Плацкартный билет в детство. Часть 7

 
                (Соликамск-Боровск)

                Часть седьмая.

                Я И МОЙ БРАТ САША.

  Саша был младше меня на 4 года. Забирать  его из яслей и садика  было моей обязанностью. В яслях вдоль лестницы, на стене  висел громадный, почти на два этажа портрет Сталина с девочкой на руках.

 
  Помню, однажды я, семилетняя,  пришла за Сашей, а у них – утренник.  Какие-то школьники показывали для них сказку "Красная шапочка". Мне было интересно - как же волк съест бабушку? Как они это технически осуществят?


  И вот волк подходит к кровати, занавешенной спереди простыней до пола, наклоняется над ней, приподнимает одеяло, широко растопыривая руки, и бабушка за одеялом скатывается на пол за кроватью, где подстелен матрас (я все это подглядела). Волк грозно говорит: "Аммм!!", выпрямляется, надувает брюхо и довольно поглаживает его!!! Опускает одеяло - бабушки нет! Малышня дружно заревела!!!


  Это было такой неожиданностью  для меня! Видно, карапузы поверили, что волк съел бабушку и теперь примется за них! Я оглянулась на трехлетнего братика – но он сидел спокойно, не плакал, у него была крепкая нервная система.


  Позже  Саша ходил в садик на ул. Матросова (где сейчас поворот к памятнику Ладкина). Здесь город кончался и начинался лес... Я была с юных лет романтически настроенным существом.  Всегда мечтавшая о дальних лесных походах, заворачивала с Сашей в лесную чащу и с удовольствием собирала  ароматные грибы и  спелую бруснику, представляя себя какой- нибудь Машенькой или Аленушкой из русской сказки… Мою идиллию портило только то, что маленький брательник с годами переставал слушаться меня, свою старшую сестру и убегал, да ещё и смел дразниться! Приходилось его ловить и иногда давать "тумака"!
 

  Нарушение субординации возмущало меня, и я твердо обещала маленькому непослушнику, что "сделаю из него человека"!!! Мне было к тому времени уже лет 9.  Я иногда слушала по радио передачи для родителей - о том, как правильно воспитывать детей, и всерьёз полагала, что лучше мамы и папы разбираюсь в этом вопросе - ведь они передач не слушали!


  Дома мы частенько  боролись с Сашей, я неизменно клала его на лопатки и привыкла к тому, что  физически сильнее его! Каково же было мое удивление, когда, поступив на учебу в Москву, я через полгода на каникулах попыталась снова уложить братца на лопатки, но не тут-то было! Я почувствовала, что он окреп и в этот раз уже не поддался! Я объяснила это себе тем, что в Москве "потеряла форму" - не с кем было тренироваться! А он за это время подрос - ему уже "стукнуло"13!
 

  Мои "тренировки" не прошли и для меня даром. Однажды в общежитии московского училища  на меня с кулаками набросилась одна агрессивная студентка, выше меня на голову. Я была уверена, что она сильнее меня! Каково же было мое удивление, когда я без труда с ней справилась! Соликамские тренировки пригодились! Она тоже не ожидала этого и в бессильной злобе шипела и пыталась кусаться, но вскоре поняла, что я сильнее, и больше не трогала меня!


  Когда Саша ещё ходил в садик, я, ученица младших классов, делала для него рукописные журналы - "Коротышка" и "Малышка". Детских книжек было мало, и братик  радовался этим журналам, которые находил в почтовом ящике, не зная, что это я изготавливала их по образцу "Весёлых картинок", щедро снабжая яркими рисунками, загадками, кроссвордами.

 
 Журнал начинался нравоучительной передовицей, в которой "Коротышка" велел Саше слушаться старшую сестру... Позже Саша, как и я, поступил в музыкальную школу. К счастью, мы учились с ним в разные смены, и нам не пришлось делить пианино. Утром я уходила в школу, он занимался, а когда я возвращалась - он уже был в школе, и я садилась за инструмент. Родители всегда были на работе. Никто никому не мешал.


