Крыша

                Крыша
                Рассказ


                Где умирает надежда, там возникает
                пустота.
                Леонардо да Винчи

                Всё тихо. Всё - неясно. Пустота. Нет
                ничего. Всё отвернулось странно. Кругом
                отчётливо созрела высота. Молчание
                царит, точа покровы пряно.
                Д. Бурлюк

                Объём пустоты способен умножить
                каждый, но, чтобы улучшить её качество,
                требуются поистине необычайные умения.
                Д. Дейч


Плоская крыша венчала дом в городе Н в одном изобластных центров центральной России. В некоторых местах по периметру она была обнесена достаточно высокими ажурными металлическими решётками. Местный предпрениматель, проживающий в этом же доме, вздумал организовать на крыше круглодичный солярий. Но жильцы дома вознегодовали: нечего тут по лестнице шататься или пользоваться лифтом постороним людям. Управляющая жилищная контора поддержала жильцов. Тогда предприниматель придумал обходной маневр. Он обратился в гордскую архитектуру с проектом пристройки к одной из торцевых сторон современного прозрачного лифтоподъёмника. Однакот и в этом случае ответ быд отрицательным: технические параметры строения не соответствуют пристройкам подобного типа. Работы по лборудованию солярия были свёрнуты. А уже установленные заградительные решётки остались – не тратить же деньги на из снос.
Она сидела на краю крыши . Одной рукой держалась за стойку рещётки, а другой – опёрлась на край карниза крыши. Ноги свободно свисали над улицей. Она не смотрела вниз. Да и перед собой  города не видела. Ей слабо представлялось, как она здесь оказалась. Но она ясно понимала, зачем ей это нужно. Это было частью её по плана – плана  по борьбе с пустотой внутри себя: прыжок вниз – и полное небытие. Хотя казалось, ничто не должно было привести её к такому выбору.
   Она уже бывала в этом городе. Но всматриваясь в его панораму, не узнавала его. Попыталась найти зелёное пятно футбольного поля на центральном стадионе, где как-то выступала в показательных соревнованиях мастеров художественной гимнастики в честь какого-то городселго торжества. Помнится, тогда, после выступлений, на фуршете в банкетном зале к ней подошёл импозантный,пахнувший дорогим парфьюмом мужчина слегка после пятидесяти лет. Видно, один из местных воротил. И начал без вступлений и экивоков:
- Я вижу рядом с вами рядом никого нет. Дамочка вы видная. Ладная. Негоже пропадать добру. Я знаю, кто ты такая. Но имей ввиду, спортивная слава коротка – сошла с дорожки, с ковра, с манежа – и никто не вспомнит. Надо иметь покровителя,самостоятельного и при власти. Я вот как раз такой. Я положил на тебя глаз и поэтому делаю щедрое предложение: снимаю тебе квартиру, дарю машину и валютой обеспечу. Ты же даришь в ответ на неделе несколько часов для нашего отдыха и интима. Всё остальное время делай в моём городе всё, что захочешь. За всё заплачу, за ценой не постою. Согласна, или есть ещё условия с твоей стороны, милочка? Надеюсь, тебя не оскорбили моя прямота и некий цинизм? Ведь мы с тобой люди взрослые. Просто я привык иметь то, что мне прнглянулось.
- Есть только одно условие – убирайтесь с моих глаз.
- Это ты зря. Хотя ты, вероятно, не знаешь, кто я и что могу. Я до тебя и в Москве,хорошая, дотянусь и не сомневайся.
- Как же, задрожала, задрала юбку и за тобой, сморчок старый, понеслась! А вот посмотрим, как ты, вшивый покровитель, сейчас запоёшь? Николай Петрович, - обратилась к главе области, что проходил между фуршетными стойками в нескольких шагах поодаль, - можно вас на минутку? Тут у меня с этим господином возник любопытный вопрос к вам.
-Ты что сдурела? Он крут, как Петр Первый – растопчет и не заметит! Разговора у нас никакого не было. Забудь.
Антонина, так зовут молодую особу, глядя вслед спешно удаляющемуся несостоявшемуся «папеньке», улыбалась. Эта улыбка была известна всем любителям художественной гимнастики. Это была улыбка, с которой она на педьесталах почёта принимала высшие награды на Олимпиадах, на чемпионатах мира и Европы. С Николаем Петровичем она как-то познакомилась на встречи у министра спорта страны. И с тех пор они ещё несколько раз встречались и вели непринуждённые беседы.
