Рассказы о Наталке для взрослых и детей

                РАССКАЗ №8 "ЛЕТНЯЯ ШКОЛА".
   Наталка и Тайка закончили 4-ый класс на "4" и "5". Надо было думать о дальнейшем образовании. В деревне была только начальная школа, а дальше надо было учиться либо на центральной усадьбе колхоза, либо в какой-то другой, на выбор, благо сёл и деревень в округе было полным-полно.
   Принятые решения на семейных советах не устраивали ни Наталку, ни Тайку, так как приходилось расставаться: их родственники проживали в разных поселениях. Наталкин двоюродный дед жил в Лазурке, а Тайкина тётка - в Барановке. Наталке страшно не хотелось к деду - и он, и его жена были людьми прижимистыми, снега зимой не выпросишь, да и Наталку они совсем не жаловали, а брали её на постой лишь потому, что Наталкина мать пообещала им привезти поросёнка. Девчонки смирились - делать нечего, с родителями не поспоришь. Да и выросли они уже, понимали, что не всё сбывается, о чём мечтается.
   Так что девчонки смирились, но решили для деревни сделать что-нибудь хорошее, вернее, не для деревни, а для ребятишек деревенских. Организовали для них летнюю школу. Это игра такая. Надо было поучить их читать да считать, что было самым трудным в первом классе. Хотели взять только шестилеток (их было четверо), но другие тоже стали проситься. Таким образом, набралось девять человек. Класс устроили в зарослях ивняка, на берегу речки. Здесь ивняк был таким густым, что образовывал всякие тайные уголочки. К игре отнеслись благосклонно все взрослые: мальцы под присмотром да полезным делом заняты - чего лучше?
   Буквари были старенькими, но аккуратно подклеенными, вместо доски использовался кусок фанеры, а мела - вон, на меловой сопке - бери, сколько надо. Тайка не пожалела своих кубиков с буквами, тоже сюда притащила. А Наталка сбегала к дяде Васе, плотнику, и попросила выпилить лобзиком из фанеры буквы алфавита и цифры. Тот был так рад просьбе, что изготовил и буквы, и цифры разного размера, отшлифовал шкуркой, чтобы никто не поранился. Даже "звонок" был. Старенькое коровье ботало, отмытое ребятнёй дочиста. Но его слушались, как настоящего. Все до одного на занятия вовремя приходили. Председатель колхоза, прознав про нашу "школу", выделил нам небольшую комнатушку в колхозном правлении, где, кстати, по вечерам крутили кино или проводили колхозные собрания. К середине августа все ребятишки, кто лучше, кто хуже, читали и считали, и каждый из них был награждён огромным куском сахара.
   Экзамены принимались комиссией, куда вошли учительница Зоя Петровна, председатель колхоза и бригадир. Наталке и Тайке за работу вручили по отрезу на платье. Может быть, эта летняя "школа" и определила дальнейшую судьбу деревенских девчонок, которые впоследствии закончили педагогический институт и стали учителями.


                ПОСЛЕСЛОВИЕ.
   Дорогие друзья, поставлена последняя точка моего цикла рассказов о Наталке для детей и взрослых. Льщу себя надеждой, что кто-то из вас пожалеет об этом, ибо это рассказы не только о Наталке, но и о тех, кто был рядом с нею в самый трудный период её жизни, в период взросления. Именно они помогли сформироваться характеру деревенской девчонки и выбрать достойный путь дальнейшего развития. Именно они, простые деревенские мужики и бабы, учили любить свою родину и землю, ценить друзей, не делать подлых поступков, отдавать своё тепло чужому ребёнку, который не был ангелом, а порой "доставал" так, что хотелось надрать ему уши.
   Наталка и Тайка - это собирательные образы того поколения, который в 21 веке подводит итоги, стыдно ему за себя или нет...


Рецензии