Плацкартный билет в детство. Часть 10

 
                (Соликамск-Боровск)

                Часть десятая.

                МОЙ ДОМ.


  Наши дома тогда, в 60-е годы  отапливались печами. После работы папа приносил дрова, растапливал печь, и, время от времени раскрывая маленькую дверцу снизу, разбивал горящие угли длинной железной кочергой… Я садилась на свой маленький стульчик напротив, не в силах оторвать взгляд от пламени... Как хорошо и радостно было наблюдать, как разгорается огонь, чувствовать, прижавшись к белоснежной печке, как становится тепло и уютно в доме!.. К утру квартира остывала, на улице лютый мороз, а надо было вставать, собираться в школу, и я на всю жизнь запомнила, как холодно было прикосновение к спине остывшей за ночь металлической "молнии" на школьной форме…


  Раннее утро. Сквозь сон слышу мамин голос: "Наташа, вставай, восемь часов!" Я взрываюсь из-под одеяла, в возмущении - почему так поздно разбудила? Уроки начинаются в 8.30! Опоздала! Судорожно умываюсь, натягиваю форму, впопыхах заплетаю косички, перед выходом из дома бросаю взгляд на часы: "Ух!! " На часах 7.45! Меня охватывает радость! Мама опять пошутила, и у меня в запасе ещё полчаса до выхода из дома... Можно не спеша позавтракать, прогуляться перед уроками. Я снова и снова мысленно благодарна маме, что она дала мне запас времени. Можно побыть немного с любимыми родителями, пока они собираются на работу... Папа делает зарядку, обливается холодной водой и растирается жестким полотенцем. Этому он учит и нас, детей.


  По радио звучит щемящая  родная мелодия. По моим ощущениям - это образ родины, русских просторов… Мелодия затихает, и ведущая объявляет: "Земля и люди" - это передача, под которую я каждое утро собираюсь в школу…


  Из кухни тянет сладостным ароматом нежнейших блинчиков, которые жарит мама. Они до того вкусны, что просто тают во рту… Я так люблю свой дом, что мне не хочется рано покидать его, и я оттягиваю свой уход в школу, прихожу туда прямо к звонку... Дорога в школу пролегает по  заснеженной дорожке, ярко сверкающей праздничными снежинками. Ещё темно, над головой черное небо с яркими звездами, снег весело хрустит под валенками...


  Даже при  морозе - 20 градусов и ниже  мы ходили на физкультуру на лыжах - в рощицу за остановкой "Культура". Там были трамплины, на которых мы оттачивали  свою  смелость! Насколько я помню, и дня не проходило, чтобы я, сделав уроки, не побегала на лыжах, хоть немного…

  Белоснежные, приглаженные лыжами дорожки затейливо вьются между деревьями. Ёлочки и сосны прикрыты легкими снежными шубками… Как красиво вокруг! Морозный воздух радует и бодрит!   Вспоминается стихотворение Пушкина: «Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит»! Несмотря на суровые уральские морозы, доходящие до – 50 градусов, мы бегали в лыжных костюмчиках с начёсом и не мёрзли!

  Переехав в Липецк, я с удивлением обнаружила, что здесь люди ходят кататься на лыжах не только в куртках, но и в зимних пальто и даже  дубленках –  сильные ветры!  На Урале  такого не было.  Для лыжных прогулок годился любой свитерок или кофта, и это было так здорово, легко и необременительно!

  Зимы на Урале длились долго, месяцев по 8, и снегу было столько, что, кроме него, до самого горизонта  почти ничего не было видно – один снег кругом, дома занесены почти по крышу…


  Я любила ходить в гости. Всегда интересно было посмотреть, как живут другие люди, что у них в квартире есть интересного. На стенах висели ковры с оленями, на комодах стояли статуэтки. Я часто бывала в гостях у своей подружки Любы. Родители ее были на работе, и мы с ней рассматривали парфюмерию и косметику ее мамы, пробовали на себе кремы. Моя мама косметикой не пользовалась, и мне было интересно посмотреть и понюхать эти кремы.

  В пятом классе у меня, к моему великому огорчению, появились прыщики. Я не знала, как мне от них избавиться, а мне нравился один мальчик, которого я раз в неделю встречала  в музыкальной школе. Люба предложила мне намазаться кремом ее мамы под названием  «Метаморфозы». К моему удивлению, на следующий день прыщики побледнели. С тех пор перед моим походом в музыкальную школу, когда ожидалась  заветная встреча, мы с Любой проводили «профилактику». Незабываемый запах этого крема всегда радовал  и волновал меня предчувствием моего преображения!


  В детстве на Урале мы пили чай из блюдечек. Наливали горячий напиток в блюдце, дули на него и потихоньку пили, никогда не обжигаясь. У нас в семье была  тихая трудовая  атмосфера. Все занимались делом. Досуг был расписан, у каждого были свои обязанности.

  Я знала, что, придя домой из школы,  должна была сходить в музыкальную школу, а вернувшись, - выучить уроки, потом  забрать брата из садика, вымыть посуду и сесть за музыку. Мы, дети, не болтались без дела. Все было подчинено дисциплине.  Когда у родителей на работе случался годовой отчет, они приносили домой огромные счеты и работали в выходные, громко щелкая костяшками. Как жаль, что в те времена не было компьютеров, профессия бухгалтера  была низкооплачиваемой и совсем не такой уважаемой и востребованной, как сейчас.

                Продолжение http://proza.ru/2020/12/05/1434


Рецензии