учительница даже выбрала его из сорока других и  поручила моей однокласснице  отнести его директору  (а мне так хотелось сделать это самой!)


  Настал  долгожданный день начала новой жизни! Мы вступили в новый для нас мир ШКОЛЫ, с волнением осваивали  новое для нас школьное пространство, привыкали к своей коричневой  форме с белым и черным фартуком, часто обновляемым воротничкам.



 Сели за новенькие крашеные  парты, работали с кассами букв и слогов. Наконец стали  писать: сначала карандашами, а потом достали ручки с перьями "звездочка № 2", обмакивали их в чернильницу. Помню запах чернил, буквы блестели при свете лампы, которую включали в классе (уроки начинались, когда ещё было темно). Кляксы, промокашки, на которых мы  рисовали рожицы, перепачканные пальцы… У меня на среднем пальце быстро выросла мозоль от ручки.


  Учительница Тамара Владимировна ставила оценки красными чернилами! Какие красивые чернила, так хотелось иметь дома такие! Я крошила грифель красного карандаша, разводила его водой и макала в него перо, надеясь получить такие же красивые буквы, какими писала учительница. Кстати, я всегда восхищалась красивым каллиграфическим почерком  Тамары Владимировны, когда она выводила мелом на доске: сначала число, потом «Классная работа», или прописывала в наших тетрадках образцы букв!


  Оценки ставились очень строго! Мы  старательно и медленно выводили буквы, но при единственной описке (даже не ошибке) уже нельзя было рассчитывать на пятерку! Тройки казались мне  унылыми, злыми, пятерки -  красивыми, праздничными! Благодаря маме  сохранились  наши с Сашей первые тетради. В те времена был урок чистописания. Нас учили очень красивому письму.


  Помню, как выглядел тогда букварь: на зеленой обложке была картинка, где мальчик и девочка за партой, девочка отвечает стоя. Картинки в нем были такими яркими! Красный мак, зеленый лук! Когда моя старшая дочь пошла в первый класс, я была удивлена  бледностью картинок в тогдашнем букваре. Наш был лучше!


  На уроках физкультуры мы старательно маршировали в черных сатиновых трусах и синих майках, изображали пирамиды с флажками в руках. На уроках труда делали мамам подарки к 8 марта - например, корзиночку из картона, которую обвивали бархатными нитками. Меня восхищал восторг, с которым  мама принимала мои нехитрые подарки, сделанные своими руками!


  На уроках пения мы разучивали такие замечательные, радостные песни, которые я до сих пор прекрасно  помню! Например, "Динь-динь-динь, звенит звонок, начинается урок!", «Звено у нас хорошее, веселое звено», "По улице шагает веселое звено", "На прививку, третий класс!"

 
  Время от времени в класс приходила медсестра - делать прививки!   Резкий спиртовой запах  дурманил сознание, многие из нас, и я в том числе, боялись уколов.Убежать было невозможно - учительница стояла при дверях.Делали только под лопатку!!! Самыми смелыми была Оля Морогова и Дима Мовчан, они первыми срывали форму и устремлялись к столу, где стоял блестящий металлический ящичек с матовыми стеклянными шприцами, с длинными толстыми иглами, на которые страшно было смотреть.  И главное - этот запах резкий! Ощущение ужаса и безнадежности! Действо это происходило на глазах у всего класса, как на сцене! Если бы можно было заходить по одному, то не так стыдно было заплакать...


  Мы с Лидой Игнатьевой были трусишки и до последнего тщетно жались на «камчатке», надеясь, что про нас забудут… Я долго не могла смириться с тем,  как это можно? Этими толстыми иглами будут  прокалывать нашу тонкую  кожу под лопаткой… Бр-р-р… Что за  садизм! И нас с Лидой выволакивали из-за парт чуть ли не силой… То ли дело нынче - тоненькие иглы, вводимые шлепком –  совсем не  страшно…


  В классе были  "санитары", которые каждое утро надевали на руку повязки с красным крестиком и проверяли у всех входивших учеников руки и уши.


  Когда мы учились в первом классе, на каждой перемене в нашей 15-й  школе включалась музыка, и все дети дружно танцевали - польку, вальс, а не носились хаотично по коридорам, как это было впоследствии.

 
  В школе был буфет - в подвале, куда вела крутая лестница. Этот подвал с белеными стенами и потолками потом много лет мне снился.  После звонка мы неслись туда, чтобы подкрепиться. Но, к сожалению, обычно, протолкавшись в очереди всю перемену, я частенько вынуждена была уходить ни с чем - старшие мальчишки отталкивали малышей,  лезли без очереди, возникала  давка, и до звонка, как правило, я не успевала  продвинуться к буфетчице, которой было все равно - кого обслуживать…  А с прилавка манили  горячие гребешки с повидлом, нежнейшие теплые ватрушки с творогом, витали сдобные ванильные запахи! Просто слюнки текли! Раздразнив себя созерцанием этой вкуснятины, я со слезами  покидала буфет - несолоно хлебавши, в очередной раз  зря проведя время на перемене...

