Плацкартный билет в детство. Часть 12

 
                (Соликамск-Боровск)

                Часть двенадцатая.

             РАДИО, ГРАМПЛАСТИНКИ,  ГАЗЕТЫ, ТЕЛЕВИЗОР и прочее.


  Радио  в 50-60-е было  главным каналом связи с миром и важнейшим  источником  информации!  Сколько интересного  узнавали мы каждый день! Будни начинались с утренней гимнастики - и я шагала под звуки фортепиано и бодрый голос ведущего! Новости, суховатый, с металлической ноткой голос диктора. Время ещё было суровое, послевоенное, а так хотелось радости, бодрости, песен! Особенно с утра, на предстоящий день! Но концерты бывали позже по времени: по-видимому, считалось, что музыка с утра повредит рабочему настрою!

 Днем - производственная гимнастика! Зато по субботам была передача " В субботу вечером" с такой позитивной музыкальной заставкой! Кстати, у нас в раннем детстве на пластинке была песня, похожая по содержанию и настроению - "Суббота, суббота, хороший вечерок", ее пел Владимир  Трошин - такая радостная, она искрилась счастьем предстоящих выходных... А воскресенья начинались юмористической передачей "С добрым утром!", которую вела дикторша с красивым голосом Галина Новожилова (позже Тамара Кузина).  Как любила я  "Театр у микрофона", географические диктанты! Жаль, что это все безвозвратно кануло в прошлое…


  Бывали по радио и концерты классической музыки, некоторые произведения запали в душу на всю жизнь. Сильнейшее впечатление произвела на меня «Фарандола» Бизе из музыки к драме Доде «Арлезианка».  Наряду с «Испанской серенадой» Малатса (в исполнении на гитаре) «Фарандола»  стала одним из самых любимых  произведений в моей жизни. Я вообще, как всякий русский человек, была неравнодушна к любой экзотике. Как завороженная, рассматривала я в детстве картинки одной книжки на китайский сюжет (не помню названия), там был  эпизод про наводнение, при котором погибла героиня – и удивительные иллюстрации в духе  старинной китайской живописи! Национальный колорит южных и восточных культур  потрясал мое воображение.  Духи  « Кармен», одеколон « Кара - Нова»…  Незабываемыми стали и  восточные сказки, особенно о Ходже Насреддине…


  Я хорошо помню 12 апреля 1961года. Мой папа шел домой с работы, и я заметила в окно, что он остановился в районе рынка и внимательно  слушает что-то, о чем говорят из репродуктора на улице. Я подошла к нему и вопросительно посмотрела на него – почему не идет домой? Он сказал мне: «Человек полетел в космос!» Я была первоклассницей и  не поняла тогда всего значения этого события, но по реакции папы почувствовала, что свершилось что-то доселе небывалое…


  В 64-м году наступила эпоха легендарного Робертино Лоретти. Этот итальянский мальчик завоевал Россию своим чудным неповторимым золотым голосом. Это было нечто! Я слушала его пластинку, где на обложке был его портрет, и всем сердцем влюблялась в этого красивого гениального 13-летнего певца. Звонкий голос и задор - «Джамайка», неподражаемая нежность – «Мама!», божественная красота и кротость – «Аве Мария», романтическая взволнованность - «Вернись в Сорренто», очарование, восторженность  - «Санта Лючия»…
 

  Я больше никогда в жизни не слышала такого восхитительного детского пения! С юных лет  я загорелась мечтой – попасть в Италию, чтобы увидеть там живого Робертино… Кстати, выяснилось, что  не только современные итальянцы ничего не знают о нем, но и более старшее поколение итальянцев, наши ровесники, причем, люди высокообразованные - тоже не слыхали такого имени…


  А в нашей боровской  музыкальной школе один мальчик пел почти так же хорошо, как Робертино Лоретти, и был даже внешне похож на него…


  В культмаге на площади Ленина народ покупал пластинки, из окон неслись голоса Валентины Дворяниновой ("Как тебе служится?"), Тамары Миансаровой ("Рыжик"), позже - Майи Кристалинской, Валерия Ободзинского. Мои родители и их друзья танцевали под "Парня из Джакарты" в исполнении В. Трошина (какая  чудесная песня, послушайте, ее можно найти в интернете!), запевали за столом: "В жизни раз бывает...38 лет" Эх, надо же, думала я тогда - какие уже старые - аж 38 лет! Жалко их!


