Не судите, да не судимы будете!

Грехи других судить вы так усердно рвётесь!
Начните со своих! И до чужих не доберётесь!
      В. Шекспир.

      Что  меня сподвигло писать  об этом? Я долго не решалась. Что то удерживало. Вот и сейчас сижу и пытаюсь набросать канву этого рассказа. С чего начать? С самого начала нашего знакомства? А, может, с того момента, когда я услышала, какие были почти последние слова моей единственной подруги и  кумы Раи? Она произнесла их, когда, будучи смертельно больной, впадала в беспамятство. Её слова повергли её мужа Василия в лёгкое замешательство и недоумение. Он её переспросил: « Это, дескать, касается и нашего сына Игоря?» На что, получив, как ему показалось, утвердительный ответ, несколько огорчился и после похорон, сидя за поминальным столом, поделился с нами. В глазах был немой вопрос: « Что не так? Ведь я её так любил, Она для меня была лучшей женой, а я  жил только для неё и  нашего сына». Сидели за столом наши одноклассники: Валя, Ваня, мой муж Василий, Нина.  Слышали они, надеюсь, все, но обратили ли они на это внимание, не знаю. А вот мне врезались в память эти слова настолько, что не дают покоя уже 13 лет.
    Глубины нашего подсознания хранят все моменты нашей жизни. И плохие и хорошие. И, когда контроль нашего сознания, хотя бы на момент, угасает, оголяется наше истинное   «Я» и выдает то сокровенное, которое человек прячет не только от других, но и от себя. Я так думаю, а, может, я и ошибаюсь.
Я бы, пожалуй, и не писала, если бы как то в одной из бесед с мужем Раи Василием я не услышала и его слова, теперь уже меня повергшие в замешательство и недоумение  с ноткой двойственного чувства. Да и сейчас я ещё сомневаюсь, а надо ли писать об этом? Поймёт ли он меня правильно, если   я возьму да и предам всё на суд читателей. Но мне  всё же хотелось узнать: «Почему и кто вложил в её холодеющие уста эти слова?»
Знала я её со школы. Мы учились в одном классе, сидели за одной партой. Окончили десять классов, вместе поступали в Днепре в сельскохозяйственный институт. Вместе и не прошли по конкурсу. Снова учились в школе. Здесь же  учился и Василий, будущий муж Раи. Только увидел, как мы с Раей вошли в их класс, так и не сводил больше с неё очей. Забросил всех своих поклонниц. А сблизил их случай на выпускном вечере. Он приехал  из Донецка, где проходил медицинскую комиссию перед подачей документов в военное училище. А выпускной уже в разгаре. Ему друзья и  налили штрафную. Он на голодный желудок выпил. А после ничего не помнил.  Всё было, как в тумане. Рая приняла активное участие. Увела в школьный сад, чтобы Вася протрезвел. Так завязалась их дружба. Мы же с Раей после окончания, уже 11го класса, ещё раз пытались поступить в Вуз, но снова провал. Затем судьба занесла нас в Дербентский сельхозтехникум, Василий же поступил в том же 1955году в Николаевское военное морское минно-торпедное  авиационное училище. Проучились мы  в техникуме два с половиной года и вернулись где то в марте - апреле 1958 года. Мой друг, выпускник Харьковского военного училища, Кыта, не дождался меня, женился и уехал служить в Мурманск. Я погоревала немного, но  была бы беда одна.  Я окончила техникум с красным дипломом, направление было в Махачкалинский университет. Но на мой запрос мне ответили, что принимают только  местных. Да и год оказался неудачным. Вышел приказ всех пятипроцентников в Вузы принимать на общих основаниях. Тогда я подумала, а что мне делать в сельском хозяйстве и решила поступать в Одесский фарм. институт. Рая же в это время жила в Попасной у брата и работала на заводе, где выпускали огромные плиты для шахт, лаборанткой.  Я не представляю, как ей там работалось. Но обстоятельства вынуждали. Надо работать. Жила в семье брата Анатолия. А тёща брата  не очень дружелюбна была к Рае. Об этом она писала в каждом своём  письме.  И, когда Василий окончил учёбу в училище и получил направление на Дальний Восток, он сразу же приехал в Попасную.  Сделал ей предложение руки и сердца. Она с радостью согласилась. Быстрее бы уехать отсюда. Подала заявление об уходе. В этот же день пошли в горисполком (оказалось, что в Попасной нет Загса) просить разрешение на регистрацию брака. Васе удалось уговорить  председателя. И  уже в конце рабочего дня их  зарегистрировали, выдали свидетельство о браке. Уже мужем и женой они предстали перед родителями. Сыграли небольшую свадьбу. Я тоже там была, но совсем забыла, в каком платье сидела за свадебным столом невеста.
