Плацкартный билет в детство. Часть 8

      
                (Соликамск-Боровск)               

                Часть восьмая.

 
                И ОПЯТЬ ВО ДВОРЕ…

  За домами стояли  сараи. Там всегда было много досок, из которых мы строили "шалаши", чтобы в них «жить», тащили туда, кто что мог - половики, чтобы на них "спать", еду, игрушки…  Не смущало нас, ребятню, соседство общественных туалетов, выкрашенных хлоркой, которых в городе тогда было полно на каждом шагу. Рядом, на траву сваливали привезенные бревна, которые родители потом на «козлах» распиливали пилой, мы помогали. Вокруг стоял приятный запах свежих опилок... В сараях стояли бочки с квашеной капустой, которую все жители Боровска в обязательном порядке заготавливали на зиму. Зимой папа ходил за капустой с топором (так она схватывалась от мороза!) и вырубал порцию капусты на щи.


  Сараи за домами часто горели, и люди боялись, что огонь перекинется на деревянные дома. Однажды глубокой ночью мама разбудила меня и сказала: «Наташа, вставай, одевайся». Я спросонок  не могла понять – почему надо вставать, одеваться? Она ничего не сказала, чтобы не напугать нас. Но когда мы вышли  на улицу, я увидела громадное пламя, которое полыхало за нашим домом на фоне черного ночного неба. Это было так страшно! Жар от  огня чувствовался на большом расстоянии. Родители выносили вещи на улицу, мы караулили. К счастью, пожар вскоре потушили, и дом не пострадал.
 

  Летом девчонки во дворах играли  в классики, скакали на скакалках, на досках. Ставился кирпич, на него клалась доска, мы вставали по краям и попеременно прыгали, подбрасывая друг друга - чем выше, тем лучше!
 

  А еще мы устраивали кукольный театр! Прятались за столом, держа в руках игрушки, и  разыгрывали знакомые сказки, вызывая восторг малышей! Когда ребят собиралось много, играли в «Цепи кованые», в «Бояре, а мы к вам пришли»…


  На  всех улицах города пацаны играли в консервные банки - делали из них  пирамиды и, отбегая подальше,  разбивали эти сооружения, прицеливаясь палками.  Постарше мы играли в школу, в больницу, и я так мечтала, чтобы у меня был белый халат, шапочка и стетоскоп, как у настоящего доктора!

 
  На скакалках играли в игру: «Я знаю 10 имен девочек: Таня - раз, Света - два…» Потом то же с именами мальчиков, с городами, с цветами и т.д. В раннем детстве мы обожали прыгать с высоты, забравшись куда-нибудь повыше…  Совсем маленькие,  влезали  на табуретку и со словами: «Раз, два, три – полетели … комары!» - сигали вниз  с радостным хохотом! Став постарше, отсчитывали какую-нибудь ступеньку нашей широкой деревянной лестницы в подъезде – повыше! – и прыгали с нее, выхваляясь друг перед другом: «А я с этой могу спрыгнуть!» - «А я  (забравшись еще выше) - с этой!» Мальчишки прыгали с сараев в снег.

 
  Мы устраивали во дворах концерты, делали билеты по 10 копеек, правда, мало кто платил, но мы не огорчались. Сцену сооружали на выходе из сарая, сделав на верёвке занавес - какую-нибудь шторку или тюль... Перед глазами - кадр: концерт, соседка моей подружки Веры Копотиловой, девушка  лет 16-ти, поёт:  «Мы с тобой два берега у одной реки",  - а перед ней  сидит на табуретке  ухмыляющийся парень в фуражке и буквально пожирает её глазами!  Подпирая лицо рукой, он  всей мимикой усердно изображает -  как же он  сочувствует героине песни!!! (Ведь  «все девчата с пАрнями – только я одна!») Она же  с негодованием отворачивается и всем своим суровым видом показывает, до чего же  ей безразличен этот назойливый ухажёр!..


  В начале 60-х годов  в моде были узкие юбки, причем некоторые городские модницы затягивались до неприличия. Это казалось нам ужасно вызывающим - обтягивать попу и при ходьбе вилять бедрами. Мы, девчонки, иногда передразнивали таких модниц, затянув подолы своих платьиц и, сдвинув коленки,  цокали носками туфель, вытянув попу назад, прогнувшись в спине, горделиво задрав носы и картинно  оттопырив другую руку в сторону...


