Очередная предновогодняя партитура

 
                Пока ты не сдался, ты не проиграл.


   Помните, как я писала о том, что под Новый год со мной обязательно случаются чудеса? В этот раз, нарушив все стандарты времени, сюрпризы начались за три недели до праздника.
   
   Человек проживает долгую-долгую  жизнь. Память сохраняет события юности, которые трудно объяснять в тот момент, когда они с тобой происходят. Смысл  случившегося  догоняет гораздо позже… А сколько всего так и осталось неразгаданным?  Много. Очень много. Итак...

   Я – женщина, которая неравнодушна к кольцам . Но, как говорят, бодливой корове Бог рога не дает. Очевидно, зная о моем пристрастии, там свыше, решили, что  первое кольцо у меня появится не  раньше  восемнадцати лет. Все девчонки в классе обзавелись   сережками и колечками  к шестнадцати годам (я сейчас не о бижутерии), а мои  пуританские родители в один голос твердо сказали:

   - Поступишь в университет, отучишься первый курс, а там посмотрим.
 
Эта чудовищная несправедливость заставила меня проплакать накануне  школьных выпускных экзаменов.  Я рассчитывала, что вплыву на выпускной бал хотя бы «в жемчугах». Кстати, платье на бал родители сшили у лучшей швеи в городе.  Оно было роскошным. Пишу и думаю: зачем они так упирались по поводу девичьей радости? Если бы… Но судьба –  явление  мистическое. В моем случае улыбчивое, но крайне ироничное.  В университет я поступила и, сдав первую сессию на все пятерки, получила повышенную стипендию. Родители были довольны, но сдержаны в похвалах. Папа так и сказал:

    - Еще полгода.
 
И ушел к себе в кабинет теоретически спасать что-то там в космосе от существующих  черных дыр и темной материи…   А мама, как бы между прочим, спросила:

   - А мое колечко не хочешь одеть на праздник?

   - Нет, -  ответила я ей решительно.

Почему? Не из вредности, конечно. Мне не хотелось ее обижать.  С любого моего пальца  колечко размером 18 слетало моментально. Пусть, уж, она думает, что я капризничаю, чем с грустью вспомнит о том, как в свои восемнадцать тоже носила перстенек на два размера меньше.
 
   Был у меня в те времена ухажер-приятель, с которым мы встречались два-три раза в неделю и он, уже выпускник, как ни странно, воспринимал  всерьез свое отношение к первокурснице. Мне нравилось учиться, ни о каком замужестве я тогда не помышляла. А ухажер  решительно собирался меня приватизировать. Объяснение давал такое:

   - Тебя нужно сразу забирать, потому что потом, не успеешь оглянуться, расхватают.
 
Кроме него никто расхватывать  не собирался, но среди мужчин иногда рождаются «ведуны».  И этот, как в зеркало будущего смотрел.
 
   На кафедре соседнего факультета  работал старшим научным сотрудником один очень старый человек. Ему тогда было тридцать шесть лет. Представляете? Разница в восемнадцать лет. Это сейчас я знаю, что у душ возраста нет. Но тогда мне никто этого не объяснял и я старалась избегать «дедушку» как только могла. Но не тут-то было. И завертелось. То он меня приглашал в театр, то на какую-нибудь невероятную выставку, то на вечера поэзии. Человек был разносторонний, интересный и я незаметно  привыкла к его компании. Вел он себя по-рыцарски, кроме цветов никогда и ничего не дарил. С поцелуями не приставал. Под кофточку не заглядывал. Ладони были всегда теплыми и сухими в отличие от  влажных и холодных у сутулых и дерганных  сокурсников.  Меня очень устраивало бережное отношение, а вот  ухажер-приятель сердился не на шутку.
 