- Ну и лицо у тебя было, когда ты стояла рядом с этой персоной. Такое я у тебя видел, когда ты с трамвой колена готовилась к упражнениям с обручем, заключительному номеру в перстве мира: удачное выступление – чемпионка, срыв – за чертой призёров. И ты выступила выше всяких похвал - это был экстра-чемпионский стиль. Чего хотел этот известный паскудник? Если что непотребное – приведу его в молекулярное состояние. Аннигулирию его.
- Проехали. Одним своим знакомством с вами я отпугнула его навсегда.
- Ну, как знаешь, дорогуша. Но я намекну кое-кому. Они ему в достойной   форме объяснят, что значит моё пристрастрастие прибегать время от времени к персональным аннигиляциям. Я сейчас пойдём к моим жене и дочери. Они с тобой, нашей национальной гордостью и достоянием, желают поближе познакомиться.
   Может быть, именно в тот давний вечер пустота пробила первую брешь в жизненном коконе, в котором судьба её охраняла долгие годы с самого раннего детства. В коконе, сотканном из любви, понимания, уважения и добра, а также из восхищений благодарных поклонников её мастерства. Шли годы, и всё же многие трещины появились у её кокона под давлением пустоты. Она почти разрушила защиту и чуть было не завладела её душой., когда её муж совершил невероятное предательство.  Как-то она вернуласьс соревнований домой, в квартиру, подаренную правительством столицы после того, как она в третьй раз стала олимпийской чемпионкой и сам президент вручил ей высокую правительственную награду. Тоня жила в этих апартаментах с мужем и мамой, надеясь подарить им в ближайшее время дочку и внучку в одном лице. Войдя в гостинную, тут же заметила на столе письмо, адресованное ей от него, её Миши-Мишутки. В нём он писал , что долго держался и думал, что справится. Но не получилось. Дело в мезальянсе между ними. Она – национальная слава и гордость. Успешная и известная по всему миру, а он – простой уездный педиатр. Он устал мужем такой популярной персоны и никем более. Для других он никакого интереса не представляет. Сил всё это видеть и наблюдать у него больше нет. Он подаёт на развод , имущественных претензий к ней не имеет.А что касается квартиры, то она заработана  ею своим невероятным трудом. Он уезжает в город своего детства, ему пообещали там должность в детской поликлиники и комнату в общежитии. Просил не поминать лихом и. если возможно, понять и простить.Она не простила. Предательство она никогда не прощала. А уж такое: предательство их любви и надежд – тем более. Однако ей удалось купить ему в его родном городе двухкомнатную квартиру, уведомав бывшего мужа, что это возмещение по закону его прав на жилплощадь, в которой он проживал до развода.
  Почти полгода пустота владела ею. Но тренировки и подоспевшие ответственные выступления помогли противостоять пожирающей её пустоте. А через два года во время контрольного прогона новой программы для следующего олимпийского цикла она, совершая двойное обратныое сальто, приземляясь, буквально рухнула на дорожку, заорав от невероятной боли.Прибывшие врачи определили возможно опасную трамву колена. Последующие обследования подтвердили серьёзность повреждения. Затем была операция в одной из специализированных клиник в Германии. И долгий восстановительный процесс. Итоговый консилиум врачей вынес неутешительный вердикт: её спортивная карьера завершена. Нога в относительном порядке, но она ни при каких условиях не сможет выдержать прежних нагрузок. В противном случае Антонина станет колясочницей навсегда. Однако пустота рано торжествовала,так как спортивные функционеры, как отечественные, так и международные,   пришли то ли ей на помощь, то ли улучили возможность раскрутить имидж своих организаций, воспользовавшись её мировой славой, её громким именем. Она и раньше иногда участвовала в их популизаторских мероприятиях. Но это не шло ни в какое сравнение с тем, какой график занятости на благо спорта ей пришлось реализовывать в последующие три года. С миссией Посла спорта и доброй воли она объездила многие страны Африки и Азиию. Месячные турне по Японии, Австралии и Южной Америки в составе делигаций Юнеско. И если к этому добавить  почетное представительство на многочисленных международных соревнованиях по художественной гимнастике как у себя в стране, так и по всему миру. Особенно она была востребована в этом плане в Китае. Первое время всё это её привлекало новизной впечатлений, возможностью познакомиться с широким кругом людей. Но со временем она стала тяготиться всей этой суматошной жизнью. Да и слава её на фоне новых молодых имён становилась всё менее востребованной. Попыталась сменить свою востребованность. И согласилась на участие в разного рода публичных телевизионных ток-шоу. Известные личности , неожиданне темы, возможность определиться со своей точкой зрения – всё это было очень привлекательно для неё. Но однажды на ток-шоу у Базахова, известного телеведущего, она высказала мнение, резко противоречащее господствующим взглядам на передаче. Она поделилась своими соображениями о роли средней массовой школы в современном обществе.По её глубокому убеждени., школа не должна заниматься воспитанием детей. Её задача давать основы знаний и развивать умственные способности. Нельзя добиться положительных результатов, по её мнению, воспитывая фронтально целый класс с числом учащихся более двадцати человек.Воспитание должнобыть субъектным: воспитатель-воспитываемый – вот та связка, которая даёт результат. Её в этом убедила в этом жизнь в спорте. Именно тренерсформировал её личность, работая индивидуально с ней не один год. И в заключении в запале добавила:
