Первый земной наставник Иисуса
«Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф.1:21). В те времена имена детям давали отцы, и если Иосиф даст ребенку имя, это значит, что он признает и примет его (Ис.43:1: «назвал тебя по имени твоему; ты Мой»). И Иосиф принимает Иисуса: «и не знал Ее. Как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус» (Мф.1:25).
Лук.1:31: «и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» – Марии было сообщено будущее имя Сына Божьего. Мф.1:21: «родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» – Иосифу сказано не только о том, как назвать ребенка, но и обоснование. Мужьям как главам семей Бог открывает больше.
Кстати, имя «Иисус» – самое обычное для тех дней, как сегодня Петя или Ваня. Евреи веками давали это имя своим мальчикам, выражая надежду на то, что Господь спасет их. Бог не дал Своему Сыну необычайного земного имени, еще одно свидетельство простоты, в которой рос Иисус.
Что здесь нельзя пропустить: принимая Иисуса, Иосиф подставил под удар свою репутацию. Ему и Марии все было объяснено свыше, но ангел не будет являться каждому, у кого появятся вопросы по поводу времени рождения первенца в их семье. Окружающим придется либо поверить Иосифу на слово, либо подвергнуть его слова сомнению.
И тогда у них будет две версии происходящего: Иосиф с Марией имели интимную близость до вступления в брак, либо Мария зачала ребенка на стороне, изменив Иосифу еще до вступления в брак. Больше вариантов нет. Иосиф пошел на это.
Культурологи называют восточные общества того времени обществами или культурами стыда и чести, и потерять честь в то время значило безмерно больше, чем сегодня. Иосиф сознавал, что рискует стать изгоем, для которого закроются двери синагоги.
Сказав «да» Богу, Иосиф говорил «нет» тому, что значило для него так много – репутации и положению в обществе. Он мог стать в глазах людей виноватым в грехе, которого не делал. Что удивительно: это предвещало искупительное дело, которое Иисус совершит через три десятка лет.
От Иосифа могли отвернуться, и это именно то, что произошло позже с Самим Иисусом, от Которого отвернулись и люди, и Отец: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его» (Ис.53:3); «около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф.27:46).
Иисус когда-то учился каждой вещи в первый раз. Большинство текстов Ветхого Завета Он усвоил, скорее всего, из уст земного отца. Вполне возможно, что красоту жертвенности Он оценил впервые тогда, когда понял, что сделал Иосиф для Марии.
Через десятилетия люди сказали об Иисусе: «не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?» (Мф.13:55). Т.е. все свыклись с мыслью, что Иаков, Иосий, Симон и Иуда – родные братья Иисуса. Это значит, что Иосиф полностью принял Иисуса как своего сына. А это значит, что идею усыновления Иисус тоже воспринял впервые на собственном опыте в семье Иосифа.
Брат Иисуса Иаков позже напишет, что «чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях» (Иак.1:27), т.е. призвал нас практиковать то же самое. Очень может быть, что при написании этих строк Иаков вспоминал о том, что сделал его родной папа с Иисусом, у Которого не было биологического отца на земле.
05.12.2020
Свидетельство о публикации №220120501762