Плацкартный билет в детство. Часть 16

   
               
                (Соликамск-Боровск)
               
                Часть шестнадцатая.

                ВОТ И КОНЧАЮТСЯ ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ.


  Любимыми уроками для меня были литература (вела наш директор Фадеева Валентина Николаевна), немецкий (его вела Герта Оттовна Пфайфер), физика (вела Раиса Михайловна  Забелина – жизнерадостная, позитивная учительница) и география. Учительница географии Вера Александровна Зинкина так сильно, увлекательно вела свой предмет, что мы собрались-было всем классом поступать на географический факультет.


  Маленького роста, в валенках и очках, закутанная в шаль, с неизменной указкой в руках… Она была очень строгой и требовала неукоснительного знания своего предмета, заложив в нас стойкий интерес к географии. Мой папа часто рассказывал мне про разные страны, про их столицы, про то, где какой политический строй, кто стоит во главе и т.д. Он во всем этом хорошо разбирался и умел доходчиво, увлекательно объяснить. Поэтому, благодаря ему, я имела кое-какую эрудицию по этой части. Всё это расширяло мой кругозор.


   Кроме того, он был очень сильным шахматистом, играл на скамейке с соседями, неизменно выигрывая, а по выходным ходил к своему другу дяде Яше играть в шахматы, и меня, маленькую, брал с собой. Там я впервые увидела телевизор (году в 58-м). У нас дома была собрана большая шахматная библиотека, и нас, детей, папа тоже учил играть в шахматы, но, конечно, к его уровню нам никогда в жизни не удалось даже приблизиться. В лучшем случае, он поддавался нам поначалу, чтобы вызвать, как он сам говорил, спортивный интерес... А вот в шашки – это другое дело, это нам нравилось и неплохо получалось! Жаль, что прошло время настольных игр!!!


   В 60-е годы магнитофоны были ещё редкостью, и меня, как владеющую фортепиано, просили поиграть на танцевальной части школьных вечеров - я хорошо подбирала на слух все знакомые песни, а школа кружилась вокруг меня - часами… Я уставала, мне тоже хотелось, чтобы меня приглашали мальчики, но заменить меня было некем, и приходилось продолжать…


  Девочки нашего класса очень любили петь, и в седьмом  классе мы создали вокальную группу "Озорницы", руководителем и аккомпаниатором которой  стала я. Участницы сшили одинаковые платья, и мы «зажигали» на всех школьных вечерах и  городских концертах.


  Когда я училась в седьмом классе, в школе была организована поездка в Ленинград. От каждого класса ребята сами выбирали по одному человеку. От нашего класса посчастливилось поехать мне. Это была незабываемая и единственная в моей жизни поездка в этот удивительный город, казавшийся мне всегда недосягаемым и прекрасным.


   Быстро пролетели школьные годы, вот и наступил май 1968 года и наш первый выпускной – у нас была восьмилетка. Помню, как мы к нему готовились. Шили платья, «доставали» белые туфли, делали прически - "вторые головы"(с помощью шиньонов). У меня от волнения не получилось! Пошла с косичками… На этом вечере меня впервые в жизни пригласил на танец мальчик - одноклассник Игорь Рощин. На прощание мы с девочками сфотографировались в сказочно красивом   яблоневом саду нашей 15-й школы ... и ...на этом закончилось мое соликамское детство. Через месяц я уехала учиться в Березниковское музыкальное училище, оттуда в Москву, и в последующие годы приезжала к родителям уже только погостить...


  Навсегда врезался в мою память уплывающий назад перрон соликамского вокзала, по которому бежали  за уходящим вагоном папа и  мама, провожавшие меня на учебу в Москву. Они изо всех сил махали  мне руками вслед и дарили на прощание  незабываемые  улыбки, которые стоят у меня перед глазами всю  жизнь!


  В эти улыбки  они вложили всю любовь к дочери, в которой воплотились  их надежды и чаяния, ради которой они жили, трудились, в которую вкладывали все лучшее, что имели, отказывая себе во всем.  Они гордились тем, что я поступила на учебу в Москву, и мысленно желали мне счастливой жизни, успехов  и радости,  новых горизонтов  и свершений!
 