Настало время собираться в дальнюю дорогу. Пугала  ли Раю поездка в такую даль, в не известность, в холод? Но что не сделаешь ради любимого. Он  стал для неё опорой защитой и любящим мужем. Училище воспитало в нём прекрасные качества ответственности, дисциплины и справедливости. Да он был членом КПСС, где прививали чувство патриотизма, преданности и порядочности.
 Настал день отъезда. Все, кто был направлен на службу  на Тихоокеанский флот, собирались в Харькове. Оттуда поездом Харьков - Владивосток  отправились 30 однокашников-штурманов. Кто с жёнами, а в основном холостяки. Ехали в течение 9 суток, выпили канистру самогона  и две канистры чая. На улице ноябрь, температура минусовая. Добрались да Май-Хэ, что означает «долина цветов», 4го ноября.  Вася попал служить на реактивный самолёт штурманом. Он об этом мечтал и там, в училище, отлично выполняя все, поставленные перед курсантами, задачи, был чемпионом по стрельбе из винтовки.  Отлично справился  и на выпускных, точно, в цель, послав торпеду. А это не так просто, когда эта пятиметровая  сигара, заполненная смесью  96 градусного спирта и  дистиллированной воды, должна  спуститься на парашюте точно в  цель. Но это были учения, а сейчас  это защита водных границ на Тихоокеанском флоте.      
Началась не привычная жизнь для Раи в гарнизоне. Спартанские условия. Общежитие, кровать, матрац, общая кухня и общий душ. Но это им не помешало в любви положить начало новой жизни. Май_ Хэ оправдывало своё название, Среди холодных заснеженных сопок  этот уголок  утопал в зелени и  цветах. Это радовало глаз. Успокаивало те головные боли, которые появились у Раи, только она прилетала на Восток. Она думала, что это временно, связано с  перелётом.  Но оказалось намного сложнее. Мужественно переносила она все тягости армейской жизни. А тут ещё токсикоз, томительное ожидание мужа с полёта.  Хотя и были они всего два раза в неделю, но ожидание казались  томительно долгим.  Штурман - главная фигура при выполнении задания. Он должен следить за курсом, за количеством топлива  и за поставленной целью полёта и всё это успеть записать в бортовом журнале, чтобы командование смогло поминутно проследить маршрут и выполнение поставленной задачи.  Рае в эти дни, проводив  супруга на службу, оставалось только ждать его благополучного возвращения, Часто так и стояла у окна в ожидании. И, когда видела,  что кто- то из сослуживцев бежит к общежитию, сердце замирало, не постучит ли он в её дверь с лихой вестью.
Первый отпуск. Рая на сносях. Рискует лететь рожать на Украину. Приехав поездом до Хабаровска, сидят, ожидают самолёт. Подходит к ним кореянка с ведром настолько аппетитных помидор, что у Раи потекли слюнки. Там, в гарнизоне, таких помидор нет. Просит у неё десяток, а торговка только ведро продаёт. Делать нечего. Для Раи всё, если она хочет. Покупают ведро и приговаривают все помидоры ещё до посадки. Перелёт оказался  терпимым. Добрались благополучно.  А 27 августа 1960 года в Димитровской  больнице появился на свет сын Игорёк - мой крестник. Роды были не лёгкими, но радость была бесконечная.