    
  Когда я училась в первом  классе, со мной произошел памятный случай. К нам в гости приехала мамина сестра тётя Галя со своими дочерьми, моими кузинами Надей и Люсей. Времена были строгие, не разбалуешься. Носили косички, а о том, чтобы отрезать или распустить волосы - не было и речи. А так хотелось быть красивой! Пока родители были заняты встречей, мы с девчонками соорудили папильотки  (аналог бигудей  из крученой бумаги) и навертели их мне на волосы – чтобы, распустив волосы,  стать похожей на принцессу.


  Заметив, что я опаздываю  в школу,  я поспешно сорвала папильотки, быстренько сделав косичку сзади, но второпях не заметила, что одна папильотка – спереди - осталась. Надела шапку - и бегом в школу, еле успела к  звонку. Раздевалка находилась в классе. Сняв шапку, я предстала перед одноклассниками с папильоткой на лбу!


  Надо понимать, что в те времена это было почти преступлением против общества  - попытаться  приукрасить себя, да еще в столь юном возрасте! Услышав, что кто-то громко ахнул, я обернулась и увидела, что передо мной «выросла» одна девочка, командир «звездочки». Мигом сообразив, что произошло,  я в панике попыталась  судорожно снять папильотку, а она, как на грех, застряла в моих длинных волосах… Позор! Пока я пыталась освободиться  от улики,  «командирша» собрала вокруг себя полкласса и угрожающе надвинулась на меня…  Всё её поведение выражало гневное осуждение: «Как ты могла? А ещё октябрёнок!!!»
 

  Неподалеку проходили мальчишки во главе с тогдашним старостой Димой Климовым. Она крикнула:  «Дима, ну-ка иди-ка сюда и посмотри, что тут Козлова натворила!" Я оцепенела! В ожидании приговора я выдрала папильотку вместе с частью волос  и судорожно стала приглаживать  локон...
 

  Но реакция  Димы была неожиданной для всех! Взглянув на меня, он ухмыльнулся и одобрительно сказал: "А чё? Ничё причёсочка!!!"  Изящно нарисовав возле лба  большую спираль, он проиллюстрировал мою «причёсочку»  и умчался с пацанами... Не получив поддержки, «неприятель»  с досадой отступил, а я возликовала!  Семилетний Дима спас меня, он поступил как настоящий мужчина! А я  получила первый в жизни комплимент!


  Мне запомнилась школьная елка в первом классе. У меня не было костюма. Мой садик находился рядом со школой, я туда иногда заходила, чтобы поиграть с малышами, и воспитатели  по старой памяти  попросили меня поучаствовать в новогоднем утреннике. Меня нарядили в костюм лисы с настоящим лисьим хвостом, я разыгрывала какую-то сказку, а потом сидела в домике и раздавала подарки деткам.


  За это мне разрешили взять на елку в школу какой-нибудь костюм. Я попросила костюм Снегурочки, но его уже забрали. Тогда мне предложили взять лису, но я от огорчения отказалась. Дома мама сказала мне - ну что ж ты, взяла бы хоть лису! На следующий день я отправилась в садик, но и лису уже забрали. Ещё более огорченная, я взяла то, что осталось - костюм ромашки с жёлтой шапочкой со свисающими белыми лепестками…Конечно, это была не Снегурочка, и даже не лиса, но школьный утренник мне понравился и до сих пор запомнился! Это было то далекое время, когда веселье было настоящим, продукты - натуральными, образование - серьезным…


   Настал  день, когда нас принимали в октябрята. Кудрявая улыбчивая девушка приколола мне звездочку с юным Ильичем, которая казалась мне такой  красивой!  Как я гордилась этим! Я стала октябрёнком! Мы воодушевленно пели об этом событии песню: «Звездочка наша прекрасная, звездочка яркая, красная!»  В старших группах садика и в младших классах мы читали   книжки  о Ленине, о семье Ульяновых:  «Папина вишня», «Ленин и дети», «Секрет». Эти интересные книжки были прекрасно изданы, с хорошими рисунками.  В те годы  был культ Ленина, мы говорили о нем как о лучшем человеке, даже песню пели «Портрет Ильича» - очень красивую, кстати. Мы искренне  любили «дедушку Ленина», о котором знали только хорошее…


  Пятидесятые и начало шестидесятых – воспринимались нами  как золотые годы! Нас окружали взрослые люди, чью любовь мы ощущали на себе! Завучем была Зоя Константиновна Борисова, чью добрую улыбку я помню до сих пор.  Директором нашей 15-й школы был тоже замечательной доброты улыбчивый человек - Павел Степанович Касьянов (необычайно похожий на актера Павла Кадочникова)! Спустя полвека я вспоминаю о нем с величайшим уважением и любовью.