  Папа выписывал газеты "Правду" и "Известия". В обязательном порядке выписывалась пресса и для меня - газета " Пионерская правда" и журналы - в младших классах "Мурзилка", а потом "Костёр" (братику Саше - "Весёлые картинки").

  Я обожала "свои" газеты и журналы и зачитывала их до дыр. Какая была радость, когда в почтовом ящике я обнаруживала свежий номер журнала! Папа научил меня пользоваться скоросшивателем, куда я подшивала все номера "Пионерской правды".  Был в те времена и журнал для школьников  "Пионер", но "Костёр" был интересней - это был литературный журнал, в нем было много рассказов и повестей.


  А в " Пионерской правде" часто печатали ноты песен, которые я немедленно разучивала. Так я научила своего братика петь песню "Цветанка" - о любви русского мальчика к болгарской девочке. Мой Саша прекрасно пел, и я до сих пор вспоминаю, с каким чувством он, шестилетний ребёнок, пел эту лирическую песню под мой аккомпанемент на фортепиано: "Цветанка - по-русски «цветок», глаза твои карие-карие, я завтра уеду к себе на восток, а ты остаешься в Болгарии!"

 
  Надо сказать, что я тоже очень  хорошо в детстве пела, меня в школе даже прозвали "Наш Робертино". Имея хороший слух и хоровую подготовку, любила подпевать вторым и третьим голосом, что является наиболее трудным в пении. Поэтому не упускала возможности «пристроиться» к поющему Саше  вторым голосом. Это всегда сбивало его, на что мой папа сердился и выговаривал мне за то, что " порчу парню песню!"


  Когда я училась  в пятом классе, папа стал выписывать мне журнал  «Музыкальная  жизнь". Я любила его за то, что в нём печатались ноты эстрадных песен или красивых пьес, которые я сразу разучивала (с нотами тогда было трудно).

  Позднее, когда  появились «битлы», в журнале напечатали про них разгромную статью. Я их музыки не слышала, потому что их пластинок было не достать.  Сила печатного слова велика, и я, проникшись негодованием против этих "идеологических врагов", которых любил мой брат, обрушила на голову мальчишки  шквал критики…Саша, не смевший поднять голос против авторитета старшей сестры, уже к тому времени учившейся в Москве, робко пытался защищаться, жалобно выдавив из себя что-то типа: «Ну, у тебя, Наташа, наверное, в молодости тоже были недостатки?" ( Нам было лет 14 и 18, соответственно).

 
  Когда через несколько лет муж поставил мне пластинку " Yesterday", -  я была поражена прекрасной мелодией, которая к тому времени уже была на слуху… Это и есть "Beatles"? Невероятно! А я ожидала услышать какой-нибудь грохот  и звуковой хаос! Я слушала мелодии (одна прекрасней другой), а муж рассказывал мне о них (он тоже был их поклонником): "Битлы - великие мелодисты…" С тех пор я стала настоящей фанаткой этой великой группы!


  В середине 60-х в наших семьях начали появляться телевизоры. Мой папа  записывался в очередь у культмага, дежурил там морозными ночами, и, наконец, мы стали счастливыми обладателями очень красивого, белоснежного, как мне теперь кажется,  телевизора  "Изумруд".

