C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Родовая усадьба

I. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ УСАДЬБЕ, ЕЁ ВЛАДЕЛЬЦАХ И ОБИТАТЕЛЯХ

     Территория бывшей усадьбы Танинской (ударение на первый слог – ТАнинское) относится в настоящее время к Захаровскому району Рязанской области и состоит в ведении Безлыченской сельской администрации.
     Въезд в бывшую усадьбу находится примерно в километре к северо-востоку от деревни Волынь и легко определяется по неожиданному повороту грунтовой дороги из Волыни в бывшее село Лески (ударение на «е»).

     По сведениям 1899 г. усадьба Танинская, принадлежавшая в то время дворянину Ивану Ивановичу Тверитинову (1866 – 1915), находилась при деревне Танинской, Ефимовской волости, Рязанского уезда, Рязанской губернии. Ближний к Рязани край деревни Танинской находился в 16 верстах от города, а располагавшаяся на противоположном конце деревни помещичья усадьба Танинское – в 25 верстах [1].

     В Рязанском государственном архиве (ГАРО) сохранился план приусадебного участка земли 1890 года, принадлежавшей отцу И. И. Тверитинова Ивану Дмитриевичу Тверитинову (1832 – 1894) [2]. В составе имения находилась и, собственно, сама усадьба Танинское. Располагался усадебный комплекс с основными постройками, садом, парком, плотинами и прудами в левой – западной части имения. Вдоль северной границы исторического плана проходило древнее русло речки Неловки, впадающей в Павловку, которая в свою очередь очерчивала контур усадьбы на востоке. По русскому обычаю, название реки Павловки было переименовано от Половки, вдоль берегов которой в древнейшие времена располагались кочевья половцев. С севера к усадьбе примыкала земля деревни Танинской, также принадлежавшая Ивану Дмитриевичу Тверитинову, ещё при жизни подаренная им среднему сыну Ивану Ивановичу.

     Севернее танинского имения располагалось сельцо (усадьба) Кайдаково с примыкающей к нему землей при деревне Кондаково. Оно также входило в состав землевладений Ивана Дмитриевича и было подарено им старшему сыну Александру Ивановичу Тверитинову (1858 – 1930). Рачительный помещик, Иван Дмитриевич, смог оставить значительное наследство своим трём сыновьям. Кроме денег оно состояло из земли и трёх домов в Рязани. Дома располагались на Садовой улице 14, 16 и на улице Абрамовской. Дом Тверитиновых на Садовой 14 с обширным двором, многочисленными надворными постройками, являл собой пример городской усадьбы с великолепным садом, который в советское время стал принадлежностью местного дворца пионеров.

     Как и вообще все владения Тверитиновых, дом на Садовой 14 был отобран советской властью. Он долгое время использовался проектной организацией, а затем Муниципальным жилищным управлением. Известный сценарист, оперный певец и театральный деятель Сергей Александрович Ценин (1903 – 1978) с теплом упомянул о доме и его обитателях – детях Ивана Ивановича Тверитинова в своей поэме «Рязаниада»:


     «Тогда мы жили на Садовой.
     Михайловых напротив дом –
     Со всей семьёй я был знаком.
     С ним рядом – особняк старинный:
     Володя, Вера, Таня, Нина
     ТверИтиновы. Всю семью
     Я нежно и теперь люблю».


     Вернемся же к имению Танинское. Оно состояло в роду дворян Тверитиновых с 1635 года по 1917-й, когда было отобрано советской властью, разграблено и уничтожено.

     Зарождение собственно усадебного комплекса началось при Андрее Арсеньеве сыне Тверитинове (1656 – после 1710). Наибольший расцвет усадьба получила при Иване Дмитриевиче Тверитинове. Последним перед 1917 годом владельцем усадьбы был его младший сын – дед автора Михаил Иванович Тверитинов (1887 – 1932) [3], родившийся в этом же родовом имении Танинском, выпускник Императорского Московского университета, участник Первой Мировой войны, поручик, кавалер боевых орденов, в советское время профессор Смоленского пединститута, затем председатель правления (ректор) Раненбургского пединститута, организатор народного образования и просветительского движения в г. Раненбурге Рязанской губернии, что ныне г. Чаплыгин Липецкой области.

