Как служили отечеству

     Вот что пишет по теме служения отечеству Максим Воронцов.


     <<Когда все вокруг благоухает апрельской романтикой, несколько странной и даже неуместной выглядит одна из самых известных в жизни государства и общества традиций – весенний призыв в армию. Введенный в 1968 году, он закрепил двукратный цикл набора на воинскую службу, который в России существует до сих пор.

     Новобранцев в Российскую армию призывают осенью и весной. Но независимо от времени года, исторического периода и политического строя свое особое место в духовной жизни и культурных традициях русского народа занимал рекрутский обряд.


     Воинская повинность появилась в нашей стране много столетий назад. Хорошо организованное войско существовало еще в Московском государстве. Постоянную службу несли дворяне, а остальное население призывалось только в случаях особой необходимости.

     Первое постоянное пешее войско, состоявшее из стрельцов, появилось при Иване Грозном, а полноценная регулярная армия – при Петре I, который ввел обязательную воинскую повинность. Под рекрутский призыв подпадали крестьяне, мещане и другие податные сословия.

     Почти в течение всего XVIII века служба была бессрочной. Указом 1793 года был определен 25-летний, а в 1834-м – 20-летний срок службы. Уходящий в солдаты, по существу, навсегда отрывался от родной семьи. Домой он либо вовсе не возвращался, либо приходил разбитым стариком и калекой.


     Российский император Александр II освободил от воинской повинности дворян, купцов и духовенство (призывать на армейскую службу стали только крестьян и мещан). На суше теперь служили 15 лет (6 лет длилась сама служба, остальное время солдат находился в запасе), на флоте 10 (7 и 3 года соответственно).


     В начале XX века срок действительной службы в пехоте и пешей артиллерии составлял 3 года, в других родах сухопутных войск – 4, во флоте – 5 лет. Некоторым категориям граждан были предоставлены льготы. В новой и новейшей истории российского государства порядок призыва и сроки службы неоднократно менялись. Неизменным оставалось только одно – провожать солдата в армию принято с обязательным соблюдением ритуала, обставленным со всей торжественностью момента.


            От Петра до Александра

     Возникновение рекрутской обрядности связано с военной реформой Петра I. На проводы собирались родные и близкие, а то и все селение. Действие сопровождалось причитаниями и слезами. Да и с чего бы радоваться русским бабам да ребятишкам, коли кормилец, порой единственный, отправляется на верную погибель. Шутка ли – 25 годков на службе государевой! От пули не сгинешь, так саблей порубят, от сабли спасешься – свои же розгами забьют. В старые времена случаи жестокой расправы над солдатами были не редки, поэтому родные рекрута причитали над ним, как над умершим. Нередко после ухода мужчины в крестьянской семье наступал упадок – разорение.

     Обрядовые песни и причитания исполняли родственники рекрута или специально приглашенная вопленица. И хотя сам новобранец не голосил и причитаний не исполнял, в распевных монологах отображались тяжкие мысли и чувства рекрута. В причитаниях прямо говорилось, что рекрутчина подобна смерти, и даже страшнее ее, ведь это смерть не мгновенная, а мучительная, растянутая на многие годы, на всю жизнь. Говорилось и о том, что солдатку, как и вдову, ожидают непосильный физический труд и вопиющая бедность. Дети солдатки, как и дети вдовы, будут ходить босиком, питаться жалкими подаяниями и т. д.

     В рекрутских причитаниях ярко рисовались картины тяжелой солдатской жизни – о трудных походах, палочной дисциплине, ежедневной муштре и плохом питании. Словом, обряд был трагическим и наводил неизбежную тоску и печаль как на самого рекрута, так и на всех окружающих.

     Когда при императоре Александре II срок службы сократился, ситуация несколько изменилась. Тема солдатского фольклора уже не веяла такой безысходностью. И хотя в ней оставались нотки грусти из-за необходимости расставания, было и ожидание радостной встречи, надежда на верность невесты и будущую счастливую жизнь.

     В XIX веке служба в армии широко пропагандировалась в СМИ, а информация о проводах, включая речь священника перед жеребьевкой, сведения о результатах набора и расходовании средств властей и горожан на проведение массовых гуляний по случаю проводов «пропечатывались» в газетах. В специальных издания или публикациях разъяснялись царские указы и законы об армейской службе. Описывались и случаи злоупотреблений – взяточничество, членовредительство и т. д.