 Месяц ребёнку и они улетают назад, в Мангохто. Ребёнок плохо переносит полёт в самолёте. И только, когда ему исполнилось три года, позволили себе ехать в отпуск поездом, чтобы не травмировать его.
Виделись мы редко, только когда наши отпуска совпадали, а они  приезжали на лето к родителям Раи в село Разино, чтобы напитаться витаминами со своего огорода на весь следующий год. А вот когда возникала возможность пообщаться, часто спорили до хрипоты по многим житейским  вопросам. Его переубедить, что мир многообразен и не всегда  вкладывается в уставы, порою было не возможно. Казалось он везде и всегда жил по уставу, то ли совести, то ли партийного, то ли армейского устава.  По его убеждению всё должно быть правильным, справедливым и вовремя. Боюсь, что у него был и семейный устав.
Рая была по себе довольно скромным, не конфликтным, но и не совсем открытым человеком. Я не слышала от неё ни жалоб, ни  претензий. Казалось у неё всё преотлично. А вот я часто делилась своими, претензиями к супругу, не удовлетворённостью своей  семейной жизнью. А, может, мне попался  «другой» Вася. Когда то мне, как подарок, а может как наказание, пришла Муза и я стала писать стихи, один из них я посвятила своему мужу. Я  на очередной встрече одноклассников презентовала  свою книжечку стихов. Подарила я и Рае. Прочитав её, Василий бросил такую фразу, что не терпела возражений: «Ты его предала!» Его поразили мои слова: « Вернуть бы время вспять, да всё начать сначала, не сделала б ошибки роковой! Может быть, любовь свою бы повстречала и не спешила греться у чужой».
Что значит мужская солидарность. И Николай - одноклассник  тоже сказал, что, прочитав мою книжечку, забросил её, обидевшись за Васю. Я не знаю, что думали, а, может, и говорили сгоряча моим оппонентам  их жёны, но на моё откровение  они отреагировали так.
Но вернёмся в гарнизон в Мангохто, что в переводе означает « долина смерти» Он закрыт для всех, кто не работает и не служит в нём. Здесь есть только школа, медсанчасть, детский садик и, возможно, магазин военторга. Работы для   Раи нет. Она воспитывает сына, окончила все курсы, которые были открыты здесь. Выходные у офицеров – воскресенье. Провести его можно дома или в доме офицеров. Посмотреть кино, которое крутят целый день. Утром детские, вечером для  взрослых. Есть танцевальный зал и спортивный. Но, эти изнуряющие головные боли у Раи ! Они строили погоду в доме. Нет их и, будто, налаживается жизнь, а с их появлением всё меркнет вокруг и она, как манны небесной ждёт отпуска, чтобы уехать на всё лето к маме в село. Походить босой по лугу, что в конце огорода, пасти корову Маньку и поить  парным молоком  Игорька, что рос не по дням, а по часам. Взрослел  сын и радовал Раю своим мягким  характером, был послушным и ласковым, как девочка.
Когда уезжали с гарнизона, душа  у Раи  рвалась на две части. Бросила своего Васёчка одного  там. Но он не давал ей повода сомневаться в  его верности  и  она ему безмерно доверяла. А самое главное, что только прилетали они с Игорьком в Украину, как боли  проходили  сами по себе.
Так шли годы, Сын рос. Василий старался, чтоб семья не нуждалась. Он  продвигался по службе. Поступали предложения поехать на учёбу в Академию.  Это была его мечта, но надо посоветоваться с Раей. Ведь надо бросить её на какое то время. А как она будет без него. И, скрепя сердцем, отказывался. И здесь он  не на последнем счету. От штурмана он стал штурманом отряда, а  затем и заместителем штурмана эскадрильи. Ежегодно его налёты росли от 90 часов до 125 и 190 часов в год, соответственно росла и оплата, а стаж шёл 1 год за два. Были и потери. Погиб  весь его экипаж. Благо, он не летел тогда. Но до боли жаль ребят. Дружный был экипаж, как одна семья.  По словам  Васи, это произошло из за не совсем чёткой  работе именно  штурмана, что его заменил в этом полёте. Снижаясь, они врезались в вершину сопки. Были и вылеты, которые длились часами. Самый долгий был 7 часов и 50 минут с двумя дозаправками в воздухе. Часы изнурительного по напряжению  полёта требовали чёткой работы штурмана, затем отдыха, спокойствия и мира в семье. И, когда говорят некоторые, что, дескать, работа в шахте тоже опасна. Я согласна. Но это как бы на земле, вернее, под землёю. А это в небе да ещё на такой высоте и с такой скоростью. И падать надо в океан к акулам, и никто тебя не найдёт. А, впрочем, пусть бережёт судьба и тех и других!