- Хотите более наглядный пример. Долгие годы советская пропагандистская машина трудилась над воспитанием не отдельного ученического коллектива, а многочисленного населения Союза. И что же? Когда беловежские безумцы приняли решение о развале великого государства, кто из воспитанных советской идеологией вышел на улицы наших городов с требованием: «Верните нам Советский Союз, любовь к которому нам прививали!» Никто не вышел. За мэра, привлечённого к следствию по подозрению в уголовных деяниях, вышли тысячи, а за любимую отчизну- никто. Я понимаю, что современная семья не справляется с воспитанием детей. И я не знаю, какие силы в обществе  могут помочь ей в этом. Но также уверена – ждать обнадёживающих результатов в воспитании детей от школы не стоит.
И тут началась удивительная свистопляска. Антонину поносили, оскорбляли, навешивали всевозможные ярлыкИ. Газеты и массовые журналы, телевизионные ток-шоу сделали её общественным пугалом. Не выдержав, на том же сборище у Базахова попыталась разъяснить свою позицию. Но тут вскочил некий депутат Филонов, пренеприятнейший на вид мужичок, и спеной у рта, побагровев, стал оскорблять и её позицию, и её личность далеко не в политесных выражениях. Тут она встала и заявила со всей решительностью бывалого спортивного поединщика:
- Я пришла сюда в надежде разобраться в некоторых вопросах социального устройства нашего общества. Я, конечно, расчитывала на то, что некоторые из вас всё же разделят мою точку зрения на роль средней школы в воспитании учащихся. Но таких не обнаружилось. Но это не беда. Беда состоит в том , что никто из вас не попытался защитить меня от злобных нападок господина Филонова, этого хама и неадекватного человека. Защить прсто как женщину или хотя бы ту, которую в прессе когда-то величали национальной гордостью. Нежели мои пятнадцать лет, когда я достойно защищала честь моей и вашей страны, уже ничего сейчас не значат? А что касается некоторых оскорблений, нанесённых мне сегодня здесь, то, как говорил один мой хороший знакомый, я этого субъекта Филонова изничтожу до молекулярного состояния, аннигелирую, конечно, используя правовые процедуры. Я не мщу, мне нужна справедливость, надеюсь, как и вам.
  Сказав это, она удалилась из студии той неотразимой походкой, которую многие наблюдали вовремя её выходов перед выступлением: красота, грация и непорочность –всё это было в этом движении.
Этот случай навсегда отбил у неё желание участвовать в телевизионных толковищах. При том надо заметить, что у неё были и другие попытки реализовать себя. Но и они принесли ей только огорчения и разочарования. Имея представления об опыте других спорстменов, оставивших спорт по тем или иным причинам, она попробовала последовать их примерам. Хотя выбор был небольшой: стать спортивным комментатором на телевединии или спортивным журналистом в газете, с одной стороны, с другой стороны – стать тренером по художественной гимнастике. Последний вариант, казалось, должен быть для неё самым естественным. И она его выбрала. Причём даже поступила институт физической культуры имени Лесгафта, дабы овладеть основами педагогического мастерства. Но через полтора года вдруг уяснила для себя, что у неё нет того, что нужно для работы с детьми, с подростками: нет душевной теплоты, любви, самоотдачи – всего того, что было в полной мере у её тренеров.И она отказалась от идеи иметь свою школу художественной гимнастики. Первый вариант так и остался в намерениях. Аргументы против него она определила следующим образом:
- Быть спортивным комментатором – это опять разъезды, опять перелёты, гостиницы, вновь кочевой образ жизни. Слишком всё это раньше её достатало, чтобы вновь к этому вернуться, хотя и в другом амплуа. А стезя журналистки была отринута с ещё большей решительностью. Среди её талантов склонность литературному творчеству совершенно не обнаруживалась. Она хорошо понимала, что читеталь будет ждать в её текстах полноты жизни, а не только  спортивных результатов. Люди, характеры, эмоции, накал страстей и борьбы и многое другое, что сопутствует соревнованиям - у неё нет такого богатства языка, чтобы всё это было зримо и впечатляюще.