   Девушки в восемнадцать лет глупы до чрезвычайности, ветрены  и наивны. Хотя некоторые из них уверены в обратном. Но это опять-таки не от большого ума.  И вот после полугодового ухаживания милый старший научный сотрудник решил сделать мне подарок. Это было кольцо, на внутренней стороне которого он в ювелирной мастерской при магазине  сразу «выбил» буковку А.  С нее начиналось имя дарителя.  Мне бы, дурочке, задуматься над тем, что такие подарки просто так не делают. Но я не задумалась. И он, подождав несколько месяцев положительного ответа с моей стороны и не дождавшись, уволился с кафедры и переехал в другой город. Кольцо осталось на память. Не судите строго. Восемнадцать лет разницы тогда мне казались «вечностью»… И согласиться на брак?  Родители бы очень удивились.  Вы знаете, что мне сегодня жаль больше всего?  Того, что когда начинаешь многое понимать в жизни, уже умирать пора. Лучше бы я тогда, в юности, подумала о том, что глупость куда опаснее энергий времени. Одна ошибка, а дальше вся  жизнь - кувырком. Это теперь я знаю, что выбирать для жизни нужно любящих тебя. Женщины умеют полюбить в ответ. И это не любовь-благодарность. Скорее понимание главного закона  человечества: миром правит любовь. А мужчина правит в семье. И тоже только любовью. Не умеет, пиши - пропало. Но тогда подобного опыта у меня  и в помине не было.

   К концу второго курса я с большой неохотой согласилась выйти замуж за ухажера-приятеля. И тоже не от великого ума. Не нужно было этого делать. Причина того, что сдалась? Во-первых,  его фатальная настойчивость, а во-вторых, проблема распределения за Кудыкину гору после госэкзаменов и защиты диплома.  Он  спал и видел  остаться в Москве. Женатого  на москвичке-студентке, оставляли со свободным распределением в столице.  Вел себя примерно, словно окончил институт международных отношений с отличием. И лишь один случай должен был мне просигналить: опасность! Будущий муж  отобрал у меня подаренное старшим научным сотрудником колечко буквально со скандалом с моей стороны.  Я плакала, ничего не зная тогда о насилии, о патологической ревности, которая меня ждала впереди и всех остальных тяжких приключениях которые закончились спустя пять лет банальным разводом. Москву он получил. Я же – первый опыт абьюза. Позднее  стала изучать маргиналов  в самом ближайшем рассмотрении. Прямо через лупу. Все их повадки, все их секреты, изъяны, все их поведенческие стереотипы. Короче говоря,  стала профессиональным клиническим психотерапевтом. И занялась межличностными отношениями, отягощенными психопатологией.
 
   Шло время, но я не могла и не хотела забыть отнятое кольцо.  Дело было не только  в нем самом, в памяти о юности, а именно в первом абьюзе, который я позволила в свой адрес. Все, что случилось тогда, теперь виделось неправильным, несправедливым мороком, отвратительной манипуляцией.  Но известно: между умом и интуицией сердца могут стоять препятствия   длиною в жизнь. Кто по молодости тщательно разбирается со своими чувствами? Разве что, как ребенок, плачет от боли?  А откуда она берется? Зачем? Почему мы позволяем другим  так поступать с нами? В юные годы не слишком над всем этим задумываешься. Тем более, столько дел: только успевай поворачиваться… И, как картинки в окне поезда, пролетают дни,  голова бежит впереди судьбы и ее благословений, «суета сует»… Продолжение афоризма, написанного в книге  Екклесиасста  все знают: «есть утомление духа». Но и этой простой истины в восемнадцать лет совершенно не осознаешь.
 
   Одним словом, все последующие годы я искала свое колечко. Мне очень хотелось его вернуть. Но ювелирная промышленность не стояла на месте. Создавались другие модные и раскупаемые модели (теперь говорят бренды). И сколько не пыталась его найти, все заканчивалось пустыми хлопотами.

   Совершенно недавно, обзаведясь знакомством с модным ювелиром, решила просто заказать точно такое же кольцо и поставить точку во всей этой слезливой истории.

   В один прекрасный день кот оповестил, что в гостиной зазвонил городской телефон. Это редчайшее событие, потому что все давно перешли на сотовую связь и по домашнему номеру мне звонили крайне редко, в основном рекламные агенты. Слушать про челюсти, которые делают за один день и про услуги адвокатов мне не хотелось, поэтому регулятор громкости  стоял, как правило,  практически  на нуле. Но кот слышал. И если что – звал. Так вот. Тихий женский голос попросил меня к телефону и грустно сообщил, что такой-то и такой-то ушел из жизни, но оставил письмо, которое просил переслать мне по домашнему адресу.  Дама-душеприказчица побоялась, что я сменила  место жительства и письмо затеряется, и решила  перед отсылкой проверить информацию.
 
