Рецензия на статью Смерть литературы

Рецензия на публикацию: Магазин на сайте ЛИ "Смерть литературы и экономика внимания"

Здравствуйте, Михаил! Когда я увидел заголовок вашей статьи, мне сразу вспомнились мои студенческие годы. На третьем курсе технического ВУЗа мне довелось писать реферат по марксистской политэкономии. Я решил немножко развить эту науку и в середине реферата озвучил тезис о практической идентичности капитализма и развитого социализма. «Если основная цель капиталиста – получение прибавочной стоимости, то основная цель начальника-коммуниста – получение прибавочной стоимости в виде внимания подвластного ему коллектива». Видимо, реферат не был прочитан, и моя выходка прошла без последствий. Кто помнит комсомольскую работу последних лет СССР, тот поймёт, почему я так написал. На трибуне часто распинались невероятно скучные докладчики, а ты вынужден был проявлять лояльность к этой тягомотине и смирно сидеть в зале. Аналогичная ситуация была и в литературе. Обилие протокольных книг в магазине и 20 кг макулатуры за «Три мушкетёра» Александра Дюма.
Грянула перестройка, и книжный рынок просто прорвало. Самиздат попал на книжные полки. Сколько новых авторов тогда мы открыли для себя!
Двадцать лет моя работа была связана с продажей книг. Пройдя невероятный пик, спрос стал неумолимо падать. Правда, в разы выросла и конкуренция. Наше издательство явно не успевало за ухищрениями конкурентов. Какие только варианты издания и оформления книг не появлялись: книжные серии, которые смотрятся на полке в едином стиле, книжки малышки, которые умещаются в дамскую сумку, книги в формате кармана мужского пиджака, книги на элитного покупателя с золотым обрезом и золотым тиснёным переплётом. Я докладывал обо всех изменениях, касающихся формата и вида модных видов книг руководству, но издательство явно не успевало. Общий вывод таков : книги стали меньше по объёму, буквы существенно крупнее, а стиль изложения информации стал напоминать лёгкую прогулку по парку. Конечно, и сейчас имеющий деньги олигарх ради спортивного интереса может раскрутить бездарную тягомотину. Вложения, скорее всего, будут превышать полученный доход, но важно опять-таки полученное внимание!
Монетизация внимания в СССР выше ставки, положенной автору, могла окончиться в кабинете у следователя. Сейчас время другое. Такая монетизация всячески поощряется государством при соответствующей уплате подоходного налога. Многим писателям хватает просто аплодисментов. Кстати, с поднятием возраста выхода на пенсию количество читателей и писателей может сократиться. Взгляните на аудиторию литературных сайтов, там достаточно много пенсионеров. Стихи пишут практически все возрастные группы, но это один из самых бездоходных жанров литературы в любом его формате, кроме песен. За удачную песню можно реально получить какую-то сумму. Автор может продать свои стихи на своём творческом вечере, если выступит с «огоньком». Собрать публику на свой вечер – это отдельная тема, практически не актуальная при усилении карантина.
Многие писатели уже не могут почти ничего читать. Я общался с родственниками современных «мэтров» детской литературы, пытаясь подсунуть свою рукопись. «Дядю просто трясёт от любых чужих текстов», - сказала мне племянница известного писателя.
В своё время мы дружили с Ниной Хеймец. Сейчас она в Израиле и входит в группу раскрученного бренда «писатель Макс Фрай». Один из её рассказов начинается со слов: «Мама пишет романы, папа пишет стихи, а я очень ценный в семье человек – я ничего не пишу, потому, что я Читатель. В доме абсолютная тишина, все ходят на цыпочках, мама шёпотом кричит :Тише, не мешайте ей читать!» - цитата в моём пересказе. Внимательный читатель – редкая птица и своего рода момент истины для автора, с восторгом и обожанием взирающим на свой текст. Ещё реже встречается читатель, могущий обосновать свой отзыв. Критики стремительно деградируют до простого пересказа произведения с оценкой «понравилось или не понравилось». Автор зачастую не может расти на отзывах.
Теперь актуальны страницы на литературных сайтах и видеоролики выступлений на ресурсах интернета. Одна из основных проблем сети – обезличивание всего, что туда попадает. Имя автора просто пропадает, и вот уже кочует его песня по просторам интернета, а музыка и слова почему-то стали «народными». Многих это устраивает, но монетизация произведения становится практически невозможной. Создать и сохранить литературное имя становится сложной задачей, особенно при минимизации вложений.
Здесь уже как бы палка о двух концах. Не выложишь в интернет – о тебе никто не узнает, выложишь – пойдёт гулять в таком виде, что сам не узнаешь. Приходится выкладывать и заниматься взаимной поддержкой с другими авторами.. Отзыв за отзыв, лайк за лайк - это нормально, если собрат по перу хоть на что-то способен. Совсем кривить душой, честно говоря, не хочется, лучше отойти в сторонку и помечтать об олигархе, нечаянно поражённом в самое сердце случайно к нему попавшей авторской книгой. Кстати, на этот случай всё-таки лучше иметь у себя дома небольшой тираж собственных творений, изданных за свой счёт.
Возможно, этот текст не является рецензией на исходный текст. Собственно говоря, исходник достаточно полно описывает всю ситуацию. Я решил просто немного расширить некоторые его тезисы красочными примерами из своего опыта. Надеюсь на понимание автора и заранее прошу простить за отступления от темы. Литература действительно умирает без Читателя с большой буквы. В целом я согласен с автором статьи, который предлагает методы могущие остановить, или замедлить этот процесс.


Рецензии