Жизнь поднебесная-10. Передышка

Глава 10. Передышка

С соседями нам повезло: полненькая и симпатичная Рая, стройный и тоже привлекательный Олег, ровесница Павлика Ника, и девочка лет десяти Женечка. На следующий день после приезда накрыли общий стол и поняли, что будем дружить. 

После застолья перезнакомились со всеми жителями посёлка, который состоял из четырнадцати вагончиков и был огорожен от частного сектора невысоким забором. У нефтяников имелось своё электричество, а потому деревенские, когда у них вырубали свет, втихую подключались к нам, но наши мужчины безжалостно обрывали халявные провода.

А ещё в посёлке стояла большая баня, которая топилась по выходным. Сначала в ней мылись женщины с детьми, потом мужчины. Жили весело. Отмечали праздники вместе, зимой катались по своей территории на санках, летом ходили по грибы и ягоды, а осенью ещё и ползали на болотах и кочках – собирали клюкву с брусникой.

Каждый вагончик делился на две семьи, целый балок занимал только начальник участка Вячеслав Аврамович. У него-то мы и собирались большой компанией, как умещались в компактной  комнате, до сих пор не понимаю.

Вечерами Серёжа продолжать грызть гранит науки, в лютые морозы, в шубе и валенках, он сидел на дощатой веранде в окружении электрообогревателей, готовился к очередной сессии. А на сдачу экзаменов улетал в родной мегаполис, там останавливался у Юры с Лидой. Конечно, было жалко Павла Михайловича, но видеть свою деспотичную мать Сергей не хотел.

В северном городке находилось множество небольших магазинчиков, наполненных невиданными ранее деликатесами. Таких товаров на большой земле не было и в помине. Чтобы сэкономить время, северяне закупали продукты ящиками, которые стояли на верандах и ждали своего часа. Особенным спросом пользовались импортные джемы и мясные консервы с гарнирами в виде каш, после рабочего дня они были палочками-выручалочками для усталых тружеников.

Наш сынок рос, бегал по территории посёлка и кричал «атот!», когда видел пролетающий в небе вертолёт. А ещё он хорошо спал по ночам, зато соседская Ника, принесённая от няньки, плакала с вечера до утра, и родители уходили на работу не выспавшиеся. Надо сказать, что нянечный бизнес в тех местах был хорошо развит, бизнес-вумен брали на постой по пять-шесть ребятишек и получали солидное вознаграждение от мам и пап.

Сдуру, пока не закончился академический отпуск, я  устроилась по блату в управление, где трудился муж, и отдала Павлика той же самой няне. Кем бы вы думали, я устроилась? Нет не медработником, а высокооплачиваемым слесарем четвёртого разряда. Моим занятием было заполнять документы на дальнем участке, который находился в живописном месте, окружённом тайгой.

Приезжала с работы с дарами природы, они росли буквально возле крыльца нашего небольшого административного здания. Дружелюбный коллектив очень понравился, и я уже стала забывать об институте, никогда в жизни мне не было так приятно находиться среди коллег.

Но жизнь снова внесла свои коррективы.

Однажды я приехала раньше времени и пошла к няне, чтобы забрать сына. Её в доме не оказалось, но за дверью кто-то плакал. Развернувшись, поторопилась к небольшому дощатому магазину. Няня стояла в очереди за пивом. Надо сказать, что его привозили нечасто, а потому алкоголезависимые граждане караулили пенный напиток с утра.

- Почему вы оставили детей одних? – возмутилась я, но женщина на моё возмущение не прореагировала.
- Через десять минут приду, - заявила она и отвернулась.

Я побежала к дому, где плакал ребёнок, возможно, мой. Няня пришла быстро, хладнокровно открыла дверь, на пороге на ледяном полу без ползунков, весь в слезах, стоял мой малыш. Остальные подопечные безжалостной предпринимательницы спали мёртвым сном. Потом я узнала, что она поила детей вином, чтобы они её не тревожили. Естественно, Павлика я забрала сразу, сообщила о вопиющем случае Рае, она сделала то же самое, и тоже уволилась с работы.

А в феврале пришла телеграмма от свекрови, в которой она сообщила, что умер Павел Михайлович. Я разрыдалась, а Серёжа решил лететь на похороны. Пробыл он там три дня, прилетел с готовым решением – надо возвращаться назад.

