Несбыточная мечта

               






Я всегда любил слушать истории старших людей об их прошлом. Больше всего меня привлекали какие-нибудь смешные и нелепые случаи. Очень часто что-то подобное происходило и в моей жизни. Особенно в детстве. Вспоминается теперь — на расстоянии лет, с улыбкой. А тогда некоторые события воспринимались как нечто трагичное и не поправимое.

Любому пацану сейчас трудно будет себе представить, что когда-то такая вещь, как настоящий кожаный футбольный мяч, была самым вожделенным предметом. Мечту детворы того времени можно было бы сравнить с мечтой теперешних сверстников о каком — нибудь супер навороченном гаджете. И если в последнем примере более или ее мечта сбывается без препятствий, то первая требовала немалых усилий.

В сельпо, которое находилось по соседству — за забором нашего дома, завезли партию кожаных мячей. Эту волнующую новость мне сообщил, запыхавшийся от волнения и быстрого бега, мой соседский товарищ. Приходился он мне еще и двоюродным братом, на пару месяцев младше меня. Почти все мои приключения детства были связаны с ним — Ваней.

Известие обрадовало нас обоих. Мы давно уже мечтали о настоящем кожаном мяче. Это тебе не резиновый, от которого при ударе по босым ногам или шлепка по голой спине оставались болючие красные пятна.

Мы несколько раз ходили в магазин любоваться этой мечтой и вдыхать ее аромат, который доносился даже на расстоянии от прилавка. Вид, правда, был не слишком презентабельным: куча вздутых бесформенных, морщинистых "лепёшек," с высунутыми сосками камер, и запутанной шнуровкой.  Цена была вполне приемлемой. Этот вопрос нас не смущал, так как у нас обоих были свои личные накопления. Происхождение их было совершенно легальное и поощрялось родителями с обеих сторон. Все лето мы собирали падавшие на землю фрукты (яблоки, сливы, груши...) на своих приусадебных участках и таскали их на приемный пункт в плетеных корзинах. Было, правда, в этом "бизнесе" немного и криминала. Когда на своих огородах источник дохода иссякал, приходилось восполнять его за счет общественных территорий. Не без риска, конечно... Но, насколько я помню, действовали мы предельно аккуратно и репутация наша ни разу не пострадала!

Все бы ничего, но возникла одна маленькая и неожиданная "проблемка". При слиянии наших средств, у нас даже оставались лишние копейки. Дело в том, что за покупку, кроме денег, полагалось еще и внесение энного количества яиц. Да, да — обыкновенных яиц. Неважно — куриных, утиных или гусиных.

Сейчас это может показаться абсурдом. Но в то время с целью укрепления экономики, практиковалась такая форма оплаты за дефицитные товары. Хотя присвоение любому товару класса "дефицит" было в ведении уже своих — местных экспертов "плановой социалистической экономики". На моей памяти происходили вообще нелепые, с позиции здравого смысла, вещи. Когда с каждого двора поселения предписывалось раз в месяц сдавать в магазин по 2 литра молока. Независимо от наличия во дворе коровы или козы.

И вот тут перед нами встал вопрос — где взять? Конечно и куры, и гуси, и утки имелись и у нас и у соседей. Можно было, просто попросить у старших. Но, то ли боязнь получить отказ за то, что переводим ценный продукт на "всякую ерунду", когда "и так полно во дворе мячей". То ли захотелось самим до конца осознать, что эта вещь добыта только нашим трудом. На какое-то время решение вопроса приостановилось.

Наступил сентябрь. Я пошел в первый класс. Свободного времени стало меньше. И к тому же, никто не отменял моих ежедневных обязанностей по дому. С Ваней стали видеться реже. И к желаемому приобретению вроде стали как то охладевать и просто мечта стала плавно переходить в несбыточную.  Но неожиданно все резко изменилось.
Родителей моих какие-то дальние родственники пригласили на свадьбу. Мероприятие, по всем подсчетам, вместе с дорогой, должно было занять пару-тройку дней. На это время было решено отправить меня с младшим братиком Юркой на попечение бабушки, проживающей километров пяти от нас.

