Сказки Секретного сада. День восьмой
Можешь не говорить, я не любопытный, но довольно странно, что вы не умеете ужиться в пустом секретном месте, где больше никого нет. Неужели, мыслящее существо, чтобы жить бесконфликтно, должно проводить свои дни в одиночестве? Неужели двое - уже соперники, а трое так и вообще враги, плетущие заговоры? Меня не было несколько дней, а сейчас вдруг я понял, что незримо присутствовал здесь в ваших разговорах, и согласись, что это гораздо хуже, чем просто занимать чьи-то мысли. Озвученная мысль, даже если она добрая, всегда снижает ценность того существа, о котором говорят в его отсутствии. Во-всяком случае, мне так кажется. К чему вам говорить о моих достоинствах, если меня нет рядом?
Я пробыл в Барнеби три дня, и вернулся я только вчера ночью, но нигде не нашел ни тебя, ни Габриэля, только еж Мыша сразу же явился на зов. Я привез ему шикарный лакированный ошейник бирюзового цвета, купленный в собачьем магазине “Барбос и Мурка”. К ошейнику прилагался и поводок. Конечно, я не собираюсь держать нашего Мышу привязанным, но желая отправиться с ним в дом, где еще ни разу не был, не хотел в один момент остаться в одиночестве в незнакомом месте, если вдруг еж вздумает сбежать. Конечно, лучше бы ты со мной пошел, но в последнее время я заметил, что ты стал как-то отдаляться. Это ничего - иногда полезно отдохнуть друг от друга, тем более, что я приготовил тебе сюрприз, но если ты хочешь отдохнуть, то отложим на потом. Ладно, не будем, я же только предложил.
Что я делал в Барнеби? То же, что и всегда - ты же знаешь, что я езжу туда каждый месяц. Во-первых. забежал в редакцию газеты “Наши аномалии”, я с ними сотрудничаю уже много лет. Потом купил кое-что, всякие мелочи. А потом отправился к своему другу, в верхний город. В его доме уже много лет существует “моя комната” во втором этаже, где я всегда ночую и ночами часто пишу что-то на прекрасном компьютере, купленном специально для этой цели. Так уж получилось, что у меня есть и другая жизнь, в которой я должен зарабатывать, и где просто так мыслеформами не отделаешься. Конечно, я хотел бы избавиться от той второй жизни, но в нашем с тобой случае не означало бы это просто умереть в обоих мирах? Я храню в душе надежду, что с исчезновением того мира, этот не растворится, как недосягаемая мечта, тем более, что такие случаи уже были описаны в литературе и некоторые герои сумели найти свой маленький дом. Но повезет ли и нам точно так же? Что сделали мы для того, чтобы достичь покоя? А ведь это то, о чем я грежу днями и ночами, но что сделать и как поступить - не знаю. И лишь упорно перевожу нашу жизнь в буквенный код, надеясь в цепочке знаков обнаружить истину или хотя бы руководство к действию. Или же просто наколдовать.
Прошлой ночью я отправился с Мышей, чтобы взглянуть на наше потенциальное жилище изнутри. И мы не прошли дальше холла, мы не обследовали даже комнаты первого этажа, потому что я сразу увидел главное - дом разрушается, дом нужно восстановить. В слабом свете фонаря я разглядел стены, бывшие когда-то фисташковыми и напоминающие простую побелку с золотистым накатом - если бы не клочья ободранных шелковых обоев, я бы так и подумал, что побелка, хотя такая простота никак не вязалась бы с варварской роскошью интерьера. Кругом были просто тонны золоченой лепнины, местами поломанной, шикарная парадная лестница с обрушившимися нижними ступенями словно висела в воздухе. А из мебели мне почему-то запомнились лишь жуткие лосиные рога у самой двери, предназначенные, как видно, для котелков и тростей и древние рыцарские доспехи в двух нишах. Хотя, кажется, там были и какие-то кушетки, но все это не спасало положения, поэтому, только что, уже при свете дня, я изменил там все. И вот как раз сейчас и возвращаюсь, чтобы глотнуть свежего воздуха. Давай присядем возле фонтана. Я хотя бы переведу дух.
Устал, просто устал, к чему такие подозрения? Я проделал большой путь, много работал в Барнеби, здесь вот тоже… Разве человек не может просто устать? Хотя да, ты прав, я был не в Барнеби, вернее, не только там. Я пережил приключение невероятное и хотел бы еще поразмыслить над ним, но из-за твоего упорства и недоверия, пожалуй, расскажу сейчас. Ты всегда говорил, что мои истории странные и пишу я их неправильно, не так как все. И что поэтому меня не любят издатели. Ну да - это так.
