Дорожные записки Бегущей, часть четвертая

   СНОВА ЭЛЕКТРИЧКА. УКРАИНА И ЕЕ ФИШКИ. ВСЕ ДЕВКИ ХОРОШИ…

   У каждого народа свои фишки, так вот мне кажется, что на Украине, если выбрать только три из них, ими окажутся: сало, самостыйность и ведьмы. Опустим первые две, потому что с ними я особенно не сталкивалась в пути. А вот ведьмы…
  Немного об истории вопроса. Она открылась для широких масс населения с легкой руки Н.В. Гоголя его «Вечерами на хуторе близ Диканьки» и образом несравненной Солохи.

   Откуда же берутся ведьмы? Начнем с девок - и по сей день краше украинских девиц еще поискать надо, знатоки утверждают, что красавиц можно с Украины тоннами вывозить. Оставим перевод красавиц в живой вес на совести знатоков и остановимся перед такими фактами, что с годами красота эта как-то незаметно переходит в этакую вредность, что традиционно одно из европейских мест шабаша ведьм и прочей нечисти (кроме Блоккулы и Броккена) привязано к Лысой Горе биля Киева. Мне неизвестна алхимия этого превращения, может быть, ведьмами делаются как раз не блещущие красотой девы, но, в общем, это не особенно существенно. Возможно, это как-то связано с повышенным пристрастием украинских хлопцев и мужиков к самостыйности и салу (а равно к галушкам и вареникам), но я не уверена.
 
   В электричку садилось порядочно много народу, в том числе бабки с тележками, нагруженными сумками и ящиками. Бабки ехали, видимо, на базар. Одна из них металась перед ступеньками того вагона, куда намеревалась попасть ваша покорная слуга. Бабка энергично взывала о помощи к прочим путешествующим, но почему-то никто из местных не спешил откликнуться. Мое воспитание не позволяло оставить бабку в ее бедственном положении, и я втащила ее котомки и коробки в тамбур вагона, получив соответствующую благодарность быстроглазой и бойкой на язык старухи.

   Продолжение истории разворачивалось уже внутри вагона. Бабка влезла туда со своей тележкой и цепким взглядом быстро оглядела окрестности.  Окрестности были уже захвачены другими бабками и тетками* с их поклажей. Мне казалось, что уместным для бабки действием была бы просьба к тетке, сидящей на крайнем сидении, подвинуться. Но нет, ничего подобного, бабка просто предложила ей покинуть место и уйти куда-нибудь в вагон. Тетка всполошилась и начала предъявлять решительной старухе собственную тележку с единственной, правда, сумкой.

  На бабку этот аргумент не произвел ни малейшего впечатления, и она продолжала бойко теснить более молодую соперницу. Потом, ввиду стойкости последней, решила попытать счастья с другой стороны прохода, кинув пристальный взгляд на сидящую там бабку примерно такого же возраста. Сидящая бабка №2 ответила ей не менее активным взглядом и сходу заявила, что никуда она отсюда не пойдет, что пусть та и не рассчитывает. Вредная бабка №1 не унималась и доказывала, что у нее сумок больше, чем у той. Шум поднялся такой, что один совершенно трезвый по всем признакам пожилой мужик не выдержал и прервал сеанс экзорцизма, гаркнув на изгоняющую бабку №1:
-  Замолчи!
  И добавил грубое непечатное слово.
 
   В вагоне ахали и ржали, бабка теперь уже молча рассаживалась и теснила в угол первую свою жертву, забивая уплотняемое пространство своей кладью. Минут через десять вагон обрел, наконец, относительное равновесие. Надутая тетка терзала в углу газету, лелея свою астму или язву, бабка №2 презрительно щурилась на бабку №1 («накося – выкуси, и не таких заламывала»). Бабка №1, шевеля губами, сосредоточенно пересчитывала веточки сушеного шалфея из развязанного веничка. Наверное, чтобы не продешевить на базаре. А я, согнувшись над блокнотом, дописывала репортаж с места происшествия и вспоминала инфернальную блондинку Настю.

тетка* - тоже бабка, только помоложе лет на пять- пятнадцать

   Теперь дикие сказки можно прослушать на подкасте "Якорь" в моей озвучке - https://anchor.fm/315


Рецензии