             «Как родная меня мать провожала…»

     Именно в XIX – начале XX веков рекрутская обрядность становится традицией русской народной культуры. Гульба рекрутов начиналась еще за неделю до того, как жребий определял тех, кому предстояло послужить Отечеству. В гуляньях участвовала вся возрастная когорта допризывников, а после жеребьевки – только те, кому выпало надеть солдатскую форму. Гуляли в праздничной одежде, с гармонью и песнями. Семьи специально выделяли рекрутам некоторое количество денег на прогул и пропой, полагая это важным социальным мероприятием. Но накануне сборов пить спиртное призывнику не разрешали. Утром он должен был быть трезвым, собранным и серьезным.

     В каждой местности существовали свои обычаи проводов. В некоторых селах наряжали «елочку» – ветку, которую ломал призывник, и она наряженной стояла и ждала его возвращения. Украшать обычно давали невесте, которая повязывала на ветку ленточки, шарфы, платочки. Или украшали лентами дуги лошадей. В другой местности была иная традиция. Полагалось, чтобы сельчане знали в лицо каждого рекрута, знали, кто его родители. Поэтому парни совершали специальный обход, заходили в каждый дом и сообщали о том, что они призваны в армию. Они ходили с большим коробом за спиной, в который односельчане складывали подаяния. Обычно это были сырые яйца, пироги и куски сала. Потом все шли к реке, разводили костер и делали мирскую яичницу. Не подать рекрутам означало не пожелать им остаться живыми.

     Существовал обычай, когда рекрута вместе с родителями приглашали в гости родственники – прощеваться – и накрывали праздничный стол. После угощения юноша благодарил хозяев за гостеприимство и направлялся к другим родственникам. Из дома рекрута вели «взапятки», то есть лицом к большому углу и спиной к двери, чтобы в скором времени он опять побывал здесь в гостях. В каждом доме повторялись одни и те же ритуальные действия. В подарок парню обязательно давали предметы, необходимые во время прохождения службы: полотенце, носовой платок, мыло, гребешок и т. д.

     Интересен обряд «выкупа ружья». В день проводов парень приглашал к себе за стол подруг и друзей. Крестный отец обходил всех собравшихся с шапкой, в которую гости клали денежку на выкуп. Затем молодые люди мерялись силой, проводя кулачные бои «стенка на стенку». Выстроившись в две колонны, друг против друга, они начинали бороться. Если кто-то из участников падал или начинала идти кровь, этот участник выбывал, и на его место приходил другой. Люди преклонного возраста обязательно присутствовали, но не встревали, а следили за порядком.


     Обычно мать рекрута давала юноше откусить освященный хлеб, а оставшуюся часть укладывала на божницу, чтобы Бог оберегал ее сына и помог вернуться домой целым и невредимым. Потом она выводила сына из дома спиной, которой, проходя через дверь, он дотрагивался до дверного косяка. Этот обычай идет издревле: так обманывали злых духов – рекрут как бы не уходит, а заходит в дом. Котомку с поклажей новобранца несли или крестный отец, или уже отслуживший в армии молодой человек.

     В некоторых русских селах было принято «стелить шубу». Мать выходила к сыну с иконой, девушки-подруги подводили молодого бойца к ней под руки, а другие расстилали у его ног вывернутую на изнанку шубу. Когда он становился на шубу, вкруг него начинала ходить крестная мать и ставила на земле кресты по четырем сторонам, создавая этим своеобразную защиту. После этого родная мать благословляла сына. Девушки, взяв его под руки, выводили спиной с шубы. Потом все село шло провожать молодого бойца до ветряного оврага, что в конце села. Мать шла в конце процессии, громко вопила и причитала. Такой обычай заимствован русскими у мордвы.
    
     Очень занимательна традиция приготовления платка солдата, появившаяся в советское время. Когда парень получал повестку, то дома у него собирались друзья, как парни, так и девушки, и приступали к изготовлению платка. Две шелковые с кистями шали сшивали между собой, на одной стороне лентами вышивались красная звезда или цветы, а на другой – имя солдата. Далее по краям пришивались еще 16 небольших платочков и «петли», чтобы удобнее было держать. В завершение платок украшали бусами и лентами, и он хранился до возвращения солдата.


              Символ нации


     В советское время ритуальные обряды хотя и считались пережитками прошлого, все же продолжали оставаться любимыми в народе, передаваясь из поколения в поколение. Проводы в армию – одна из самых известных и популярных традиций, пережившая столетия.

     С середины XX века и вплоть до конца 1980-х годов она пронизана пафосом патриотизма. Это был период могущества государства и Советской Армии, что сказывалось и на отношении к службе в рядах Вооруженных Сил.