Во времена оны – меня не любили за слабую идеологическую выдержанность, теперь за сложность. Ну так и я многое не люблю за откровенную простоту. Сейчас, когда весь мир катится к чертям и "музы молчат", несложно прослыть чудаком, написав что-то более осмысленное, чем хампти-дампти. Но мне не жаль своего времени на исполнение того, что я называю мечтой. Пусть она даже не такая возвышенная, как у других. Пусть даже она не направлена на спасение мира и патологическую любовь к ближним. Пусть... Я просто мечтаю воплотить картинки, которые вдруг возникают перед глазами. Яркие картинки, такие яркие. Хочу поймать мечту за хвост и нарисовать ее словами так, как я ее вижу.
Несколько дней назад в Барнеби я долго смотрел в окно на ночной город и, к удивлению своему, заметил странное явление в небе.
Представь себе блестящий тонкий провод в темноте, на который направляют свет фонаря. Осветили участок, погасили фонарь и в ту же секунду загорается другой участок подальше первого, словно провод полосатый и некоторые участки окрашены черной краской. Этакий странный пунктир. Там, где нет никаких проводов и источников света. Быстрое, ярко розовое свечение выходило из одной и той же точки и двигалось по диагонали, а потом исчезало. Через минуту повторялось снова. Как если бы неизвестное небесное тело летело вниз, попадая по дороге в облака. Только не было никаких облаков.
Я долго наблюдал за ночным небом, потом все прекратилось. А утром, не выдержал и прогулялся до подозрительного места. Ранним утром улицы пусты, поэтому никто не видел, как я дошел до автомобильной стоянки и кружил среди молчаливых машин, выискивая что-то. Впрочем, я даже не знал, что ищу. И поэтому, когда заметил маленький металлический ящичек, то не был уверен, что это то самое. Однако нагнулся и предмет поднял. Просто металлический куб, немного похожий на фотоаппарат – с одной стороны было круглое отверстие с линзой. Были еще какие-то кнопочки и застекленные окошки с цифрами. Из маркировки я обнаружил только вдавленный знак, немного напоминающий греческую букву Эпсилон. Прибор, чем бы он ни был, выглядел старым, помятым и даже местами поржавевшим. Кнопочки не продавливались, никакого звука он не издавал и вообще казался обычным металлоломом.
Я уже хотел уйти, мне не терпелось разобраться в спокойной обстановке, но тут меня привлек крик дворника, который громыхая телегой с метлами и ведром, как раз появился на стоянке. Сначала я даже не понял, чего это он так орет. Оказывается за ночь, прямо посреди стоянки выросло огромное дерево – метров пяти в высоту. Естественно, что я сам и не заметил такой мелочи – стоянка не моя, мало ли что там растет. Оказывается, вот оно как бывает – вечером не было, а утром уже есть.
Я подошел поближе и пощупал ствол. Ничего так – шершавый и вполне реальный. Кажется платан. Впрочем, я думаю, что он всегда здесь и был, просто дворник впервые пришел на работу трезвым.
А больше ничего особенного не было. На обратном пути заметил огромную кучу строительного мусора, невесть откуда взявшуюся, да странного мужика, который шел прямо по проезжей части и кричал:
– Люди, где я?
В парке перед домом стояла половина избы. Наверное, решили детям домик построить. Правильно – качели, горки есть, а домика нет. Правда кое-что было непонятно – почему половина и почему вообще изба? И почему изба, что за странные фантазии? Скорее всего это было шале - другой деревянный домик. И я успокоился.
Все эти картинки так и вертелись перед глазами, и, хотя все они были вполне обыденными, за каждой стояла мечта. Они не были статичными, хотя и мгновенными, можно было додумать, дофантазировать и выдать целый сюжет.
Например, вот этот железный ящик, что я сжимал в руках. Он ведь мог оказаться, чем угодно. Даже бомбой. Правда я не знаю для чего в бомбе окуляр. Ни один психолог не может объяснить, почему при виде любого круглого отверстия человек тянется к нему глазом. Бывало некоторые рассказывали, что даже дуло пистолета, направленное на них, вызывало желание заглянуть внутрь ствола. Оттого и ощущение, что туда "затягивает".