- Мать ушла на пенсию, она изменилась, всё время плачет, - стал убеждать меня он, - у неё случился гипертонический криз, мы не можем оставить её одну. Ты сможешь спокойно учиться, а она станет сидеть с Павликом.
И сунул записку, в которой Вера Павловна просила у меня прощения.

Как же я не хотела ехать туда, где натерпелась столько обид! Как же я уговаривала мужа остаться, но он был непреклонен. Пришлось согласиться, не разводиться же…  В то, что свекровь раскаялась, не верилось, если человек злой, добрым он никогда не станет, к тому же, там жила влюблённая в моего супруга Валька и хотя она вышла замуж, со своим благоверным не ладила. 

В конце марта мы прилетели в мегаполис, Вера Павловна встретила нас с распростертыми объятиями и сразу же бросилась к моему сыну. Я смотрела на неё и не верила глазам, каким образом в женщине, обозвавшей новорожденного внука дураком, проснулись нежные чувства, которые должна испытывать настоящая бабушка?

Стол ломился от разнообразной выпечки, Павлик бегал по комнатам и радовался тому, что наконец-то есть возможность насладиться большой территорией, не выходя на улицу.

«Может, правильно сделали, что вернулись? – наблюдая за малышом, думала я. – Полвагончика – не есть хорошо для физического развития ребёнка».

И вновь жизнь сделала крутой поворот, Вера Павловна держала себя в руках, но я знала, что рано или поздно она себя покажет, не может человек так быстро измениться. К счастью, я верила, что когда-нибудь фортуна даст нам возможность иметь своё жильё.

Подошла осень, я восстановилась в университете, Павлик оставался с бабушкой, Серёжа учился и работал. А через два года свекровь вышла замуж за отставного полковника и уехала в другой город. У Петра Ефимовича была трёхкомнатная квартира, он прописал к себе жену и приготовился доживать с ней свой век. И тогда мы подумали, что наконец-то решилась наша жилищная проблема. Но пришлось перевестись на заочное отделение, так как, чтобы пристроить Павлика в детский сад, я вынуждена была пойти туда работать. 

Взяли меня воспитательницей в ясельную группу, в которую были записаны сорок живых душ. Можете себе представить, что такое сорок малюток на двоих взрослых человек? Не можете? Отвечу, это кошмар, ведь я болела душой за каждого малыша и добросовестно выполняла свою работу. Коллеги подсмеивались, мол, надо тебе так над собой измываться, открой фрамугу, когда ребятня встанет с постелей и пойдёт на горшки, назавтра половина не придёт. 

И тут стал простывать Павлик, каждый месяц я уходила с ним на бюллетень, пока не устроила скандал Майе Викентьевне, его воспитательнице. После скандала сын болеть перестал. Всё вошло в свою колею, но тут я забеременела.

Как же обрадовался Серёжа известию о том, что у нас будет ребёнок! Тогда не было УЗИ, и узнавали про пол чада только после родов, но мы были убеждены, что на свет божий появится девочка. Токсикоз на этот раз мучил недолго, я справлялась с работой, учёбой, сыном и хозяйством, Сергей, засиживающийся за конспектами чуть ли не до утра, помогать не мог.

Наконец, в коллективе меня торжественно проводили в декрет, я взяла академ и посвятила себя будущему человечку. Родила снова легко, сказалась хорошая физическая подготовка, и это действительно была девочка! Назвали её Олесей. Помню, узнав, кто у меня, от радости расплакалась, но врач и акушерка бросились утешать и уверять, что следующим обязательно будет мальчик.

Приехали родители, прилетела свекровь. Радовались, поздравляли, прижимали девочку к себе, целовать её я не разрешала. А потом все укатили в свои родные пенаты. Я осталась одна с двумя детьми на руках. Если сказать, что было тяжело, значит, ничего не сказать. Спала по нескольку часов в сутки, усталость накапливалась, и я могла вырубиться сидя или даже стоя. Как мог, помогал четырёхлетний Павлик: встав на скамейку, полоскал в ванной ползунки и пелёнки, качал коляску, показывал малютке погремушки.

