валенсия. волшебное путешествие

Собираю по крупицам
разное к повествованью:
анекдоты, небылицы,
лица и воспоминанья..
о закатах и восходах,
о когдатошних надеждах..
и мечтах.. О несвободах..
О себе, забытой между..
..Между этим всем. Была ли?
В отражение гляжусь -
будто я по вертикали..
Кем теперь я довожусь
той, забытой между строчек?
В их скупой горизонтали
узнаю себя как прочерк,
паузою - без деталей.
Улыбнусь, на всякий случай.
Вижу счастьем осиянный
образ женщины везучей.
Взор вот только влажный. Пряный
капнет каплю своей соли
в сладких дней густой коктейль.
Утонуть ей не позволю,
пусть слегка разбавит хмель.

    Дорогой читатель, история, которую я сейчас поведаю, и особенно удивительное начало её являются по сути продолжением мысли о везении, упомянутом в моём  стихотворном эпитете к очерку о валенсийском путешествии. Можно, конечно, волшебное стечение обстоятельств считать случайностью, однако я, признаюсь без ложной скромности, всегда (была и есть) очень податлива к счастливым подаркам судьбы (опустим, что жизнь преподносит и обратное). Говорят же, что случайности не случайны, и законы везения (продолжим о нём) существуют на самом деле. Давайте разбираться вместе, дорогой читатель, настроившись на волну везения.

Итак. В начале осени 2018 года я оказалась приглашённой посредством самого обычного смс для розыгрыша путешествия в Валенсию. Известный посвящённому дубайскому покупателю бутик-магазин Танагра призывал меня в свои объятия для участия в действе по обретению вышеуказанного приза. Я приняла смс-сообщение по ходу дела - вы знаете, как это обычно бывает - мало ли мы получаем подобных. Более того, Валенсия никогда не входила в мои туристические планы. На самом деле, (не удивлюсь, если и читатель согласится со мной) уж коли мы и думаем об испанских каникулах, мысль наша улетает или в Барселону, или же на Пальму де Маёрку, ну или в Мадрид. Вряд ли кого из нас, если, конечно, он не является ярым поклонником и искателем артефактов эклектического архитектурного стиля, привлечёт другая Испания.

Продолжаю приоткрывать покров всевышнего. Я благополучно позабыла бы о Танагре, если бы в один из ближайших дней не очутилась по другому поводу подле этих ярких, привлекательных витрин. Тогда мы с мужем шли мимо вышеупомянутого бутика в Mall of The Emirates. Мысль моя, так бывает, прозвучала вслух, сообщая моему спутнику о том, что этот поезд в витрине «отправляется» в Валенсию на родину знаменитого фарфора Lladro (Ядро - ударяем первый слог) и что нас позвали выиграть это
незабываемое путешествие. Муж уверенно сказал:
«Так пошли выиграем!» Я восприняла его слова как призыв к действию (так обычно я воспринимаю все посылы от мужа), и мы зашли. В условиях участия значилось: приобретение любого товара, снимок на фоне стилизованного «под восточный» валенсийского экспресса и публикация этого фото на своей странице в инстаграмм с присоединением. Вот и вся инструкция по применению.

C тобой пойду на край земли
и через край пойду,
ведь мой сентиментальный дух
с твоим не разделим.
Как пламени закат ревнивый
и искренний посыл огнива.
как дня неукротимый тлен
и вожделенный ночи плен.
Как дрожь, что трогает уста
в молитве, и покров Христа.
Как муза и уединенье.
Икона и благословенье.
Октябрь и дождь,
апрель и слякоть.
Как хлеб и соль,
как стол и скатерть.
Как корабли и моряки,
проводники и маяки.
Как храм и вера,
мать и нежность.
Как путь и встречи неизбежность.
Как мир и всемогущий бог.
Как мы с тобою и любовь.

Далее следуют дневниковые заметки счастливой обладательницы главного приза Танагры, сохранённые без изменения с момента их написания в ноябре 2018 года, именно тогда по условиям выигрыша должно было состояться наше путешествие.

Валенсия.
Первый день.

Трепещет день листвою за окном,
звенит по-детски голосами всюду,
смеётся, слышу в шуме городском,
и радуется жизненным этюдам.
Любуюсь им безоблачным в окно -
гляжусь, как будто бы в окно между мирами:
день смотрит на меня через стекло
и отражается знакомыми чертами.

Как погода порадовала! 19 градусов по Цельсию. Валенсия - город старинный. Многие развалины, до которых не дошли руки властей, прячутся за граффити. Весь неотреставрированный фасад разрисован причудливыми картинками – они, разноцветные, скрывают в некоторых совсем дряхлых местах
этакую неприглядность города. Старины очень много. Она великая. Захватывает дух. Зашли в собор, где хранится священный грааль. Да-да, тот самый. Памятники. Фонтаны. Деревья знакомые и незнакомые. Апельсиновые – повсюду. Розовым мрамором мощёные тротуары. Люди приветливые. Еда вкусная.

День второй.
Сегодня у нас был знаменательный день. Мы посетили место, ради которого, собственно, и затевалось это путешествие. Ещё пару месяцев назад мы и не подозревали, что окажемся в особом месте, на родине Lladro. Той самой знаменитой фабрики, где производят необычайно хрупкие фарфоровые шедевры самые обычные люди.
Нас, как дорогих гостей, одарили здесь радушным вниманием, и, не раскрыв лишь секрета формулы фарфоровой пыли,  превращаемой позже в
жидкую массу, широко приподняли завесу над
самим действом и показали лабораторию
по изготовлению уникальных творений
обыкновенных (и в то же время необыкновенных в своём
прикладном мастерстве) человеческих рук.