Ящик и должен стать центром моего повествования. Но в каждую картинку я хотел добавить что-то свое, красочное. Например, в эту – чуточку горечи. Я приложился глазом к окуляру и всмотрелся в зыбкую темноту. Врать не буду, поначалу ничего не было, зато потом фантазия унесла меня в дальние дали и я увидел обычную советскую квартиру, обставленную в стиле семидесятых. Кажется, этот стиль тогда назывался "ошметки от модерна". Перемещаясь с ящиком по своей комнате, я одновременно мог перемещаться и в том виртуальном мире. И я направился к открытому виртуальному окну.
Из окна был виден лишь квартал, застроенный панельными домами и серый пейзаж оживлял только кумачовый плакат на растяжках, с надписью: "Мир, труд, май!". Белые буквы местами подтекли, а сам кумач казался вылинявшим. От созерцания пейзажа меня отвлек шум. В комнату вошли двое – мужчина и мальчик лет десяти. И лопнуть мне на этом самом месте, если мужчина не держал в руках такую же точно коробку, как у меня. Только несколько поновее.
– Сынок, – сказал он, заплетающимся языком. – Я тебе фотоаппарат принес. А ну, сфотографируй батю.
Сынок взял ящик, направил на отца окуляр и нажал кнопку.
Вот, честное слово, я не вру – мужчина исчез, как не было. Он просто растворился в воздухе.
– Мама! – заорал пацан, и в комнату тут же влетела женщина в кухонном фартуке поверх цветастого платья.
– Что случилось, Сережа? – спросила она встревоженно.
– Папа... папа подарил мне фотоаппарат, а сам пропал.
– Как пропал?
– Просто исчез. Вот был тут, а теперь нет.
– Ах, подонок, – воскликнула женщина. – Ушел. Бросил меня с малолетним ребенком. Фотоаппарат, говоришь?
Она вырвала из рук сына ящик и швырнула его в окно.
– Зачем моему сыну фотоаппарат, если его бросил отец! – мстительно выкрикнула она, перегнувшись через подоконник.
И тут же все зависло. Остановилось, а потом и ушло в черноту. Сплошной соцреализм, точно такой, каким я его помню. Видение казалось бессмысленным, но я неведомыми путями связал его с давешним мужиком, не знающим где он. Мне показалось, что часть загадки – разгадана. И самое главное, я почему-то решил, что следующий сюжет из ящика окажется связанным с деревом на стоянке.
И, действительно, увидел часть глинобитного забора и открытую калитку, в которую и заглянул. Посреди чисто выметенного двора стоял старик в белых подштанниках и калошах на босу ногу. Он вертел в руках все тот же ящик.
И местность была не та, что прежде, и дед какой-то восточный. Из дома вышел заспанный подросток в полосатой пижаме. Он лениво потянулся, зевнул и расслабленно опустился на крыльцо.
– А, бола, – образованно воскликнул дед, – проснулся уже? Поди сюда, я тебе магнитофон японский принес.
В мгновение ока "бола" подскочил к деду и выхватил "магнитофон". Он вертел его в руках, а старик растроганно смотрел на внука.
– Дед, а как его включить? Ааа, вот кнопка.
Он на что-то там нажал и тут огромное дерево у забора исчезло. Старик переводил взгляд с внука на пустое место и обратно, и вдруг взорвался:
– А, сын шайтана, и мать твоя шайтан, и отец твой шайтан. Куда дел дерево? Верни на место.
Испуганный криками и особенно видом суковатой палки, которую дед прихватил для вразумления, внук размахнулся и перебросил злосчастный предмет за глиняную стену.
Я без труда отметил место падения, но когда присмотрелся, понял, что его уже там нет, земля словно втянула его в себя, оставив лишь круг, который вполне мог бы сойти за остатки воронки.
Ну что ж – вот оно, дерево. Я похвалил себя и свою творческую фантазию. Однако с ящиком ничего не получалось. Это было единственным, что я не мог никак объяснить. Ну да ладно, разберусь с избой-шале, а потом уж может что-то приоткроется.
Допустим так... Замешиваем немного водки и очень много глупости.
Ящик обнаружила деревенская баба на заднем дворе в куче навоза. Увидела и сразу ухватила, попутно протерев подолом замызганной юбки. В хозяйстве все пригодится. Однако понять, что это такое не смогла.
– Клад, – пробормотала она, – железный ящик для денег.
И тут же испуганно оглянулась, не слышал ли кто. Оказалось – слышал.
– Эй, Силаньевна! – через огород пробирался мужичок в картузе. – Ты чего тут застряла? А я к тебе в гости...