   Спустя неделю я получила заказное письмо и в тот же день забрала его из почтового отделения.

   Голубой конверт лежал на низеньком японском столике, я сидела на татами, держа в руках ножницы, не решаясь вскрыть конверт. Ошибка, сделанная мною в молодости, отзывалась в памяти печалью и раскаянием.
 
   Он писал о том, что благодарен мне за тепло и радостные минуты, которые мы провели вместе, что ему хватило этого настоящего счастья на всю жизнь. И что он надеется, что я о нем помню. Он писал: «Если существует особый мир после смерти, то мы обязательно встретимся, чтобы я мог поблагодарить тебя, глядя глаза в глаза». Никаких страстных строк в письме не было, никаких особых признаний, как в романах – тоже. И от этого текст казался  искренним и правдивым, написанным человеком, дожившим с любовью к одной женщине до глубокой старости и ни о чем не сожалевшем. Он  только благодарил  за все, что было. А что было? Платоническая любовь с его стороны… И все.
 
   Если бы мне разрешили развернуть энергию времени в обратную сторону, сделала бы это с удовольствием. Потому что с возрастом поняла бесценность тех, кто умеет любить. Но … Машину времени пока не изобрели, как ни старались.

   Как-то спустя месяц после события с письмом, я включила  компьютер, чтобы заказать книгу Тани Танк «Бойся я с тобой». Прекрасно написанное руководство для понимания усилившегося в наши дни  абьюза : в  моей научной работе она была важна, как другой дополнительный опыт.  Но чисто случайно, под строкой поисковика,  ярким цветастым пятном высветилась  реклама ювелирных изделий из СССР.  Зашла на сайт и первое, что увидела – кольцо. Точную копию того, что у меня когда-то отняли.

   Замерла? Обрадовалась? Растерялась? Глазам своим не поверила?  Нет… Словами не определить! Такое множество эмоциональных оттенков в одном глупом женском сердце… Десятки  лет, прокрученных в обратную сторону, боль  когда-то случившейся несправедливости…

   Компания оставляла контактные номера телефонов. Я  позвонила. Менеджер ответил, что это колечко есть у них  в единственном экземпляре, что оно подготовлено к продаже, почищено, и они готовы прислать мне его с курьером.
 
   - А размер? - Спросила я.

   - К сожалению, маленький, девичий, шестнадцатый…

У меня что-то сжалось над  диафрагмой.

   - Пожалуйста, посмотрите,  на внутренней стороне ободка есть какая-нибудь пометка?

   - Да, - ответил он не сразу. – Я смотрю в лупу. Здесь, тиснение буквы А.
 
   - Сейчас курьера можно? Вот прямо сию минуту?

   - Диктуйте адрес.

   До Нового года осталось три недели. Но это чудо судьба подарила авансом. Дивны дела Твои, Господи. Если не сказать иначе… Последние пять лет я работаю с женщинами, пережившими насилие.  Вживаюсь в их роли, общаюсь с абьюзерами сама, чтобы максимально понять в реальности нюансы их поведения.  Анализирую собранный материал и делаю соответствующие выводы, публикуя    методические  разработки  для коллег.  Помогаю «попавшим под асфальтовый каток» насилия  женщинам,  как могу.
 
   Колечко вернулось спустя столько лет. Вернулось в тот момент, когда я ждать перестала.  Это ли не новогоднее чудо?

   В  рассказе нет ни капли выдуманного. Все факты точны, как в документалистике.
   


Рецензии
Чудо! Хорошо, когда под Новый Год случаются чудеса, даже авансом, как здесь

Элина Шуваева   24.02.2022 13:21     Заявить о нарушении
Благодарю Вас. Рада, что Вам понравилось. С уважением,

Юрико Ватари   24.02.2022 15:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.