Кубанские казаки в ВОВ ч. 5

Заснеженные поля Подмосковья. Атакуют кубанцы.

2. В 18.00 противник, поддерживаемый танками, занял высоту 236,1 и окраину Федюково, но контратакой 37-го кавполка был выбит, и положение было восстановлено. 3. Трофеи - 2 ручных пулемёта, 1 миномёт. Потери противника - 28 танков и до роты пехоты. Наши потери (по неполным данным) - убитыми 36 чел., ранеными - 44 чел. Полностью выбыл 4 эскадрон 37 кавполка (убиты). В 37 кавполку осталось 36 человек и 1 станковый пулемет...». Комментарии, как говорится, излишни. После боя 19 ноября 37-й Армавирский кавполк, пополнив свои ряды, продолжал воевать, причём делал это так же героически. К концу войны его Боевое знамя украшали ордена Красного Знамени и Суворова, он стал 9-м гвардейским и получил почётное наименование «Седлецкий». Уже в наши дни на месте гибели казаков-кубанцев оформлен мемориал и установлен большой поклонный крест. Если будете проезжать по Волоколамскому или Новорижскому шоссе, сверните к Федюково, отдайте долг памяти героям-казакам, стоявшим здесь насмерть на пути фашистских танков в далеком 41-м г. А тогда на рубеже обороны ген. Л.М. Доватора осталось всего 177 солдат, сержантов и офицеров, 9 пулемётов и 3 пушки. Тем не менее кавалеристы смогли сдержать пехоту противника при поддержке её танками на Ленинградском шоссе. Мужество и доблесть проявили командир казачьей сотни майор Т.А. Заводнов из Армавира, капитан А.И. Почебут, политрук И.П. Солнцев из ст-цы Советской, казаки из станиц Удобной (А.Л. Белецкий), Курганинской (С.М. Ковалёв), из Лабинской (пулемётчик П.А. Кузин).

Все они были удостоены правительственных наград. 24 ноября 3-й кавкорпус нанёс по врагу внезапный удар, в результате чего было сорвано наступление крупной немецкой группировки от Солнечногорска в сторону Москвы. Газета «Правда», 27 ноября 1941 г. отмечала: За проявленную отвагу в боях с немецкими захватчиками, за стойкость, мужество и героизм личного состава 26 ноября Ставкой ВГ 3-й кавкорпус ген. Доватора преобразован во 2-й гвардейский. 50-я (ген. И.А. Плиева) и 53-я (комбрига К.С. Мельника) кавдивизии соответственно становились 3-й и 4-й гвардейскими. Указанным корпусам и дивизиям вручается гвардейское знамя. Частям 40-го моторизованного корпуса удалось овладеть г. Истра. Войска 16-й армии под натиском численно превосходящего врага отходили на восток. Части 3-й гв. кавдивизии, через боевые порядки которых отходили выходившие из боя кавдивизии 1-го эшелона, оказались в глубоком тылу противника. В течение дня фашисты неоднократно пытались атаковать кавалеристов, но успеха не имели. К рассвету части дивизии вышли из окружения и снова перешли к обороне. В состав дивизии был включён 1-й Особый кавполк, сформированный из москвичей. Попытки немецких частей в полосе обороны 2-го кавкорпуса прорваться к Москве потерпели крах. С этого рубежа конногвардейцы уже не отошли ни на шаг. К 5 декабря гитлеровцы стали переходить к обороне. Войска Западного фронта ген. Г.К. Жукова 6 декабря перешли в решительное наступление от Калинина до Касторного. Кубанским гвардейцам предстояло прорвать вражескую оборону и нанести удар по его тылам.

Кавалерия вела бои только морозными ночами, проходя по заснеженным полям и лесам по 40-45 км в сутки. Несмотря на упорное сопротивление врага, 3-я гв. кавдивизия 2-го гв. кавкорпуса за первые 5 дней освободила 17 полмосковных сёл и деревень, захватила 53 танка, 18 орудий, около 400 автомашин и другие трофеи, уничтожила сотни солдат и офицеров противника. 13 декабря в полдень кавалеристы 2-го гвардейского переправились через р. Москва и вошли в прорыв, углубляясь во вражеский тыл. Конники с боями вышли на большак Румянцево-Руза. На рубеже Истра-Руза сплошной километровой лентой чернела разбитая и брошенная немецкая боевая техника. 21 декабря 1941 г. ген.-майор Доватор был смертельно ранен пулемётной очередью в районе дер. Палашкино Рузского района Московской обл. Л.М. Доватор вместе с командиром 20-й кавдивизии подполковником Тавлиевым М.П. выехал на опушку леса и заметил в районе Дьякова движение обозов и пехоты противника. - Михаил Петрович, - обратился он к Тавлиеву, - развертывай быстро дивизию - и рысью в обход. Артиллерию выводи на прямую наводку к дер. Захряпино. Пока полки расходились и развертывались для боя, Доватор приказал комендантскому эскадрону атаковать Захряпино. Вражеские автоматчики оказали ожесточённое сопротивление. Оставив комендантский эскадрон на месте, ген. Доватор повёл 20-ю кавдивизию на дер. Палашкино. На подходе к этой небольшой, немногим более десятка дворов, деревне разведчики доложили Доватору, что её гарнизон начал отход. Прошло не менее часа, прежде чем командир корпуса и сопровождающие его офицеры управления 20-й кавдивизии достигли р. Рузы.