  Городская жизнь кипела! На площади перед ДК Ленина   постоянно проходили  конкурсы для детей. Когда мне было лет 8, я приняла участие в соревновании - кто быстрее пробежит на скакалке? Я отлично владела скакалкой и пришла первая. Участниц было много, и члены жюри запомнили только, что первой пришла "девочка в красном платьице", но я стояла за их спиной, на меня не обернулись и премировали другую девочку в красном платье, а я постеснялась подать голос.


  Фонтан с металлическими рыбками перед ДК Ленина  спасал от жары местную ребятню знойными июльскими деньками, пока наши родители были на работе. Любо-дорого было посидеть верхом на рыбе, зажимая струю руками, а отчаянные пацаны лезли в воду, в которой плавали окурки…


  Как-то раз папа повел меня в ДК Ленина  на кукольный театр, наверное, приезжий (пермский?). Это было незабываемо, непередаваемо! Сюжета не помню, но ту  атмосферу волшебства, сопровождаемую чудесной музыкой, мне не забыть никогда… Какие декорации,  какие куклы, какая сказка!!! Замерев, я внимала  чуду!


  Спустя годы  я  водила своих собственных детей в  липецкий  кукольный театр, но он не выдерживает никакого сравнения  с тем, который я видела тогда в Боровске... Я вынуждена всю жизнь сравнивать то, что было у нас на Урале в 50 - 60-е  годы – с тем, что видела впоследствии. То ли время было другое, то ли место… То, что  я видела в детстве на родине - делалось  на совесть, с душой.  Халтуры не было!

  А какие были постановки танцев! - всё  "с изюминкой", с юмором, незабываемо!  На елках было весело! Не было и в помине  формализма, которым были   насквозь пронизаны  школьные мероприятия, на которые я водила своих детей! Однажды на  Масленицу по улицам Боровска прошло большое шествие ряженых, и мы, толпа ребятишек, катались от хохота, рассматривая костюмы, сделанные с таким юмором, с такой любовью и выдумкой! Соликамск моего детства задал высокую планку во всем!!!

  В те годы  продавалось  незабываемое  мороженое, вкус которого я помню до сих пор. Мы вставали в очередь, зажимая в кулачке заветную рублевку, и, как завороженные, наблюдали за тем, как  тетенька в белом халате ставила на землю металлический бидон, доставала какую-то штуковину, наподобие большого шприца, и  вставляла в неё круглую вафельку.

  Потом  на нее накладывала поварешкой  из бидона массу мороженого, сверкающего  на солнце белоснежными кристаллами, и прикрывала его сверху ещё одной вафелькой. После этого она  надавливала на  «шприц»,  и из него выходило  круглое мороженое, которое мы с упоением слизывали с краев... Какое оно было вкусное! Чудо – знойным летом охладиться  сладким снегом с волшебным сливочным привкусом!

 Позже на улицах поставили голубые будки с надписью "Мороженое", где в уже готовые стаканчики продавщица накладывала содержимое, взвешивала на весах, а ребятня нетерпеливо ожидала в очереди и волновалась - хватит ли на всех?  Не всегда хватало… Стаканчики бывали вафельные и картонные. Я, конечно, любила вафельные. Из картонных  ели мороженое деревянными палочками.  Стоять в очереди приходилось долго (желающих всегда было много), и я, маленькая, рассматривая хрустящий, ничем не примечательный желтый рубль, искренне недоумевала - как  можно отдать за эту мятую бумажку такое вкусное мороженое?


  О газировке, которую мы пили из красивых автоматов, многие уже вспоминали. Но пределом мечтаний было выпить в жару лимонад "Дюшес" из зелёных стеклянных бутылочек - давно забытый вкус, с которым не сравнится ни один из современных напитков!