Думаю, что в другое время Силаньевна и рада была бы ухажеру, но сейчас он пришел совсем некстати. Да еще острыми глазами все сразу и разглядел.
– А что это прячешь? – спросил он, заметив, как судорожно его зазноба пытается что-то спрятать под фартук. – Давай, колись, что приобрела.
Баба помялась, скривилась, но находку показала.
– Современной стала, Силантьевна, – хмыкнул мужик. – Пылесос заимела.
– Че?
– Городское изобретение. Пыль сосет. Включил – и в избе чисто, даже плюнуть некуда. А навоз он не возьмет, нет. Деликатная штука. Так что, протри-ка пока не испортила и в избу. Сейчас эскримент ставить будем. Нальешь?
– А то...
Они переместились в избу, а я занял наблюдательный пункт у окна. До крыльца дойти не смог, так как уперся в стену в собственной квартире.
– Значит так, – говорил мужик, остановившись посреди избы. – Надо только кнопочку и нажать и заработает.
– Без електричества?
– А где ты тут провода видишь? Електричество ей подавай. Что в розетку сувать будешь? Нет, это штука современная. Чай на батарейках. Раз, два, три... – скомандовал он. И тут же половина избы исчезла.
– От, оно как, Силантьевна, – пробормотал ухажер, ловко увертываясь от кочерги. Бросил ящик под ноги и выпрыгнул в проем. Баба погналась за ним и оба пропали из моего поля зрения. Зато я смог с комфортом проследить, как предмет тонет прямо в деревянном полу словно в проруби.
Картинки сменяли одна другую, я описывал их накатано, привычно. Но ведь в любом рассказе нужна кульминация? Иначе меня совсем изругают критики. Но я не знал, что делать. Не было у меня никаких мыслей насчет неведомого прибора. Даже бесцельное хождение по комнате не помогало. Тесная она, а на улицу жуть как не хотелось. Тут бы и остановиться, и закончить гнаться за ускользающим миром. Мир – сам по себе, а я – сам. Хорошо скульптору – не получилось, смял фигуру в неопрятный комок, и снова ваяй. Живописцу тоже неплохо, содрал краску с холста и забыл, что там было. Писателю хуже всех. Облек впечатление в слова, так оно и застряло занозой из слов в мозгу, и ноет, как больной зуб. Да, ты прав, я просто описываю тебе свой творческий процесс - ничего нового. Сам придумал, сам, в конце концов, не написал. Я просто никак не мог сосредоточиться, все думал, что наутро уже вернусь сюда, словно бы что-то звало, словно бы как-то тяготило что-то. Скажи, вот в чем я оказывался умнее всех этих людей, которых сам же и придумал? Я точно так же не знал назначение ржавого ящика и не мог объяснить его происхождение.
Ожидая хоть какой-то подсказки, я снова прильнул к окуляру, но долгое время ничего не видел, кроме темного экрана и каких-то помех. Помехи можно было бы списать на фокусы собственной сетчатки.
А потом вдруг увидел чудесную комнату с полупрозрачными стенами, в которых циркулировала розовато лиловая жидкость. Прямо передо мной находился стеклянный стол, такой чистый, словно ни одна чашка с кофе никогда не оказывалась на его поверхности. Видели бы они мой компьютерный стол. А на столе стоял брат близнец моего железного ящика. Только новенький, сверкающий. Да, там еще и люди какие-то двигались. Тоже чистенькие в комбинезонах из металлизованого волокна. Такой стерильный научно-прогрессивный рай. Смущало только одно – в видении не было места моим фантазиям. Это была мечта кого-то другого, но не моя. Один из них, такой стройный, что казалось в нем нет ни одной лишней жиринки, наклонился к своему ящику, прильнул к нему. И вдруг я увидел глаз, который смотрел прямо на меня. Но отшатнуться не успел. Глаз мигнул, потом я услышал голос:
– Так вот же он. Нашелся. Что будем делать?
Из глубины комнаты кто-то отозвался начальственным басом:
– То же, что и всегда. Тащи его сюда.
И меня буквально втащили. Сначала я почувствовал, что рассыпаюсь, словно сделан из песка, а потом вдруг сразу собрался в единое целое, но уже в этой самой красивой комнате. Ящик тоже за мной втащился, и теперь их было два. Оба стояли на столе к вящей радости присутствующих. А их оказалось немало, стояли они кучно и казались размытым серебристым пятном. Только один расхаживал по комнате и громко ругался. Как я понял, он пытался найти виноватого. И, знаете, нашел. Хотя это было и не вполне в литературный традициях. Я ожидал большего – погони, выбивание зубов, переодевания. Все оказалось проще. На вопрос "кто это сделал?", из-за спин присутствующих выбрался пузатенький человечек и смиренно склонил голову.