Друзья её убеждали, что она не права в обоих своих отказах: всё приходит с опытом, со временем. На что она приводила единственный аргумент:
- Мне поздно начинать. Вокруг в этих профессиях есть более молодые и более талантливые люди, чем я. Я среди них буду смотрется как пожилая посредственность. И эта роль не для меня.
При этом, кроме пустоты, которая теснила её с неослабевающеё силой, Антонина поняла, что у пустоты есть союзница, которая всё более и более стала давлеть над ней. Имя этой злодейки – анемия. Но не анеми её каких- либо жизненноважных органов, а анемия желаний, анемия интенций, анемия хотений, анемия устремлений. Ей как-то вспомнился один из уроков литературы в её школьной юности. Изучался роман Шолохова «Тихий Дон». Учитель рассматривал эпизод, в котором Григорий беседует со своим односельчанином Прохором. Именно в этом разговоре Мелихов произносит важную, по мнения учителя, мысль:
- От белых отбился, к красным не пристал, так и плаваю, как навоз в проруби.
И размышляя над этой высказанной данным персонажем мыслью, сказал им, ученикам выпускного класса:
- Ребята – всегда чревато , если вы не будете знать, чего хотите, в чём ваш выбор, с кем вам по пути или нет. Лучше определиться, как вам не было бы трудно. Иначе всё для вас может обернуться печальным образом. Трагическая судьба Григория Мелихова самая лучшая иллюстрация к этому выводу.
Сейчас, через десятилетия после этого урока, она подумала, что учитель был не вполне прав:
- Надо всегда надо находить возможность быть самим собой с высоким уровнем самоценки, не ассоциируя себя ни с кем. Именно таким было моё кредо во время спортивной жизни. Но сейчас я потеряла всё и, прежде всего, себя. Я не знаю, кто я, зачем я. Я обрела собственную прорубь, по которой меня мотает. И пушкинское вопрошание: «Куда ж нам плыть?» - остаётся и для меня без ответа.
При этом все её попытки найти желаемый ответ всё более погружали в мертвящую пустоту.
И вот она на этой крыше. Она и пустота. Сделать одно движение – и останется одна пустота. Антонина всматривалась в бездну, не имея сил для окончательного решения-импульса.
Справедливости ради надо сказать, что она всё же была не одна.Четыре  балкона последнего этажа, что были прямо под ней, были заполнены людьми. Любопытствующие, что находились слева на двух последних балконах, были не слышны из-за удалённости. А вот ближайший балкон, тот, что слева, был в пяти метрах наискосок под её ногами.
Внизу, на проезжей части улицы, множилась толпа. Она волновалась, меняла численность и конфигурацию. Щёлкали затворы фотоаппарататов, мигали вспышки мобильных гаджетов. Стояло несколько десятков служебных машин милиции, пожарников, медиков. У самой стены группа мужчин растягивали огромный брезентовый полог.К ним присоединялясь всё новые и новые добровольные помощники. Командный голос офицера центраспаса время от временизычно повелевал:
- Натягивай! Следить внимательно! Держать крепко. Натягивай!