     Молодежь в армию провожали с особой торжественностью, придавая событию политическое, социальное и воспитательное значение. Новобранцев напутствовали в трудовых коллективах, комсомольских организациях. Проводы устраивались в домах культуры и сельских клубах с приглашением широкой общественности. Разумеется, в значительной степени это делалось с целью пропаганды, а сама армия и служба в рядах Вооруженных Сил во многом идеализировались, но результат это имело вполне определенный – в СССР служить в армии было почетно и, как сказали бы сегодня, круто.

     В лихие 1990-е со сменой политического курса и общественного сознания армейская служба потеряла свою былую значимость и ценность, идеалы воинской доблести поблекли и разрушились. Однако в народе до сих пор жива и востребована рекрутская обрядность. Как и 300 лет назад, в семьях призывника накануне сбора проводится торжество. Накрывается изобильный праздничный стол, приглашаются гости – близкие, родственники и друзья. И в наше прагматично-циничное время призывника выводят из дома спиной, надевают на него православный крестик, дают с собой иконку Георгия Победоносца или Михаила Архангела.
 
     Традицией стало посещение церкви и благословение призывников родителями, бабушками и дедушками. Оставаясь частью духовной культуры современного общества, рекрутская обрядность служит тем символом, той характерной чертой, что составляют неповторимое лицо русского народа.   Максим Воронцов.>>



           Как менялась форма ответа военнослужащих на обращение командиров.

     ТАСС-ДОСЬЕ. 22 января 2018 года президент РФ Владимир Путин подписал указ, вносящий изменения в уставы Вооруженных сил РФ. Документ ввел новую форму ответа военнослужащих при поздравлении или объявлении благодарности командиром. Теперь вместо "Служу Российской Федерации" они должны отвечать "Служу России".

     Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о том, как менялась формулировка ответов военнослужащих на обращение командиров в российской и советской армиях.

     До Октябрьской революции 1917 года в Русской императорской армии форма ответа на приветствие командиров регламентировалась Уставом о внутренней службе в пехотных войсках (1877).

     Правилами воинского чинопочитания и отдания чести отдельными лицами и в составе команд (1884). На приветствие начальника нижние чины (солдаты и унтер-офицеры) должны были отвечать "Здравие желаем (желаю)"; в случае, когда начальник благодарит - "Рады стараться", при объявлении какой-либо милости - "Покорно благодарим", при прощании - "Счастливо оставаться". После ответа следовало прибавлять титул командира, например, к офицерам от прапорщика до штабс-капитана обращались "ваше благородие". В правилах указывалось, что "отвечая начальнику и титулуя его, нижние чины <...> должны явственно выговаривать каждое слово, но не растягивая и не отделяя одно от другого".

           Советский период.

     В Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) со времен Гражданской войны и до второй половины 1930-х годов при награждениях и вынесениях благодарностей был установлен ответ "Служу (служим) трудовому народу". Такая норма, в частности, была закреплена во Временном уставе внутренней службы РККА 1924 года.

     В 1937 году в Вооруженных силах СССР был принят новый устав внутренней службы. Согласно ему, в ответ на приветствие командира красноармейцы должны были отвечать "Здравствуйте", на поздравление - протяжным "Ура" (отдельные военнослужащие - "Благодарю"), на благодарность командира - "Служу (служим) Советскому Союзу".

    С небольшими изменениями эти формы ответов сохранились до распада СССР в 1991 году. Так, по Уставу внутренней службы Вооруженных сил СССР 1975 года (действовал до 1991 года) на приветствие начальника или старшего по званию все военнослужащие, находящиеся в строю или вне строя, отвечали "Здравия желаем (желаю)"; если начальник или старший прощался - "До свидания", добавляя в конце ответа слово "товарищ" и воинское звание без указания рода войск или службы. В случае, если командир поздравлял военнослужащего или благодарил его, следовал ответ "Служу Советскому Союзу". При поздравлении воинской части или подразделения военнослужащие отвечали протяжным троекратным "Ура", а если командир (начальник) благодарил подразделение - "Служим Советскому Союзу".

     В Российской Федерации в Уставе внутренней службы Вооруженных сил РФ 1993 года слова "Служу Советскому Союзу" были заменены на словосочетание "Служу Отечеству". После принятия в 2007 году нового Устава внутренней службы Вооруженных сил РФ вместо "Служу Отечеству" военнослужащие должны были говорить "Служу Российской Федерации".


Рецензии