На мой счет были даны строгие указания — никаких шатаний после уроков! Со школы прямо к бабушке домой — делать домашнее задание, играть с братом и помогать бабушке по хозяйству. Все мои нарушения и вольности будут тщательно изучены, разобраны отцом по возвращении. И, естественно, будут приняты меры. А в том, что именно так оно и будет — сомнений ни у кого не было.

И тут, как по запланированному сценарию, прибегает Ванька с двумя новостями. И в классическом стиле — плохой и хорошей. Плохая состояла в том, что в сельпо остался последний мяч на витрине. Хорошая — он знает, где взять яйца! И к тому же он слезно уговорил продавщицу не продавать последний экземпляр до завтра. Та, сжалившись над мальцом, сунула товар под прилавок.

Спасительный клад находился в хранилище для сена. Это было высокое сооружение, состоящее из четырех вкопанных по углам квадрата длинных столбов, с подвижной четырехскатной крышей, которая по мере заполнения или убывания корма поднималась или опускалась по столбам по проделанными в ней отверстиями. Сюда складывали и утаптывали заготовленное за лето сено.  Высота готовой скирды осенью выглядела довольно внушительной.  Не менее громоздкой выглядела и лестница, приставленная к стогу. Взбираться по ней было страшновато — на середине пути она начинала угрожающе прогибаться и мелко дрожать. А с ней и коленки.

Иногда летом нам — разношерстной детворе, разрешали спать на сеновале под присмотром самого старшего из нас. И тогда долго над засыпающим селом разносились ребячий смех и визги. Любимым занятием были рассказы страшилок. Стихал весь этот ор, как обычно, только после того как бабушка стоя внизу у лестницы, грозилась загнать всех в хату.

Я нисколько не удивился находке, зная способности Ванька. Пользуясь занятостью бабушки, мы, без риска быть пойманными, неторопливо завернули ценный груз в снятую с забора старую рубаху.

Было решено: завтра после уроков переложим яйца в мой школьный ранец и, под предлогом какого-нибудь внеклассного занятия, махнем в магазин.

Все шло по запланированному сценарию." Груз" аккуратно сложенный в прочный и жесткий заплечный ранец, ждал своей отправки во дворе — на скамейке под яблонькой. Я с чистыми и невинными глазами смотрел на бабушку и горячо убеждал её в исключительной важности моего незамедлительного присутствия в школе. Бабушка в ответ то начинала бранить школу, которая не дает "продыху дитям", то сетовала на то, что этот сорванец (братик Юрка) шагу ступить не дает... То дел невпроворот...
Мой спутник как мог усердно, поддакивал мне. Уж он то в курсе важности моего дела в школе! Наконец бабушка сдалась: махнула рукой - да идите, уже! И выглянула в окно — где там внучек? И вдруг с поспешностью выбежали из комнаты. Чуя неладное, следом выбежали и мы.

 Увиденное нами зрелище мгновенно застопорило нас на крыльце. Под яблонькой у скамейки братик размазывал разбитые яйца по опрокинутому у его ног ранцу! Я ведь сам учил его доставать из портфеля книжки! Но как он сумел открыть застежки?! Ответ на этот вопрос был найден гораздо позже. Подельник мой, из-за своей излишней предусмотрительности, положил в портфель еще парочку яиц. Так, "на всякий случай". Происхождение их неизвестно. В спешке забыл застегнуть замочки, чем и "провалил," так хорошо спланированную, операцию.

 Открывающаяся взору немая сцена достойная классика. Бабушка стоит, согнувшись над внучком, с поднятыми руками и выражением лица, описать которое под силу только опытному физиономисту... Юрка, сидя в образовавшейся лужице, сосредоточенно изучает оставшееся содержимое ранца... Я - в застывшей позе спринтера перед взятием препятствия... Ванька... А что Ванька? У Ваньки всегда было обостренное чувство опасности для его пятой точки и молниеносная реакция. Позже я долго мучился вопросом: как можно в один взмах ресниц буквально исчезнуть?

Ну а я стою в оцепенении. Невольно закрадываются тяжелые мысли о скором возращении родителей  и созерцаю, как в солнечных лучах сквозь детские пальчики стекает желтком наша с Ваней несбыточная мечта.


















































               


Рецензии