– Вась, – спросил главный, – ты зачем это сделал? Ты же не хулиган какой-то. Разве хочешь лишиться работы? Работы в нашем прекрасном институте моделирования будущего? Где тебе еще придется протирать такие красивые стены, мыть такие шикарные полы, любоваться такими чудесными учеными?
– Я не хотел, чтобы так получилось, – начал оправдываться Вася, – реально не хотел. Мне кучу мусора надо было убрать со двора. Вот подумал, отодвину ее чутка к свалке поближе.
– И для этого ты взял молекулярный излучатель-дробитель? А тебе никто не говорил, что брать без спроса чужое нехорошо? И как, передвинулась твоя куча?
Вася скорбно покачал головой:
– Нет. Она исчезла, и я не могу ее найти. А с ней и излучатель. Прямо из рук вырвался.
– Правильно, что не можешь найти. Поди-ка сюда.
– Но, Антон Николаич, – взмолился Вася. – Я не могу.
– Можешь, милый, можешь. Вот погляди сюда. Видишь окошечки? А знаешь, для чего они? В них выставляется время и расстояние. В первом окошечке – сегодняшняя дата должна быть. А тут что?
Я вытянул шею, желая рассмотреть цифры. Вот идиот, столько времени держал у себя излучатель, а над циферками и не задумался.
– Тысяча девятьсот семидесятый год, – буркнул Вася.
– А рядом?
– Две тысячи восемнадцатый.
- Вот именно. А мы сейчас в каком году?
– В две тысячи семьдесят пятом, – подсказал кто-то, как видно желая прекратить, наконец, этот цирк.
Антон Николаевич зыркнул на нахала страшным взглядом и тот замешался в толпу.
– Ну и, наконец, на каком расстоянии от твоего дома находится свалка?
– Метров триста будет, – неуверенно ответил Вася.
– А тут выставлена тысяча километров. Ты понимаешь, что ты накрутил?
От напряжения или страха – я вдруг сомлел. А может быть, мое тело просто не хотело принимать будущее. Мало ли какие временные парадоксы существуют. Перед глазами все поплыло, и я грохнулся на "шикарные полы" прямо на глазах у "чудесных ученых".
На грохот они все сразу обернулись.
– А это еще кто? – спросил Антон Николаевич. – Вроде не наш?
– Наверное с излучателем притащился, – предположил кто-то. – Что делать с ним будем?
– А ничего, – ответил главный. – В расход.
От этих ужасных слов я чуть сознание не потерял. А он прихватил свой излучатель и уже приближался.
– Нет, нет! – закричал я, вообразив, что получу сейчас аппаратом по голове. – Не бейте, я сам уйду.
Но было поздно. Он навел на меня окуляр и нажал кнопку.
Очнулся я дома, неповрежденным. Но, все равно, понадобилась пара дней, чтобы прийти в себя. Позже я снова сходил на ту стоянку. Дерево было на месте, как видно институт моделирования будущего такими мелочами не заморачивался.
Вот и представь, как же я устал. Одно дело создавать свою реальность, в такой любые опасности не опасны. А другое дело попасть в чужую. Я понял, что моя способность, позволяющая легко переправляться из одного мира в другой, в какой-то момент может сделаться причиной больших несчастий, потому что в чужих фантазиях и мечтах мы лишь мошки, рискующие быть прихлопнутыми в любой момент. Сегодня я уничтожил интерьер огромного помещения только потому, что он не понравился лично мне, а разве в момент раздражения и злости что-то помешает мне уничтожить того же Габриэля или Мышу? И как я их потом сумею вернуть, ведь то, что я заново создам будет чем-то другим, но уже не тем, чем было. А это значит, что вместе с исполненной мечтой я вынужден принимать на себя ответственность за ее сохранность.
Тебе я тоже привез подарок из Барнеби. Бутылку чилийского “Каберне Совиньон” 2008 года, кажется, ты такое любишь. Но откроем мы его только в доме, там в холле у дальней стены я временно поставил столик и пару удобных двухместных диванчиков. Пара чистых бокалов и штопор - приготовлены.
Свидетельство о публикации №220120501371