Больше Василий не мог смотреть на муки своей любимой жены и первым подал заявление на перевод. И, именно, справка, выданная Рае с рекомендацией поменять климат, чтобы избавиться от головных болей, сыграла ключевую роль в переводе их на службу в Белоруссию в город Быхов. Здесь стало полегче.  Игорёк окончил в Быхове 10 классов и выбирал себе специальность. Прослужил он здесь пока и ушёл на гражданку. А точнее на пенсию.
Это был 1978год. Выбрал место  для жительства Красноармейск, хотя мест предлагали много, кроме Киева, Москвы и Минска. Но Рая настояла ехать туда,  где жили её родители. Они все ещё  были живы и очень обрадовались такому выбору. Вскоре получили квартиру, сделали ремонт. А всё лето проводили в селе, помогая родителям и заготавливая продукты на зиму. Игорь поступил в Ростовский в сельскохозяйственный институт на  факультет - технология машиностроения. Здесь он встретил свою половинку Галю. На пятом курсе они поженились. Вскоре у них родилась дочь. Они назвали её прекрасным именем Анна.
Вася  поступил работать  в ВГСЧа, Работа ему нравилась, здесь тоже была, как и у военных, дисциплина и готовность по сигналу срочно выезжать, когда требовали обстоятельства. Рая всё время жаловалась на боли в кишечнике. В1995 году ей сделали операцию, удалили часть толстого кишечника. После операции надолго поселились в Разино, где Вася зарабатывал Рае пенсию в колхозе. А в голове бродила мысль о собственном доме. Посоветовавшись с сыном, решил построить собственный дом для внучки.  Игорь с Галей  приехали жить  и работать в Красноармейск. Их направили на работу, на фирму « Топаз», филиал которого  был недалеко от Красноармейска. Вскоре им доли тоже квартиру, как молодым специалистам. Жизнь потихоньку налаживалась.  Но грянули девяностые. Началась приватизация, точнее, прихватизация, государственные предприятия закрывались или переходили в частные руки. С трудоустройством проблема.  Игорь ушёл к частному предпринимателю. Галя пошла работать на прачечный комбинат бухгалтером.  Приобрели  участок, выращивали овощи, чтобы как то сводить концы с концами. А в2000году заложили фундамент под дом. У Раи здоровье не важное. Возвращались иногда боли в желудке. Это, пожалуй, наследственное. Мать Раи тоже всю жизнь сидела на диете, старший брат Раи Анатолий тоже страдал язвенной болезнью.