     Известен последний управляющий имением Танинское – Иван Дмитриевич Матюнин, происходивший из древнего, но обедневшего дворянского рода, и по сути являвшийся его последним перед революцией известным представителем. Матюнины состояли в родстве с Тверитиновыми и наряду с ними в прошлом владели частью деревни Танинской.
     По воспоминаниям местных старожилов, Иван Дмитриевич Матюнин носил шляпу, в руке держал трость, был еще не стар и имел очень опрятный вид, женился на состоятельной дворянке и после революции эмигрировал заграницу.

II. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УСАДЬБЫ

     Усадьба и вообще имение Танинское (в разное время пустошь, деревня, а также и сельцо) является редким примером наследственного передвижения владения в истории одного рода с древнейших времен до 1917 года [4]. Еще до 1635 г. пустошь Танинская, когда-то называвшаяся согласно Писцовым книгам 16 века деревней Танина, находилась во владении Сухариных. В начале 17 века пустошь принадлежала, в частности, Якову Ермолову сыну Сухарину, у которого в наследницах были только дочери. Из них Федосья стала женой Арсения Дмитриева сына Тверитинова (1604 – 1668), благодаря чему Танинское в качестве приданого, а также по Царскому указу было присовокуплено к другим поместьям Арсения Дмитриева сына Тверитинова в 1635 году [5]. Таким образом, Танинское перешло в род Тверитиновых (ударение в фамилии на первое «и»), просуществовав в их владении три столетия.

     Наиболее сконцентрированная информация об усадьбе относится ко времени Ивана Дмитриевича Тверитинова (1832 – 1894). Не в пример общей тенденции дворянства того времени – пускать свое хозяйство «под откос», и, несмотря на сравнительно небольшое для помещика имение, – 195 десятин земли и 36 душ по состоянию на 13 мая 1860 года и 214 десятин 1700 саженей при деревне Танинской по данным на начало 1890-х годов [6], Иван Дмитриевич смог сделать свое имение весьма доходным. Черноземная танинская земля давала хороший урожай. При реке Павловке на значительном расстоянии от барской усадьбы была установлена деревянная ветряная мельница с домом мельника. На территории самой усадьбы фруктовый сад занимал целую десятину земли.

     Сад имел особое значение в жизни владельцев усадьбы. Накопленный предками бесценный опыт в садоводстве и агротехнике оказал мощное влияние на судьбу Алексея Михайловича Тверитинова (1910 – 1946) – сына последнего владельца усадьбы и дяди автора. Именно во многом благодаря танинскому саду и воспринятым от предков секретам садоводства Алексей Михайлович стал садоводом-селекционером, одним из создателей казанской научной школы садоводов и, в частности, основателем селекции косточковых культур на территориях Татарстана (Татарской АССР), Средне-волжского и Волго-Вятского регионов. Успехи селекционных достижений школы распространились по всей территории страны. Кроме научных трудов Алексеем Михайловичем было создано около двух десятков признанных в России и мире сортов вишни и сливы, в том числе внесенных в Государственный реестр селекционных достижений. Среди них – вишня «Тверитиновская», получившая своё название в честь его имени. А также в память об Алексее Михайловиче Тверитинове одна из улиц поселка Татарской зональной опытной станции, Камско-Устьинского района Республики Татарстан, где он жил, названа улицей Тверитинова.