  Мы  много читали, это у нас было семейное. Мама  постоянно носила стопки книг из библиотеки, в том числе и для нас. На всю жизнь запомнились  "Тимур и его команда", «Мальчиш-Кибальчиш», "Сын полка", " Старик Хоттабыч", «Детство» Горького...  Мы с Сашей даже во время еды  не выпускали книгу из рук, за что нас ругали. Но мы резонно указывали маме, что она тоже читает во время еды. Мама отвечала: «У меня нет на это другого времени», но нас это не убеждало (родителям можно – значит, и нам тоже).
 

  Саша вообще  не мог пройти мимо печатного текста (например, если ему попадалась по дороге газета, он забывал – куда шел, пока не прочитывал ее всю, «от» и «до»). Вследствие этого у него рано «село» зрение, и ему пришлось всю жизнь носить очки. По этой  причине он не смог в будущем пойти в авиацию, о которой мечтал всё детство!


  Брат хорошо рисовал, в основном - свои любимые самолёты. Как и все дети, мы с ним занимались коллекционированием - Саша собирал марки, позже монеты, я собирала открытки с видами природы, вырезала картинки с конвертов. Наше детство без телевизоров и компьютеров давало нам несравненно  больше свободного времени, чем оказалось его потом у наших  детей…


  Летом мы ездили в деревню, где мне приходилось снова присматривать за Сашей, он всюду ходил за мной, как хвостик - ровно 10 лет - до моих  пятнадцати, пока я не уехала в Березники учиться. И этот период жизни длиной в 10 лет сблизил нас так, что роднее нас не было людей . Когда он вырос, я участвовала в его жизни, как будто это был МОЙ сын, и его ранний уход переживала как потерю сына.


  Родители сумели нас с Сашей настроить на отличную учёбу. Жили они очень скромно, всю жизнь жалели, что не смогли из-за войны получить образования, а для нас, детей, желали лучшей доли, поэтому говорили:  «Хотите жить лучше нас - учитесь хорошо!" И мы старались, чтобы жить лучше родителей.


  В те времена образованность ценилась, чего нельзя сказать о временах теперешних... Достаточно сказать, что в 60-е годы молодой специалист, закончивший музыкальное училище  и приехавший по распределению в Соликамск, сразу получал ключи от однокомнатной квартиры.


  К сожалению,  пока мы получали музыкальное образование, ценности в обществе сменились, и возникло перепроизводство музыкантов. В наши дни  по интернету бродит очень точная фраза о нашем брате: « Я начал с нуля и упорным трудом достиг состояния крайней бедности». Что называется, не в бровь, а в глаз!


  Когда росли мои дети, мне нелегко было найти для них мотивацию - почему они должны хорошо учиться? Ведь я не могла им сказать, как в свое время мои родители: "Будете хорошо учиться - будете жить лучше нас!" Это уже никак не соответствовало действительности.

                Продолжение http://proza.ru/2020/12/05/1395


Рецензии
Жалко Сашку!
Что сказать? Разве процитировать себя же, второй параграф моей "Логики любви" называется "Проблема отцов и детей", там есть такой абзац:
"В стройных солдатских рядах такая же показная, мнимая красота, иллюзия несуществующего равенства, как и в школьных линейках. Это, возможно, неплохие моменты отдельных жизней, напоминающие старт спортсменов, где шансы кажутся равными. Но в целом судьбы конкретных людей отражают лишь суровую действительность выживания! На выросших и отсортированных детей солдатский социум действует уже как генеральная репетиция жизненной драмы. Взрослеющие человеческие птенцы уже готовы вступить в дикий «взрослый» мир, они уже знакомы почти со всеми его жестокими играми и правилами".

Владимир Деев 2   09.06.2022 22:49     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир! Это очень пронзительная история - история жизни моего брата, это непроходящая боль моего сердца. Саша умер в 2005 году, в возрасте 47 лет, но продолжает жить почти в каждом моём сне.

Наталья Румянцева 3   09.06.2022 23:07   Заявить о нарушении