Плацкартный билет в детство. Часть 13

                (Соликамск-Боровск)               

                Часть тринадцатая.

                ВРЕМЕНА ГОДА.


  Соликамские снега - это бескрайняя снежная целина – до самого горизонта! Белый цвет заполнял все обозримое пространство. Дома, крыши – все было завалено снегом! Сугробы вокруг дорог были выше человеческого роста! Мы жили на первом этаже, и зимой наши окна «врастали» в землю - так сильно заносило улицу снегом. Лавочка возле подъезда исчезала. А когда кто-то заходил в подъезд, мы видели в окне только валенки этого человека.

  Я с такой теплотой вспоминаю наши уральские  валенки… При входе в дом мы обметали  их веником … А дома надевали другие, теплые, согретые возле печки… Соликамские  женщины  зимой носили  пуховые платки, это чисто уральское.  В сильные морозы и я надевала.  Живя в дальнейшем в Москве и в Липецке, я уже больше не видела на головах женщин этих милых сердцу, пушистых и теплых платков…


  Зимой мы с папой утепляли щели вокруг окон паклей и с помощью клейстера заклеивали их сверху полосками бумаги. Между оконными рамами   соликамцы клали вату для утепления, а сверху украшали ее елочными игрушками. Интересно было, проходя мимо окон, рассматривать игрушки, которые лежали там до самой весны - у кого какие?  При низких температурах окна целиком затягивало толстыми морозными пушистыми узорами с причудливыми рисунками в виде листьев, пальм и пр.

   
  Кто в Боровске не знал городской  каток? Это радостное и светлое воспоминание! В воздухе переливаются искорки инея, подсвеченные яркими прожекторами, из репродуктора несётся музыка, народ катится против часовой стрелки… Настроение праздничное, весь город на катке! В теплушке жарко, можно погреться…  При выходе из теплушки – крутая ледяная горка, с которой на коньках стремительно скатывались  отчаянные мальчишки!


  Папа водил меня на каток, сначала привязывая мне на валенки "снегурочки", потом это уже были  коньки  на ботинках, кажется, «дутыши». Он учил меня кататься, держа за руку, бежал в валенках рядом. Когда через 25 лет я снова встала на коньки - оказалось, что папины уроки не забыты! Через 10 минут я уже каталась легко - как в детстве!


  Наступала весна, в воздухе пахло сыростью. Снега таяли очень долго! В  апреле на улицах журчали такие полноводные ручьи, что было трудно пройти, а под водой еще оставался  лёд. Мальчишки пускали в ручьях кораблики.

 
  Однажды, когда мне было лет 11, мне купили очень красивое демисезонное пальто  цвета  бирюзы - просто несказанно повезло! Тогда трудно было что-либо купить без связей! Я, восхищённая покупкой, впервые отправилась в нём в музыкальную школу, представляя, какая же я буду сегодня красивая, и как все будут оборачиваться на меня!
  Но, повернув мимо культмага, поскользнулась и упала в глубокий ручей. Выбравшись из него, поняла, что идти дальше нельзя - весь бок пальто в воде и в грязи! Со слезами на глазах отправилась домой. Пальто было безнадёжно испорчено. Мама его перелицевала, но цвет изнанки был совсем бледный. Не помню даже, надела ли я его ещё раз...


  В начале весны страна готовилась к Первомаю. Мы ставили в воду пахучие веточки тополя, которых много валялось на улице после обрезки деревьев, и вскоре из крупных почек  распускались душистые клейкие листочки - первое нежно-зеленое чудо среди никак не кончавшейся зимы. На уроках труда из розовой папиросной бумаги делали цветы (« яблоневый цвет»)  и прикручивали их проволочкой к веткам, туда же привязывали разноцветные шарики…


  Колонна школьников утопала в море цветов и шаров, плывущих по площади. Мы изо всех сил кричали: "Урра-а-а!!!", проходя мимо памятника Ленину, и это было только начало праздника. Люди расходились по домам, где продолжалось праздничное веселье с домашними пельменями, солеными грибочками, винцом и песнями - танцами.


  По телевизору пели Зыкина ("Река Волга"), Николай Сличенко ("Очи черные"), Марк Бернес ("Хотят ли русские войны?"), Иосиф Кобзон ("Две девчонки танцуют на палубе"), Полад Бюль-Бюль Оглы («Ты поторопись!»), Эдуард Хиль  («Моряк вразвалочку сошел на берег»). А гости, сидящие за праздничным столом, дружно подпевали любимым исполнителям, а потом обязательно танцевали…  Люди умели веселиться…


  Песни тех лет в большинстве несли замечательный нравственный заряд, достаточно вспомнить слова некоторых из них, например, из песни «Я люблю тебя, жизнь», которую пел Марк Бернес: «И вершина любви - это чудо великое – дети!»  Какие песни были о любви! «Русая девушка в кофточке белой, где ты, ромашка моя?» Или: «Как это все случилось, в какие вечера? Три года ты мне снилась, а встретилась вчера… Тебя, моя родная, ни с кем я не сравню»… А послушайте песни в исполнении Владимира Трошина (их можно найти в интернете). Как в наше время  не хватает такого певца и таких песен!
 