Стройка потихоньку двигалась. Был дефицит стройматериалов, кладку делал в свободное от работы время сам Игорь. Вася же всё подготавливал. Рая, сколько могла, помогала. Двухэтажный дом к началу 2005 года  приобретал вид достойного жилья. Главное, что сделано своими руками. Это радует Васю. Здоровье  же его любимой жены огорчает. Весть же  об уходе в мир иной её брата Анатолия окончательно подрывает её здоровье. Она тает на глазах. Встретили  новый  2006 год. За столом Рая ничего ни ела. Появились тёмные круги под глазами, дикая слабость. Возникло подозрение, что могла вернуться болезнь. Врач после операции на  вопрос  Васи  предположил, что с десяток лет можно не беспокоиться. Так и случилось, Середина января 2006го года Раю положили в больницу, начали делать капельницы, но улучшения не было. Поменяли назначение, стали вливать другое лекарство, а ей стало ещё хуже. Она периодически теряла сознание, не узнавала даже Васю, который всё время был рядом. Когда мне сообщили, что Рая в больнице, я сразу же поехала. Вася ни на минуту не покидал палату, и поговорить нам тэта - тэт не удалось. Когда же я приехала второй раз, он меня просто не пустил в палату. Я была в недоумении. Как оказалось позже, он не хотел, чтобы я видела её в таком виде. Вася, видя, что ей не помогает, не разрешил больше делать капельницы, а уколы он и сам, дескать, сделает. Поэтому попросил выписать домой. Возник вопрос, как её довезти. В легковую её не посадишь, тело Раи сковало. А обиженная врач не удосужилась вызвать скорую, чтобы отвезти. Преодолевая непереносимые боли в пояснице, Вася всё же вынес и уложил  её в нанятую скорую и привёз домой. Первые дни Рая ещё пыталась встать. Кушать совсем перестала, только пила воду. А 31 января со словами: «Я больше не могу. Я отдохну» прилегла и больше с постели  она не встала. Вася постелил возле её кровати матрац и все десять дней, и день и ночь, без отдыха выполнял её единственную просьбу: «Васёчек, воды». Она, то теряла сознание и её губы что- то шептали, то приходила в себя. Вася от бессонных ночей жил  в каком-то не понятном  мире. Между реальностью и душевной болью, что его единственная уходит, а он  не может облегчить её страдания. В один из последних дней Вася сидел на кровати и держал её за руку. Она легонько потянула руку и её губы пошептали: « Я вас нена… я вас нена…  я вас не  …вижу». Вася наклонился ниже и переспросил: «Раечка, что ты говоришь?» Она  еле слышно прошептала: «я вас не ….жу». И тут же встрепенулась. В её глазах был немой вопрос, как будто она чувствовала, что сказала что то, что не должна была говорить.  Десятого февраля она ушла в мир иной. Похоронили Раю  среди кустов сирени, которые первые цветут весной. Что послышалось Василию, остаётся загадкой. И к кому были обращены эти отрывки слов? Это она унесла с собой.  Царство тебе Небесное и вечный покой, моя  единственная подруга!
 Прошли долгие три года без  Раи. И один случай круто повернул судьбу Василия. До того, как Вася с первого взгляда влюбился в Раю, он встречался с девушкой Тамарой с Ульяновки, где он учился до восьмого класса. Она так и жила, и работала там же секретарём в  сельском совете. По работе бывала в районе и там случайно узнала, что Василий живёт в Красноармейске и на данный момент вдовец. Узнала его телефон, позвонила и назначила встречу. Когда они встретились, и, как говорил Вася, он сам не знал почему, но решил попробовать отвлечься от мрачных мыслей и переехать к ней жить. Да и  время требовало дать своему сыну Игорю жить со своей семьёй  без его опеки. Жили они с Тамарой слажено. Она сдувала с него пылинки. Считала за счастье  только прикоснуться к нему. Надевала носки и обувь, когда прихватил его радикулит. Об этот сам Василий говорил в нашей беседе, что его ни кто так не любил, как Тамара. Она даже ревновала и ко мне, когда мы с ним разговаривали по телефону. Так счастливо они прожили шесть лет. А в 2014 году случился у Тамары инсульт. И вот уже пятый год Вася ухаживает за Тамарой, потому что он благородный, ответственный и поступить иначе  не мог. Он, как то недавно спросил, осуждаю ли я его за то, что он изменил памяти Раи и позволил жить с другой женщиной? А кто я такая, чтобы судить?! Правильно говорят, что не судите, да не судимы будете! Каждый выбирает свою судьбу и строит свою жизнь. Но мы часто забываем непреложный закон, что в этой, нашей земной жизни, за всё надо платить.
Окончив своё повествование о моей подруге Рае, получила ли я ответ на свой вопрос, который я поставила в начале своего  рассказа? Не знаю.
14 января 2019 года.


Рецензии
Искренняя исповедь души или откровение прожитого со слезами на глазах.
Спасибо!
С уважением и пожеланием благополучия,
Ваш Алёнкин

Виктор Алёнкин   09.12.2020 15:18     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.