 
  Первое время передачи по телевизору шли только  по выходным. Сначала давали новости, "неинтересные" передачи, потом концерты, в которых  часто  показывали свое искусство танцевальные коллективы, например, ансамбль «Березка». Мы хорошо знали танцы народов СССР и народов мира, а из солистов два танцора тогда были особенно популярны – Владимир Шубарин и Махмуд Эсамбаев.

 
  В конце, "на закуску", уже давали художественный фильм - только один в день. Это был восторг - посмотреть бесплатно кино, не выходя из квартиры!Всё население с нетерпением ждало очередной фильм, а на следующий день город горячо обсуждал прошедшую картину! Я запомнила один чудесный лирический  фильм–комедию «Наш милый доктор», там была в конце такая замечательная, светлая песня, до сих пор ее помню!!! Папа с воодушевлением подпевал – он был очень музыкальным человеком и с трепетом ловил всякую красивую мелодию!

         
  Однажды  мы с папой вечером зашли к нашим знакомым в соседний дом, на Урицкого 22. У них было много детей. Пока взрослые разговаривали на кухне, начался фильм "Мать Иоанна от ангелов". Перед началом фильма дикторша объявила: " Этот фильм детям до 16 лет смотреть ни в коем случае нельзя!" Так и сказала! После такого объявления все дети дружно сбежались к экрану в жадной готовности к познанию... Вскоре папа позвал меня домой, а наши знакомые, занятые, кажется, ремонтом, так и не узнали, что же увидели в этот вечер их дети...

 
  В нашей семье нас с братиком после девяти вечера отправляли спать в свою комнату, но мы с ним потихоньку стояли за дверью, ведущей в комнату родителей, и в  щёлку подсматривали кино. Однажды это спасло наши жизни. В это время рухнула  вся штукатурка с потолка в нашей комнате (над нами жили алкаши, которые, напившись, каждый вечер устраивали дикие пляски) - и огромными кусками завалила наши детские кроватки… Страшно подумать, что могло случиться с нами, окажись мы на месте!

   Я хорошо помню передачи Березниковской студии телевидения. Мы с нетерпением ждали по субботам "Школьное эхо", которое вели несколько постоянных юных дикторов - мальчиков и девочек. Я запомнила Фрейд Светлану, Олю Кобернюк, Колю Матушкина, Валерия Константиновича и некоторых других!

 
  Однажды, в седьмом классе мы пригласили в нашу  15-ю школу эту группу ребят - дикторов. Устроили для них «Огонек» с концертом, танцами, чаепитием. Помню, как дружно все отплясывали «Летку-йеньку». Ребята были очень хорошие, простые, а я  увидела  вблизи своего недосягаемого экранного «кумира» - красивого и мужественного старшеклассника Валерия КонстантинОвича... В организации многих школьных вечеров нашей неизменной помощницей и вдохновительницей была неутомимая Валентина Николаевна Фадеева,  активная и жизнерадостная преподавательница  русского языка и литературы, тогдашний  директор нашей школы.

  Вообще у нас был очень активный класс. Мы переписывались с моряками – черноморцами, а где-то во 2-3 классе  написали космонавтам письмо с приглашением приехать к нам  в гости (писать письма поручалось мне). Каково же было наше удивление и восхищение, когда нам пришел ответ! В письме нас вежливо и ласково поблагодарили за приглашение и рассказали о большой загруженности космонавтов! Неважно, что нам отказали, главное - детям оказали внимание! Мы находили где-то адреса девочек и мальчиков из других стран и пытались переписываться с ними! Наша жизнь была заполненной до отказа и интересной.


   Сейчас образцом красоты для подрастающих девчонок стали всевозможные "модели", а тогда, в 60-е, это были балерины, которыми мы восхищались, наблюдая  по телевизору - Уланова, Плисецкая! Уланова блистала в роли Джульетты, а Плисецкая сразила  своим «Умирающим лебедем» на музыку Сен-Санса. Незабываемым было  ее «выплывание» на сцену спиной к зрителям со своими «струящимися» руками…Невыносимо жалко было лебедя, который умирал, не выдержав одиночества.