  На нашем экране стали появляться певцы из других стран - Надия Константопуло, позже - Радмила Караклаич, Бисер Киров, Дин Рид. Любимейшей передачей стал "Кабачок 13 стульев", шедший по субботам…и мы с нетерпением ждали этих суббот.


  Вспоминается мне, как вдохновенно рассказывал по телевизору о музыке Дмитрий Кабалевский! Он сам писал очень хорошую музыку. Я думаю, все помнят его песню «То березка, то рябина». У нас в музыкальной школе играли его чудесный фортепианный концерт №3.  Бодрый, радостный, «пионерский», он словно был воплощением  той  эпохи, когда в воздухе витала уверенность в светлом завтрашнем дне!


  Тогда, в 60-е, стали появляться первые видеоклипы: "Кончился день" (Вероника Круглова), "Где-то есть город…" (Эдита Пьеха), "Фонари"  (Жан Татлян) и другие. Они отличались от нынешних - неторопливостью, плавностью… Скорее, это были просто тогдашние телевизионные постановки песен - кстати, очень красивые! А сколько счастья приносили нам новогодние «Голубые огоньки»! Помните, как в 65-м году молодой Магомаев пел "Шагает солнце по бульвару", "Королеву красоты"? Сейчас ощущение праздника исчезло из современной жизни... и мне жаль наших детей, не испытавших этого…


   В конце мая по городу начинали с жужжанием носиться майские жуки. Мы ловили их на лету или стряхивали с деревьев, сажали в бутылки. Крупные, неповоротливые, с жесткими крыльями, с усиками… Пацаны выпускали их на уроках, привязав на нитку. Приятно было ощущать царапанье их крупных шершавых  лапок  у себя на пальце. Уехав из Соликамска, я больше их нигде и никогда не встречала.

 
  Когда нас, детей, спрашивали: какое ваше любимое время года? -  я недоумевала. Что могло сравниться с уральским летом? После  долгой суровой морозной зимы - один месяц рая! Мягкое, солнечное, ласковое - прекрасное июльское лето...


  От пристани в Боровой ходили по Каме белые речные трамвайчики, на которых можно было недорого покататься… Мы семьей ездили отдыхать на Усть-Вильву - чудный остров, утопающий в мягкой зелени с душистыми цветами, дурманящим ароматом  цветущего шиповника... Помню ласковый прохладный ветерок в июле 64-го, овевающий нас, счастливых ребятишек, сидящих на палубе речного трамвая, с восторгом озирающих почти девственные берега!

  Лето я любила еще за то, что поспевали ягоды: земляника, малина, черника, голубика, брусника, морошка. По дороге из садика мы с мамой всегда заходили на рынок, и она покупала мне баночку малины. А кедровые шишки, а  грибы! У папы на работе по выходным отправлялись в лес машины, и он привозил по паре  ведер разноцветных грибов, из которых мама варила такую вкусную грибовницу.


  Только раз в году можно было полакомиться этими чудными дарами природы! Это сейчас можно покупать круглый  год  замороженные  грибы и ягоды, тепличные огурцы и помидоры, да и любые фрукты, а тогда ждали этого счастья целый год…

  В августе уже чувствовалось дыхание осени - заметное похолодание, дожди, листва быстро желтела.. становилось как-то грустно-приятно… «Скоро осень, за окнами август. От дождя потемнели кусты…» - это про Урал…  А сколько листьев под ногами! Мне нравилось  забирать их носками ботинок и вдыхать их упоительный аромат! Я всегда вспоминаю, как свежо и бодро пахли тополиные листья  по осени – среди них встречались листья-великаны, гладкие, плотные, ярко-желтые, величиной с большую тарелку (Они даже не помещались в ноты, где я пыталась засушить их для гербария).  Никогда и нигде  больше я не встречала таких огромных и так приятно пахнущих тополиных листьев…  До сих пор я иногда нахожу в старых книгах и нотах  засохшие листья и цветы, хранящие далекие запахи детства...

                Продолжение http://proza.ru/2020/12/05/1468


Рецензии
Наташенька! Очень интересно и душевно тепло! Песни, о которых Вы рассказываете, мне очень хорошо знакомы. Мы их любили, слушали в записи на пластинках, а когда случались семейные торжества с застольем, то мои родственники как с папиной, так и с маминой стороны охотно пели многие из названных Вами песен. И мы, дети, пели вместе со взрослыми. А были ли у Вас в детстве самописные песенники? Они были особенно популярны у наших девочек с 5 по 7-8 классы. В толстую общую тетрадь старательно, с оформлением, переписывались слова полюбившихся популярных песен. Тетради давали друг другу на вечер, чтобы из тетрадки подруги переписать к себе тест новой популярной песни.
И майские жуки мы тоже ловили! Однажды вечером я сложила их в пустую коробку из под папиных папирос и оставила на окне. Утром солнышко пригрело коробку, жуки дружно зашевелились, затолкались и ... отбросили крышку коробки! Мы проснулись от того, что по комнате с шумом от одного окна к другому метались майские жуки, ища выход на свободу!

Наталья Дюбина   21.02.2021 23:36     Заявить о нарушении