Все ждали переговорщика. Но ожидание затянулось. Тогда эти функции взял  на себя председатель национальной федерации художественной гимнастики. Он приехал в город два дня тому назад, чтобы руководить крупнейшим международным турниром. В качестве своего пресс-секретаря он привез сюда Антонину. Она была его детищем, его гордостью. Именно благодаря его усилиям, опеке и участию она взошла на олимпийские вершины. Именно он пошёл к мэру Москвы с просьбой решить квартирный вопрос знаменитой спортсменки. Ведь та жила с мамой и мужем в съёмной двухкомнатной квартире в близком Подмосковье. И вопрос был решён судивительной щедростью. Да и сейчас у него были виды на Антонину. Он рассчитывал, что после его ухода на пенсию, а это должно было случится через три года, именно она возглавит федерацию художественной гимнастики. Вот почему её появление в его команде в качестве пресс-секретапя было не случайным. Он начал исподволь осуществлять свою задумку. Находясь на упомянутом балконе, он пытался найти слова, которые могли бы образумить отчаювшуюся молодую женщину. Бледнея и покрываясь потом,этот одутловатый и внешне не вполне здоровый человек, наконец, решился:
- Тося, это я – Василий Христофорович. Посмотри на меня и кивни, что слышишь меня с этого чёртового балкона, что находится чуть слева от тебя, наискосок под тобой. Умоляю, сделай, о чём прошу. Кивни мне, мой хорошая.
Но женщина не издала ни звука, не сделала никакого движения.
Мужчина попытался ещё раз:
- Кто-нибудь принесёт эти чёртовы сердечные таблетки для меня? Вы хотите, чтобы я окучурился на этом чёртовом балконе? Тоська, не будь дурой, родная! Ты что устроила? Это настоящее позорище для твоего спорта, для нашей федерации. Это удар по престижу страны. Прекрати это представление . Смотри, сколько бездельников чёртовых собрала ты на улице. Сейчас позвоню в эту чёртову Грецию, где твоя мамаша судит соревнования по спортивной гимнастике. И всё ей расскажу про тебя ненормальную: пусть берёт ответственность за свою дуру дочь. Что вы лезете ко мне с этими чертовыми таблетками? Накой они мне сдались, когда моя девочка готова совершить глупость.Тоська, родная,забудь, что я только что тебе говорил. Я не знаю, что тебе сказать. Но одно я знаю: ты, Тоня, не права, поверь мне, пожилому человеку. Ну, хочешь, я встану перед тобой на колени с мольбой: не делай этой глупости? Вы все, убирайтесь с моего балкона. Дайте Тоське увидеть меня, стоящего перед ней коленнопреклонно. Вот чёртова мумия, даже не смотрит на меня…
   Его стенания перекрыл густой баритон, что возник на другом близком балконе, находящегося справа от виновницы всеобщего ажиотажа:
- Госпожа чемпионка. Я корреспондент «Вечернего курьера». Ответьте на вопрос, пожалуйста: «Вы таким образом против внутренней политики Путина, его решения пойти на очередной срок своих полномочий? Кивните, если да. А мы оформим это текстом. Номер выходит через час.
- Да заткнёт кто-нибудь этого чёртового борзописца? - возник председатель. - И где этот чёртов переговоршик? Моль что ли затрахала в труху?
В это время с ближнего балкона, что находился справа, раздался мужской голос с ярко выраженным армянским акцентом:
- Слушая, женщина, это Армен. Мы тут живём: я, Армен,бабушка Кнарик, жена моя Сусанна и дочь моя – Ашхен-джан*. Они ворвались в мою квартиру, дали хорошие деньги и хотят поговорить с тобой для своих газет.. Деньги я взял, какой армянин откажется от денег, но говорить с тобой не позволю, пусть только смотрят. Хотя я их предупреждал, если только разобьют хоть одну бутылку с вином, что набирает силу и игривость под лучами солнца, я их спущу с балкона минуя лестницу и лифт. Вино - самое дорогое для меня, и оно знает себе цену, Оно, как женщина, вызревает только в руках настоящих армянских мужчин, набирая неотразимость и стойкость. Я вижу ты красивая, статная женщина. У нас любят таких. Но одно плохо. Ты бледна. А это никуда не годится! И я знаю, почему ты такая. Ты голодна. По всему вижу – ты с утра ничего в рот не брала. Я прав, джаник? Такое тело, как у тебя, надо кормить, хорошо и вкусно кормить. Ты это поняла, им парахэх *? 
*Джан – дорогая, с армянскогоязыка.
* Им парахэх - моя славная, с армянского языка.
И в первые за всё время Антонина повернула голову и посмотрела на говорящего. Это был преземистый низкорослый мужчина с большим «пивным» животом - подвижный и жестикулирующий. На голове у него был стандартный армянский акссесуар – основательная чёрная кепка. На зелёную клетчатую рубашку у него был надет синий пиджак, который больше походил на короткое полупальто, В тон пиджаку было и синее спортивное трико с белыми двойными лампасами, что пузырились на его коленях. В одной руке он держал большой цветной платок, которым время от времени размашист м движением утирал лицо и шею.