    Я любила ходить в наш известный всем седьмой магазин и разглядывать ряды конфет. Шоколадные - дорогие,  я их не любила, но просто обожала  ириски  "Кис-кис", "Тузик", "Золотой ключик" – нежные, тягучие, с теплым сладким  ванильным  вкусом.  Их и сейчас выпускают, но те, кто пробовал их в 50 - 60-е, согласится, что нынче это уже совсем не те ириски, что были тогда... То же самое можно сказать и о мармеладе («трехслойный» и «формовой»).  Он был прозрачный, как цветное стекло, когда его разрежешь ножом или откусишь! Сквозь него можно было смотреть… А какой  вкус! Конфеты тогда были очень качественными. Вспоминаю еще «барбариски» - до чего же  вкусные были, а красивые какие, особенно когда посмотришь на свет!


  Самыми дешевыми были драже "Цветной горошек" по 90 копеек за килограмм  и «подушечки»  с повидлом за рубль. Имея в кармане 10 копеек, всегда можно было купить 100 грамм этих дешевых конфет и стать счастливым обладателем сладкого кулечка! Помню серые "Морские камушки" с изюмом внутри, «Арахис» в сахаре  и "Монпансье" в круглых железных баночках –  разноцветные прозрачные леденцы в форме цветка с таким пикантным вкусом и ароматом!


  В подвесных баллонах наподобие перевернутых бутылок продавались  соки – я до сих пор помню их натуральный вкус, которого уже  не встретишь сейчас. Папа часто предлагал мне купить стаканчик (выбирай: томатный,  яблочный, или виноградный), но лимонад и газировку я любила больше... Эти напитки сильно «ударяли» в нос, были пронзительно вкусными и замечательно  утоляли жажду! На стене висел автомат, выдававший спички в коробках  по 1 коп. Путешествуя по магазину, я прочитывала все ценники на витринах, и меня смешили некоторые  названия, например,«маргогуселин».


  Как-то папа, работавший бухгалтером в пищеторге, "достал" клубничный конфитюр в большой металлической банке - густой, с крупными целыми ягодами... Чудный вкус, учитывая то, что северяне практически не ели тогда клубнику, ее там не выращивали! Как, кстати, и вишню, и груши, не говоря о черешне, - я впервые попробовала эти фрукты только тогда,  когда стала взрослой и переехала в Черноземье. Наверное, поэтому мне всю жизнь хочется клубники, вишни и черешни. А в детстве мы видели  эту экзотику  только на ярких картинках  букваря и кубиков.

 
  Но зеленый  виноград продавался, я помню его чудесный вкус. Особенно радовал сорт «дамские пальчики». Иногда девочки хвастались, что папы привозили им из Москвы черный  и синий виноград. Ну, мне об этом оставалось только мечтать, потому что у нас никто в Москву не ездил.

 В конце лета на баржах привозили арбузы из Астрахани. Они были  с сахарной сердцевиной, с крупными семечками, каких сейчас уже не бывает, во всяком случае, мне уже больше с тех пор не попадались…


  Возможно, вы помните неповторимые болгарские и венгерские компоты тех времен (грушевый, персиковый, ассорти). Когда у нас «заводились» в кармане денежки (несколько копеек), мы покупали в аптеке гематоген.  Сладость и радость в детском сознании всегда неразделимы.  Поэтому я запомнила еще эпизодически появлявшееся в те годы  шоколадное масло, леденцы «петушки» на палочках из жженого сахара  и длинные (как большой карандаш) «сосательные»  конфеты с диагональными  полосками, обвитые целлофаном, и хорошо помню их вкус.


  Насколько я помню, продукты питания в 50-е - 60-е годы в основном были  дешевле  и доступнее, чем одежда и обувь. Конечно, цитрусовые не в счет,  их можно было купить только по блату. А вот с одеждой и обувью всегда было проблематично. Купить готовую одежду было очень трудно, приходилось обращаться к портнихам. Старые вещи перешивались, мода не менялась так стремительно, как сейчас. На  уроках труда нас учили ставить заплатки, штопать дырки. Люди в основной массе были бедно одеты, вещи детям покупались на вырост, а потом передавались от старшего ребенка к младшему.

   Телефон в те годы был такой редкостью, что я даже не мечтала о том, чтобы он стоял у нас дома. Эта привилегия была доступна единицам. В телефонах-автоматах мы звонили (до реформы 61г.) 10-копеечными монетами, а после 61-го года – 2х-копечными («двушками»).

                Продолжение http://proza.ru/2020/12/05/1400


Рецензии