Знакомство с Lladro у меня началось в Дубае много-много лет назад, на протяжении которых я с любовью приобретала подходящие случаю украшения для своего жилища и одаривала по случаю же своих друзей тем, что я люблю. У меня никогда не возникает вопроса, что дарить знакомым. Ядро - мой надежный и шикарный помощник на протяжении моей жизни.
И вот пару месяцев назад судьба посылает мне такой подарок, эту поездку, дарованную теперь уже мне компанией Танагра.

День третий.
Валенсия экскурсионная.
Валенсия город разноликий. Основанный римлянами две тысячи лет назад, был завоёван другими европейцами, потом маврами, потом снова европейцами и так несколько раз. Город был лакомым куском, исходя из месторасположения, многим хотелось им владеть. Аппендикс на шёлковом пути, говорят они.
Множество религий опробовавший город. Что не могло не отразиться на лице (фасадах) его. Каждый завоеватель разрушал признаки предшественника.
Не всегда до основания. Главный кафедральный собор (как наилучший пример) преображался под очередного «владельца» в течение 600 лет. И всякое преобразование сопровождалось реконструкциями, настройками, перелицовкой.. Вот уж во истину, Свято место пусто не бывает. На часовню по соседству «надели» жилой дом, например. И так повсюду здесь. Так и живут. Избавляясь от веяния готики в своё время, считая ее уродливой, слепили из имеющегося в архитектурном арсенале
то, что получилось. Главные архитекторы, дабы город соответствовал модным эпохальным тенденциям Европы, по журналам с картинками, которые выписывались из столицы, создавали сегодняшнюю Валенсию, именуя новый стиль эклектикой. По факту, город, «сварившийся» в этой многовековой кухне, выглядит своеобразным, не похожим ни на что из ранее виданного, и в то же время постоянно ловишь себя на мысли, что где-то когда-то это уже лицезрел, и, пытаясь угадать по приметам похожести другие города, находишь здесь и Пятую авеню с бесконечными светофорами, и
Лос-Анджелес с его аэропортом и длинноногими пальмами, и Верону, мощеную розовым мрамором, местами Канны, Ниццу, даже Монте Карло... Как-то так.
Проще говоря, свет, сам того не подозревая, поделился с Валенсией тем, что каждый отдельный мир создавал для себя единственного в своём роде. Вот такое культурное наследие.

«Новая» Валенсия «будущего» или город науки и искусств, созданный Сантьяго Калатрава, существует, скорее, как декорация.

Яхт-клуб и акватория, задуманная под регату, дорогостоящий проект для Формулы Один, пустуют большее время, или используются не по назначению испанцами для своих пикников и местечковых праздненств.
Туристический сектор не развит, поэтому нет дорогих отелей с мировыми именами, известных бутиков и брендов. Не думайте, что валенсийцы опечалены подобным. Наоборот, счастливы, что в отличии от Барселоны, цена на жизнь незаоблачная.
Здесь нет бедных и нет богатых. Налог на жизнь тем ниже, чем больше детей в семье. Здесь живет средний класс. Неплохо живет. Создаёт свою моду, очень удобную и по погоде, и по цене. Зара, Манго, Бершка, Страдиварус, Массимо Дюти - все из Валенсии, все дети одного
отца. Создатель этих брендов, завоевавших мировую популярность, - валенсиец.

Вот такая она Валенсия. Вся в апельсиновых деревьях, плоды которых не подают к столу из-за горького вкуса. Оказывается, их, приготовленные в конфитюр, ест только английская королева, говорят, любительница горького. Так говорят.

 - Здесь вялят превосходный хамон и не скрывают
секретов его приготовления для извлечения необыкновенных вкусовых свойств. На самом деле, тает во рту.
- Здесь выращивают рассыпчатый рис для паэльи.
- Здесь две недели в году принимают корриду.
- Здесь фабрика талантов - филиал университета Беркли, попасть учиться в который не помогут и деньги богатого родственника. Здесь признаётся только талант. Сам Плачидо Доминго отбирает необыкновенно одаренных.
- Здесь хороший люд, помнящий своё родство. Здесь доброту (я это поняла на истории братьев, создавших компанию Lladro) будут помнить всю жизнь и, будьте уверены, после неё.

День четвёртый. Еда.
В Испании традиционным считается блюдо
из риса. Паэлья (паэйя). Зачастую здесь принято соединять несовместимые ингредиенты. В Валенсии же смешивать мясо с рыбой в одном блюде считается моветоном. Очень интересно: стили в архитектуре перемешаны в отличие от кухни. Хотела сказать, что в еде валенсийцы разборчивы.

До новых встреч, Валенсия. Солнечная Валенсия, так чаще всего называют этот город. Говорят, что
из 365 дней в году 300 - солнечных. Поэтому эпитет солнечная закреплён за ней как постоянный. Нам
же довелось увидеть её дождливой. Очевидно, дни, пришедшиеся на нашу поезку, не вошли в календарный список солнечных. Валенсия, казалось, разубеждала
в общепринятом штампе, хотела сказать: не верь
тому, что говорят, составляй своё мнение. Или же проявила свою женскую сговорчивость, ведь дождь мною, уставшей от солнечного Дубая, был заказан заранее. Однако он не помешал лицезреть то, что было предложено к просмотру этим дружелюбным миром.

Путешествуйте! Как важно повидать мир не на картинке! Что может сравниться с тем, чтобы воочию увидеть
Лондон, Нью Йорк, Париж! Только подобное восприятие, пропущенное через вкусовые рецепторы сознания, может позволить почувствовать душой и сердцем то, что ты видишь, и соотнести действительность с твоей и только твоей реальностью. Не иначе.
02.04.2019


Рецензии