  Эти улыбки -  последняя картинка  уходящего  детства, которую  я навсегда  взяла с собой во взрослую  жизнь. Милые родители! С годами я все сильнее понимаю, как мне повезло с ними! Огромная самозабвенная  любовь к детям была  стержнем  их жизни. Они подарили нам счастливое детство, спасибо им!


  В Соликамске жили особенные, правильные люди. Они знали - "что такое хорошо и что такое плохо". Пить, материться, воровать, блудить - плохо! Те единицы, которые нарушали эти заповеди - подвергались резкому общественному осуждению! Для меня, выросшей в такой обстановке, было шоком, что в других регионах России было нормой даже среди ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ прилюдно, при женщинах рассказывать матерные анекдоты, петь похабные песни и частушки, напиваться, и даже хвастаться - кто сколько украл и т.д.


  Я с ностальгической теплотой вспоминаю, как трепетно относились в рядовых семьях к классической музыке, коллекционировались и регулярно прослушивались пластинки с классикой, как люди разных профессий разбирались в музыке и литературе, как уважительно относились к образованным людям.


  Порядочность, трудолюбие, скромность были нормой жизни! А черты уральского характера - дружелюбие, теплота, душевная чистота, гостеприимство - делают незабываемыми этих людей, которых сразу узнаешь на чужбине по их особому говорку и добродушию...


  Пятнадцать лет - благодатная пора, когда, выходя из теплой колыбели детства, ты с  надеждой смотришь в будущее, которое  кажется тебе таким прекрасным! И твое сердце замирает от радостного предчувствия того, что все лучшее в твоей жизни – впереди!


Милый Боровск ( Соликамск)!


                Дальняя песня в нашей судьбе,

                Ласковый город, спасибо тебе!

 

   Спасибо за то,  что на заре нашей жизни согрел нас любовью родных и друзей, учителей и наставников, дал нам незабываемые впечатления прекрасной  природы, открыл перед нами океан музыки, подарил первую любовь…


  Спасибо за свежие зябкие рассветы, анютины глазки под забором, искристый праздничный снег, радостно  хрустящий под валенками, заводские гудки по утрам…
 

 Спасибо всем добрым, милым, интеллигентным людям, которые зовутся соликамцами,  и, будучи  разбросанными по всему свету, хранят в своем сердце частичку доброго, теплого мира под названием «Соликамск пятидесятых - шестидесятых годов»!!!

               


















               





               
               
             


Рецензии
О, море радостных воспоминаний, деталей того быта, пробудил ваш "Плацкартный билет", Наташа: ДК Ленина - точно такой же, как в нашем Коврове, только без фонтана; капроновые косынки, плащи "болонья"; флакон одеколона в форме большой зелёной виноградной грозди; тёплые, нежные, лиричные песни тех лет; веточки тополя для Первомая и прикреплённые к ним бумажные цветы. И отдельная жизнь и чудо - каток! Конечно, сначала - снегурки, прикреплённые клячками-палочками и верёвками к валенкам. А потом у меня были беговые коньки! И я помню полёты и парение над землёй, когда, казалось, исчезала сила земного притяжения!
Спасибо Вам за милые, добрые воспоминания, позволившие вдохнуть аромат детства и юности!

Маргарита Лосевская   11.06.2022 19:50     Заявить о нарушении
И проявка фоток при красном фонаре, и первый человек в космосе, и дивный голос Робертино Лоретти. Всё, всё это - наше детство и юность!
Тёплая благодарность

Маргарита Лосевская   11.06.2022 20:19   Заявить о нарушении
Дорогая Маргарита, мне очень приятно было читать Ваш отзыв! Я так рада, что мои воспоминания пробудили в вас отклик! Каждая милая мелочь может дать толчок к целой лавине своих собственных переживаний. То же самое могу сказать о Ваших мемуарах, читаю с удовольствием! Большое спасибо за Ваше теплое участие! С пожеланиями здоровья, долголетия и благополучия. Наталья.

Наталья Румянцева 3   14.06.2022 22:38   Заявить о нарушении