Л.М. Доватор, очевидно, решил, что этого времени вполне достаточно, чтобы немцы отошли из Палашкина. Не уточнив обстановку, ген. Доватор направился по санному пути через Рузу. Он благополучно преодолел её и углубился в перелесок, за которым на открытом заснеженном пространстве лежало Палашкино. За ним последовали командир дивизии Тавлиев и остальной комсостав. Ничто не выдавало присутствие в этом населённом пункте германских солдат. Но стоило группе показаться из перелеска, как из крайних домов полоснул сильный пулемётный огонь. Генерал Доватор упал. К нему бросился его адъютант Тейхман и не добежал. Пуля сразила и кинувшегося к генералу старшего политрука Карасева. А недалеко впереди лежал убитый подполковник Тавлиев. Многие смельчаки, пытавшиеся вынести своих командиров, погибли. Когда бывший командир 3-й гвардейской кавдивизии и заместитель комкора генерал-майор И. Плиев подъехал к злополучному Палашкино, уже начало смеркаться. Но с опушки Плиев всё же увидел тела погибших. Они лежали совеем близко. С наступлением темноты их вынесли с поля боя. Указом ПВС СССР от 21.12.1941 г. гв. ген.-майору Доватору Льву Михайловичу за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В тот же день ген. И.А. Плиев вступил в командование 2-м кавкорпусом. 20 января немцы оставили Можайск и начали отход на гжатскую линию обороны. На полях Подмосковья занялась заря нашей Великой Победы.

Гитлеровский ген. К. Типпельскирх вынужденно признал: "Для дальнейшего ведения боевых действий исход этой зимней кампании имел гибельные последствия". 25 и 26 января 1942 г. в метель и леденящую стужу эскадроны 3-й и 4-й гвардейских кавдивизий предприняли шесть атак на Большие Триселы, но под ударами противника вынуждены были отойти. После зимних боёв кавалерийское соединение понесло большие потери и было выведено в резерв СВГ. На прошедшем пути, после семи месяцев боёв остались священные могилы лучших кавалеристов. Позади могила ген. Л.М. Доватора, впереди – его немеркнущая слава! В марте 1942 г. в кавкорпус прибыли новые руководители: командир - ген. В.В. Крюков и военком – бригадный комиссар Е.А. Щукин. Полкам двух гв. дивизий была присвоена новая нумерация. В дивизиях формировались артдивизионы, зенитные батареи, сапёрные эскадроны. Были сформированы корпусные, артиллерийские, миномётные, зенитные и противотанковые части. Прибыли маршевые пополнения, за счёт которых части укомплектовывались до штатных норм. 7 августа 1942 г. 3-я и 4-я гв. кавдивизии по приказу командующего Западным фронтом ген. Г. Жукова перешли в наступление, захватили на западном берегу р. Гжать плацдарм и прочно его удерживали. В ноябре-декабре 1942 г., выполняя приказ ген.-п-ка И.С. Конева 2-й гв. кавкорпус прорвал оборону врага и 40 суток действовал в тылу врага в вяземских лесах урочища Починковский мох. Наши лётчики смогли установить связь с конницей и передали радиограмму ВС Западного фронта: «Браво, кавалеристы! Беспощадно громите тылы противника. Высоко держите героические традиции Первой конной армии. Товарищеский привет всем бойцам. Конев, Булганин».

6 января 1943 г. кавалерийская группа по приказу командования фронта прорвалась через передний край врага и соединилась с частями Калининского фронта. 2-й гв. кавкорпус был выведен в резерв. Уже скоро, в феврале 1943 г. соединение вошло в состав Центрального фронта ген. Рокоссовского и после жестоких боёв западнее Севена к исходу 17 марта заняло оборону по реке Сев. 18 июля 1943 г. по приказу СВГ кавкорпус был передан в состав войск Западного фронта. Его командующий ген.-полковник В.Д. Соколовский уже 28 июля поставил задачу: коннице вместе с другими войсками разгромить группировку противника в районе Карачева, занять железную дорогу между Карачевым и Брянском. 16 августа 1943 г. авангарды 3-й и 4-й гв. кавдивизий с ходу овладели ж/д станциями Озерская и Судамир. Далее уже командующий Брянским фронтом ген. армии М.М. Попов приказал 2-му гв. кавкорпусу наступать с северо-востока на Брянск. 18 сентября 1943 г. диктор прочитал по радио текст приказа Верховного Главнокомандующего: «Второй гвардейский кавкорпус ген.-майора Крюкова в боях при форсировании реки Десна 11-15 сентября 1943 г. показал образцы отличной выучки, стойкости и умения маневрировать». Кавкорпус был представлен к награждению орденом Красного Знамени, а комкор и комдивы были награждены орденами Суворова 2-й степени. В ночь на 19 сентября дивизии кавкорпуса начали преследование противника, совершив 7 ночных переходов по бездорожью брянских лесов. В упорных боях форсировали реки Ипуть, Сож, а в ночь на 21 октября совместно с войсками ген. Рокоссовского с боями преодолели крупную водную преграду – р. Днепр.

Продолжение следует в части  6                http://proza.ru/2021/05/23/1924


Рецензии