  Вообще в Соликамске было в то время много интеллигентных, уникальных людей. Никогда  после я не встречала вокруг себя такого количества замечательных личностей, даже в годы учебы в Москве! В эти  годы  в  Соликамске проживало  много репрессированных интеллигентов, составлявших  тогдашний цвет нации, и эти люди оказали на нас неизгладимое впечатление, создав неповторимый интеллектуально-нравственный фон нашей жизни! Они были нашими учителями и наставниками, и наше поколение восприняло, впитало в себя их высокие нравственные идеалы, правильные  жизненные ценности.


  Меня всегда удивляло, что взрослые смотрели на нас, детей, с такой доброй улыбкой, как на какое-то  чудо…  Я удивлялась - за что они только  так любят нас? Наверное, они просто не знают, что мы, дети, не такие уж и хорошие, как они считают – и ленимся иногда, а  можем  иногда даже (стыдно сказать!) -  и соврать слегка…


  Где-то в третьем  классе нам дали задание: склеить из бумаги куб, используя развертку. У меня ничего не получалось, и я попросила папу помочь, боясь получить плохую оценку. Папа всю ночь клеил мне белый куб из картона, который  вышел замечательным! Когда я в классе вынула свой куб, все ахнули! Оказалось, никто не смог сделать, кроме Нади Шестаковой, но ее куб не шел ни в какое сравнение с папиным (она же делала его честно, сама!) Учительница пожурила ребят и сказала: « Вот видите, Наташа сделала, значит, можно было!» У меня не хватило смелости признаться, что это - папина работа…


  В младших классах у нас был предмет - внеклассное чтение, который я особенно любила. Тамара Владимировна читала нам вслух, и мы сами по очереди читали. Подборка была замечательная:  во втором классе читали  книгу талантливого пермского писателя Льва Давыдычева  "Повесть про Ивана Семёнова, второклассника и второгодника».  Помню, как мы с восторгом хохотали над незадачливым Иваном. Далее были -  чудная повесть Евгения Рысса "Девочка ищет отца",  прекрасная книга В.Осеевой «Динка», «Четвертая высота» Е. Ильиной - про Гулю Королёву, сказы Бажова, наполненные характерным уральским говором, который мы слышали вокруг себя. Став постарше,  мы читали  вслух роман-газету.


  Незабвенные книги своего детства я всегда старалась впоследствии достать своим детям: это и сказки С. Могилевской («И они построили волшебный дом», «Когда Машенька была маленькая»), и книгу  "Девочка ищет отца"- она с тех пор не переиздавалась, и я нашла её только в архиве. По мотивам этой книги был снят фильм, но он не идет ни в какое сравнение с первоисточником!


  Незабываемой стала книжка "Про зайку Петю" Станислава Мальцева, тюменского писателя.  Сказка совершенно очаровательная, мы ее зачитали до дыр (горячо рекомендую  почитать  ее вашим  внукам!)  Попозже я читала братику сборник Пермского издательства «Мама, почитай-ка!» Ну и, конечно, "Доктор Айболит", "Мойдодыр»  К. Чуковского, «Дюймовочка», «Гадкий утенок» Г.-Х. Андерсена - две последние сказки заставляли меня плакать, так жалко было героев, прошедших через тяжелые испытания.
 

 Событием была для меня в свое время  книга  «Путешествия Гулливера» с чудесными иллюстрациями! Каждая из этих книг подарила  свой неповторимый, незабываемый мир, в котором я проживала еще одну интересную жизнь…


  На уроке чтения в первом классе нам задали наизусть стихотворение" Вот моя деревня, вот мой дом родной!" Мы по очереди сдавали его на оценку. К концу всем уже так надоело слушать, что никто не заметил, как Таня Васильева завершила свое выступление словами "Слушаю я сказку, сердце так и мрёт, а в трубе сердито серый волк поет!"

                Продолжение http://proza.ru/2020/12/05/1370


Рецензии
Ой, Наташа! Совпали два эпизода наших детств, находящихся на большом расстоянии, но объединённых, примерно, одним временем.
У меня тоже был костюм ромашки с огромной, как шляпа, ромашкой на голове.
И "преступная" причёска. Однажды я накрутила на спичку смочённую в мыльной пене прядь волос надо лбом. Получилась маленькая спиралька, кудря. Забыв о ней, я пришла в школу. На уроке русского языка сидела на первой парте, у окна. Около окна расположилась учительница и, посмотрев на меня, осуждающе заявила:" очень красиво"!
Я покраснела, как рак, и чуть не провалилась сквозь землю.

Маргарита Лосевская   11.06.2022 18:31     Заявить о нарушении
Какая прелесть эта Ваша " преступная прическа"!!! И совпало то, что нам обеим БЫЛО СТЫДНО, как будто нас уличили в чем-то недостойном ))).

Наталья Румянцева 3   14.06.2022 22:43   Заявить о нарушении