- Так я тебя спрашиваю, женщина, ты ела когда-нибудь джингалов-хац? По выражению твоего бледного лица я понял, что нет.Как можно прожить столько лет, о женщина, прости, что говорю о твоём возрасте, и не попробовать это волшебное армянское блюдо. Когда его ешь, трава становится зеленее, лес выше, а душа наполняется счастьем. Джангалов-гац – это такая маслянная лепёшка, внутри которой запечено десятка два разных трав – всё это очень вкусно и ароматно. Да, что я болтаю о них, когда Суса печёт сейчас это чудо.Я побежал и принесу тебе прямо со сковороды пару штук. Жди меня здесь и не делай никаких шалостей, моя кахцерс*.
Не успела она осознать, что их теперь трое: она, пустота и этот забавный армянский человек, как он появился вновь, но не на балконе, а на крыше. И объявился он с хорошенькой девочкой подростком, которая несла в руках две сумки. А мужчина, пыхтя и отдуваясь, нёс раскладные деревяные столик и два стула. Поставил всё это на настил покрытия крыши, застилил столик клетчатым платом, извлечённым из одной из сумок. А девчушка стала сервипровать стол посудой, приборами и продуктами. Армен тем временем, не подходя к Антонине близко, протянул ей мобильник:
- Моя бабушка Кнарик очень просила тебя поговорить с ней. Пожалуйста , не отказывайся. Возьми мобильник. Не обижай мою уважаемую бабушку, любимую нашу Кна, так мы её называем дома: ведь ей уже девяносто один год.
Молодая женщина, будучи покорена этим южным темпераментом, невольно взяла мобильник и еле внятно проговорила в него:
- Это Тоня, я слушая вас, уважаемая Кнарик.

* Кахцерс – сладкая, с армянского языка.


В ответ она услышала совсем не старческий голос, он был бодрый, звонкий и внятный:
- Внученька, сирун-джан*, послушай меня. Я прожила долгую и сложную жизнь. Пережила землятресение в Спитаке, в Нагорном Карабахе натерпелась от обстрелов. Рожала, теряла своих детей, родных и близких моему сердцу людей, много лет живу вдали от родины, моей богом оставленной страны, от Армении. Прости меня, боже,за эти слова. Но армянская земля взывает к тебе: дай ей мир и благоденствие.
   Но я не об этом хотела тебе поговорить. Прости мою старческую болтливость. Я хотела тебе сказать, что главное , что я поняла в этом моём горьком жизненном опыте: жизнь – вот что надо беречь, свою - прежде всего, и жизнь других. Большей обязанности у человека нет. Мы, армяне, самый древний христианский народ. И мы знаем, что жизнь нам дал Бог. И уберегая свою жизнь, мы тем самым выказываем любовь и уважение к Нему. Он, и только он, может прекратить наш земной путь. Постарайся понять эти мои слова, это слова любящейтебя, моя лавикнес*, старой женщины. И вот что ещё. С внуком Арменом передала тебе долму, которую сама приготовила: брат вчера привёз из села свежие зелень, мясо, виноградные листья, сациви и молодое вино.Ты ела когда-нибудь долму? – и, услышав отрицательный ответ, продолжила. – Долма – это чудо из чудес нашей кухни. Фарш с добавлением наших трав: кинзы, тархуна и других, завёрнутый в виноградные листья и затем сваренный на медленном огне . Долма даст тебе силы, откроет глаза на жизнь, прекрасную и достойную того, чтобы дожить её до известного естественного конца. И давай оставим разговоры. Вставай, иди к столу и начинай кушать.Долму надо есть горячей. И чуть не забыла. Я послала тебе с Ашхен-джан на десерт под сухое вино наше армянское печенье. Я с ней вчера его испекла. Испробуй, как у нас получились кета, гату и шакер-лукум. Кушай на здоровье, джаник, и надеюсь тебя увидеть у нас дома. Аствац кез хет.*
Антонина вернула мобильник и нерешительно посмотрела на Армена. Тот заметив её состояние, ничего лучшего не мог сказать, как сделать неожиданное паредложение:
- Пока Ашхен-джан принесёт термосы с кофе и чаем, давай я тебе сыграю на дудуке. Ты когда-нибудь слышала , как поёт дудук? Конечно, не слышала.
* Сирун-джан - красавица, с армянского языка.