                ___________________

     Удачно была организована и общая планировка усадьбы Танинское. Различные хозяйственные постройки располагались на оптимальном удалении от жилой части. Заново отстроенный в 1884 году барский дом был деревянным, с высоким крыльцом. От его дворового фасада к среднему из трех глубоких каскадных прудов простиралась партерная терраса. По укрепленным ветлами плотинам можно было попасть в живописный лесопарк. В составе усадьбы был и обширный конный двор, и кухонный флигель, и винный погреб, и многое другое, что обеспечивало самодостаточность и олицетворяло полную независимость существования. Всего на территории усадьбы было около 20 свежих строений разного назначения, возведение которых производилось Иваном Дмитриевичем с 1884 года [7]. Советская власть стерла с лица земли эту красоту. Сейчас осталась лишь с трудом читающаяся планировка.

     После смерти Ивана Дмитриевича усадьба перешла во владение его среднего сына Ивана Ивановича Тверитинова, а с 1911 – во владение младшего сына – Михаила Ивановича Тверитинова – деда автора, и оставалась в его владении, как уже было сказано, до 1917 года. Вернувшись с Первой мировой войны с боевыми орденами и тремя ранениями, Михаил Иванович, будучи выпускником Императорского Московского университета, был чрезвычайно востребован новой властью для решения проблем образования населения. Это сохраняло ему жизнь, а его преждевременный уход в 1932 году в возрасте 44-х лет избавил семью от клейма «врагов народа».

    Из постреволюционной истории известно, что разорённая территория усадьбы, где, в пересчёте на новую единицу измерения, только один сад занимал более гектара, находилась в ведении «Рязгубземуправления», и с 4 июня 1923 года сдавалась этой организацией в аренду каким-то частным лицам [8]. Примыкающая к усадебной зоне территория бывшего сельца Танинского была преобразована в деревню, жители которой со временем перебрались в более благоустроенную Волынь, не переставая при этом тосковать о своем «любимом райском уголке» – Танинском.

III. ХОЗЯЙСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСАДЬБЫ ТАНИНСКОЕ

     Кроме красоты расположения, усадьба в значительной степени имела также и хозяйственное назначение. В ГАРО рязанским краеведом Т. В. Шустовой были обнаружены материалы, содержащие анализ хозяйственно-экономической деятельности имения Танинского. Анализ был составлен в 1899 году бароном К. П. Тизенгаузеном. Изучение этих материалов невольно вызывает восхищение тонкой продуманностью, организованностью, чёткостью и невероятной эффективностью ведения сложного хозяйства, – по принципу «кольца». Таким термином в один голос характеризовали ведение дел в имении некоторые пожилые потомки рода, жившие в прошлом веке. Даже в период начавшегося после отмены крепостного права упадка, имение продолжало приносить реальный доход. По данным 1899 года, спустя 5 лет после смерти Ивана Дмитриевича Тверитинова оно все еще приносило чистый доход, составлявший 1380 рублей в год. Для сравнения уровня цен, – стоимость 15-летнего барского дома в усадьбе Танинской составляла вместе с внутренним убранством 960 рублей. Доходы получались со следующих видов хозяйственной деятельности (в год): с полеводства – 2660 рублей, с сенокоса – 480 рублей и даже от самой усадьбы (видимо от садоводства) – 100 рублей. Всего 3240 рублей в год [9].

IV. ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ УСАДЬБЫ, ФОЛЬКЛОР И ЛЕГЕНДЫ

     В парковой зоне усадьбы сохранились остатки трех прудовых плотин, некогда укрепленных ветлами, остовам которых в настоящее время порядка 200 лет и они практически давно отжили. Особую оригинальность и романтичность усадьбе придавали сложная рельефность местности и богатые природные условия, которым полностью была подчинена художественная организация парка.

     В 1993 году при самом поверхностном и беглом осмотре территории усадьбы было обнаружено более 80 цветущих травянистых растений, из которых колокольчик персиколистный, гвоздика песчаная, купальница европейская (и может быть что-то еще) занесены в красную книгу Рязанской области. В целом территория усадьбы является в какой-то степени и местным памятником старины и, без преувеличения, просто дивным уголком русской природы.