  Я подражала балеринам – передвигалась по квартире  в своих домашних тапках на носочках, которые по этой причине всегда были истёрты до дыр! Как хотелось тоже стать балериной! Жаль, что не удалось воплотить в жизнь все свои мечтания! Очень сильное впечатление произвела на меня в свое время книга М. Сизовой «История одной девочки» - о детстве Галины Улановой, о тяжелом  труде начинающей  балерины.

  Особым вниманием  подрастающих девчонок пользовался парфюмерный магазин на пересечении улиц Матросова и Большевистской. Мы часто заходили туда рассматривать прилавки, которые поражали  изобилием парфюмерии  (были бы деньги)! Сколько там было кремов!

  Помню, как восхищал нас одеколон, флакон которого был в форме большой зелёной грозди винограда (он стоил 1 рубль), "Кремль" в матовом стекле с чудесным запахом, детский одеколон "Собачка" (маленький флакон в виде собачки с красным бантиком). Иногда в продаже появлялся детский  набор  «Мойдодыр» с ароматным мыльцем  и зубным порошком. Зубная паста появилась позже - кажется, это была « Ягодка». У некоторых подружек дома я видела белое мыло, а также мыло в форме уточки -  это было тогда недоступно в Боровске и привозилось из Москвы… Когда в 90-е годы из продажи пропала вся парфюмерия, мне часто снился этот магазин с его богатым ассортиментом.

   В детстве мир предметов, их форма, цвет, запах имеет огромное значение. У нас в доме стояли очень красивые часы, подаренные папе на работе к  юбилею. Круглый изумрудный циферблат был вделан  в  большие, по окружности расположенные прозрачные  кристаллы. На кухне жила  розово-красная пластмассовая сахарница с крышкой. Хрустальная ваза для конфет на тонкой ножке вызывала у меня восхищение! Я любила красивые предметы! 

  У мамы  в комоде лежала чудесная брошка  в виде трех ягод земляники  и листика из янтаря. Когда дома никого не было, я отодвигала ящик, доставала брошку и любовалась ею. Ягодки были как живые! Среди суровой, лютой  зимы - так хотелось их съесть!   
   
  В комоде лежал толстый фотоальбом со старинными фотографиями. Когда никого не было в доме, я вынимала его и с большим удовольствием, с каким-то ностальгическим чувством - рассматривала. Мне нравилось разглядывать фотографии моих родителей в молодости, фотографии моей мамы, которая была самой красивой среди ровесниц. Кроме того, на оборотах   фотографий  подруг были надписи, наполнявшие меня гордостью за маму – как же подруги любили ее! « Лучшей подруге Женечке от Лёльки (от Томки и др.) Вспомни, как жили вместе в Закамске…и.т.д.»


  Однажды родители подарили мне на день рождения (лет на девять) изящную фарфоровую статуэтку - сидящую с поджатыми ногами юную китайскую принцесску, с экзотической прической, в национальном костюме. Головка её кивала из стороны в сторону - стоило слегка подтолкнуть пальцем! Она была просто восхитительна! Я поставила ее на комод и каждый день любовалась ею.


  А однажды моя учительница по фортепиано Эльвира Иосифовна достала при мне китайскую пудреницу в виде книжечки, из которой  она вырывала красивые листочки с дивными экзотическими рисунками, посыпанные пудрой с каким-то изумительным запахом... Этими листочками она пудрилась…


  Прекрасные мгновения детства вспыхивают в памяти как искорки!  До чего красивыми были первые капроновые ленты! Белоснежные, бело-розовые! Газовые банты!  Нам с мамой папа привез из Сочи две капроновые  косынки, которые тогда вошли в моду. Я до сих пор помню их расцветки, помню восхищение, которое они у меня вызывали! А позже все стали дружно приобретать плащи - «болоньи»…

                Продолжение http://proza.ru/2020/12/05/1466
 


Рецензии