* Лавикнес – сокровище, с армянского языка.
* Аствац кез хет – Бог с тобой, с армянского языка.
Это музыка богов , что сидят на вершине Арарата. Вот послушай.
И он привычным жестом из внутреннего кармана своего старомодного пиджака достал дерявяную дудочку. Очень похожую на маленькую флейту. И зазвучала музыка. Это был удивительный голос, переливчатый, тягучий. Казалось, что он добирается до самых затаённых мест души и сердца. Это был и плач, и лёгкая грусть, и невысказанная печаль, и благостная молитва, обращённая к неведому богу. Мелодия росла, ширилась, заполняя всё пространство, в котором уже не было пустоты, а были надежда и радость с оттенками лёгкой печали. Ей стало легче дышать, и в глазах просветлело. Она даже внятно спросила музыканта, который прекратил игратьна на своём инструменте. Надо, однако, заметить, что вообще было забавно на него смотреть во время игры на дудуке. Он широко надувал щёки, набирая воздух и выпуская его обратно в мундштук, что находился у него в губах. Маленький, невзрачный, с безобразным животом и надутыми, красными от напряжения щеками  и удивительная мелодия, которую он воспроизводил - трудно придумать что-либо более контрастное: обыденно-посредственное и божественно-возвышенное сошлись в одной точке пространства.
- Вы здорово играете. Но почему музыка такая скорбная?
- О, вы мне льстите. Я неважный исполнитель. Играю только для себя и близких. Вот если бы вы послушали нашего национального кумира – несравненнего Дживана Гаспаряна, тогда вы поняли , что значит хорошо играть на дудуке. А то,что музыка не очень радостная, это объясняется нашей историей. С древних времён мы, армяне, были окружены воинственными врагами: персами, турками  и другими иноверцами. Наш христианский мир им был как кость в горле. Сколько горя мы от них натерпелись. Это не музыка печальна, это стонет многовековая душа моего народа, израненная, но не сломлённая. И вообще хватит разговоры говорить. Приглашаю к столу, моя прекрасная светловолосая леди. И он протянул ей руку, желая помочь стать с карниза крыши, на котором она всё это время сидела. Она в ответ на это  его движение убрала руку со стойки решётки. Затем поставила одну ногу на край карниза и попыталась сделать то же самое с другой, но какое-то неловкое телодвижение – и она под его пронзительно-жалобное: «Вай мэ!» - полетела вниз навстречу душераздирающему воплю толпы наблюдателей, что роились на проезжей части улицы. Она летела в пустоту, становясь неотъемлимой её принадлежностью.

Из газетной хроники.
    Как сообщает корреспондент «Московской молвы» по окончанию выступления в концертном зале «Зарядье» известного армянского исполнителя, играющего на дудуке, уникальном армянском народном инструменте, произошло неожиданное. К музыканту на сцену поднялась с букетом роз молодая женщина и попросила разрешения обратиться к залу со словами благодарности в адрес музыканта. Вот что она сказала:
- Уважаемый Дживан Гаспарян. Я здесь благодаря дудуку. Не вашему, А другого человека. Он не играет так изумительно как вы, маэстро. Но он своей музыкой вернул мой душе и сердцу вкус жизни. Это по его совету я пришла к вам на концерт. И знайте, для меня музыка дудука - есть самое жизнеутверждающее на земле. И сегодня на вашем концерте я ещё раз в этом убедилась. Спасибо от меня и от моего задушевного друга Армена. И примите эти цветы в знак нашей бесконечной благодарности за ваши неувидаемые мастерство и талант. 
   Как мы потом узнали, это была председатель российской национальной федерации художественной гимнастики Антонина Раздорова.Об обстоятельствах её биографии, связанных с дудуком, мы постараемся сообщить читателям в одном из следующих номеров нашей газеты.
 


Рецензии
Да.. ,уж! Прожить это трудно!
Такое может произойти с известными, медийными людьми с обострённым чувством
ответственности. Героиню спасала боязнь-причинить боль жизни других людей.
Музыка была молитвой, посланной Богом. Ей стало легче дышать. Она воспряла.
Поволновался, но ждал интуитивно положительного финала.
Спасибо. Успехов и вдохновения.

Виктор 42   13.09.2022 16:25     Заявить о нарушении
Спасибо за добрые слова. Всех благ.

Юрий Радзиковицкий   13.09.2022 18:16   Заявить о нарушении