Однажды прибежала из магазина, поставила на кухонный стол продукты и, вспомнив, что не купила хлеба, убежала вновь. А когда вернулась, увидела свою дочь, барахтающуюся в сметане, размазанной по полу. Ножки малышки разъезжались в разные стороны, она поднималась, тыкалась носиком в белую лужу и снова падала, а пятилетний Павлик бегал кругами и хватался за голову.
- Зачитался, мам, - потом оправдывался мой сыночек, - не уследил.

Единственной отдушиной для меня стали прогулки, на свежем воздухе спать хотелось меньше, я катила коляску, за которую держался Павлик и отдыхала. Пришло лето, дочка подросла, и мы стали уходить на полдня в лесопарк, расположенный недалеко от дома. Я брала еду, бутылку воды, и мы наслаждались солнцем и природой.

В обед возвращались, я готовила ужин к приходу мужа, а Павлик играл с сестричкой. А когда я её кормила грудью, читал сказки – читать он научился в четыре года. Так и вырастили Олесеньку вдвоём, без папы. Папа учился и работал.

Жизнь налаживалась. Олеся подросла и стала помогать маме. Кроха, она брала тряпку и пыталась вытирать с мебели пыль, Павлик неплохо пылесосил, я мыла полы и потихоньку переделывала дела помощников. Это было счастливейшее время в моей жизни. Любимый и любящий муж, боготворимые детки, которых мне всё-таки дал Господь, семейные гуляния в выходные дни, что ещё нужно женщине?

Когда Павлик пошёл учиться, я окончила институт и устроилась в школу фельдшером, чтобы быть ближе к нему. Устала я от ясельной группы, она выжимала из меня все силы, а они были нужны семье. Почему не стала учителем? Медицина была мне роднее. Почему не бросила работу? Да потому что, во-первых, жить на одну зарплату было проблемно, во-вторых, так называемое тунеядство порицалось обществом.

Помню, пришла в детский сад за Олесей, на которую Серёжа получил путёвку, забежала в свою бывшую группу, а там за столом сидят десять малюток.
- Где остальные? – спросила у воспитателя.
- Болеют, - ответила она. 

С каким бы удовольствием я на неё накричала, но судьба дочки зависела от этих людей, к тому же, Олесю, зная о моём характере, берегли.

Сергей тоже окончил институт, его назначили начальником отдела. Серёжиным коллегам, у кого не было своего жилья, дали по квартире в новом районе, а у нас квартира была. Если бы мы знали, что нас ожидает через полгода…

Продолжение:http://proza.ru/2020/12/21/1376
   
 


Рецензии
Еще раз вечера доброго, Лариса!

Можно понять Яну, чувствовавшую себя столь комфортно в поселке нефтяников - и образ жизни у всех соседей схожий, и возраст, и общие интересы, конечно, в такой обстановке, несмотря на чисто бытовые трудности, молодая семья чувствовала себя, что называется, "на своем месте".
Ну, а что касается свекрови, порой бывает, человек осознает, что не сможет существовать в обстановке тихой ненависти всю жизнь, тем более, что и возраст поджимает.
И все-таки, как видно, что-то внутри не позволило бесконечно гнобить невестку, все же дала молодой женщине "вольную".)
Ну, а двумя детьми, уже не так просто, хотя, с каким удовольствием, должно быть, мама принимала помощь четырехлетнего сынишки.
Ну, а в детских садах, как я слышал, порой и правда, бывали такие случаи. Лично с таковым не сталкивался, но о детском саду соседнего микрорайона слухи ходили не самые приятные. Вроде даже говорили о прокурорских (это в советские-то времена) проверках.
Ну, а пока, жизнь молодых людей вроде потихоньку налаживается, течет в том же духе, что у миллионов советских граждан.

С самыми искренними пожеланиями,

Сергей Макаров Юс   16.07.2022 17:30     Заявить о нарушении
Ещё раз здравствуйте, Сергей.
Молодым во избежание недоразумений надо жить отдельно от родителей, но в советские времена не было такой возможности. Помню, в нашем доме жили по три семьи в трёхкомнатной квартире: родители и их женатые дети.
Иметь трёхкомнатную квартиру считалось большим счастьем, 60 квадратных метров считались хоромами.
Так что что-то сейчас лучше.
Спасибо большое за отзыв.
С уважением и наилучшими пожеланиями,

Лариса Малмыгина   16.07.2022 21:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 36 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.