     В памяти местных старожилов, уже ушедших из жизни, Матрены Никифоровны Лапшиной и Надежды Петровны Федотовой, дядя по матери которой Владимир Степанович Ефимов «служил у барина кучером», сохранились такие названия элементов парка, как «гуляцкий лес», то есть лес для прогулок – парк, располагавшийся на пересеченной местности в северо-западной части усадьбы, отделенной от основного комплекса каскадом прудов и оврагов; «бычок» – мыс над оврагом за третьей плотиной; речка «Неловка», называемая так, по крайней мере, с XVI века, а ныне ручей, ограничивающий усадьбу с севера.

     Помнили старожилы и необыкновенную доброту и щедрость барина, по-видимому, Ивана Ивановича Тверитинова. Он мог, например, не задумываясь, отдать из своего хозяйства дойную корову нуждавшейся старой крестьянке или осуществить другие безвозмездные благодеяния, следуя лишь движениям души. Иван Иванович Тверитинов был колоритной уникальной фигурой. Он представлял собой яркий образец воплощения одного из рыцарских правил: «Лучше разориться, чем прослыть скупцом» [10]. Впрочем, он, может быть, и не был знаком с этим правилом. Его естественная, далекая от тщеславия, да и здравого смысла фантастическая щедрость, даже на общем фоне необъяснимого порой стремления русского дворянства того времени к разорению и обнищанию, было явлением выдающимся и исключительно аристократическим. Таковыми были и его братья. Однако младшему брату и последнему владельцу усадьбы Михаилу Ивановичу Тверитинову самому заниматься хозяйством так и не пришлось из-за распределения после университета в Смоленск, Мировой войны и революции.

V. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТЕРРИТОРИИ БЫВШЕЙ УСАДЬБЫ

     Сейчас трудно себе представить, что на этом месте когда-то находилась дворянская усадьба. Ни одной усадебной постройки не сохранилось. Тем не менее, следы ее существования всё ещё читаемы и теперь.

     Сохранилась партерная терраса, спускающаяся от крыльца к бывшему каскаду прудов – совершенно ровная, достаточно большая площадка перед северо-западным фасадом господского дома, разобранного в начале 1920-х годов и перевезенного в с. Стафурлово для административного здания. Сохранились: сирень, росшая когда-то под окнами барского дома; живая изгородь из желтой акации вдоль рва, которая начиналась у дома и заканчивалась в конце ныне одичавшего сада. Сад располагался с северо-востока от партерной террасы и некогда спускался к третьему наиболее глубокому пруду. С северо-востока сад огражден рядовой посадкой клена и, вдоль бруствера, – кустами шиповника, выходящими на последнюю плотину. С юго-запада – рядом лип. Сохранились рвы, ограничивающие другие участки разного назначения и восточную часть усадебной территории. В районе «гуляцкого леса» расположился островок берез.

     Кроме упомянутых липы, березы, клена, ветлы, шиповника, акации и сирени на территории усадьбы есть дубы в единичных экземплярах, орешник, бузина, черемуха, декоративный кустарник, название которого пока не установлено, и другие растения.

     Этот уникальный уголок природы и сейчас мог бы использоваться как зона отдыха.

     Дополнительная информация об усадьбе Танинской с иллюстрациями и портретами владельцев расположена на сайте «История, культура и традиции Рязанского края» <https://62info.ru/history/node/12401>



Архивные и литературные источники

1. ГАРО. Ф.150. Оп. 11. Д Д. 387. Св. 111. Л. 58-66. 1899 – 1911 гг.; Сборник статистических сведений по Рязанской губернии. Рязанский уезд. Статистические таблицы сведений об экономическом положении селений и общин Рязанского уезда. Выпуск 1. – Москва: Издание Рязанского Губернского земства, 1882. – С. 278; Сборник Рязанского губернского статистического комитета. – Рязань, 1900. – С. 325; Населенные места Рязанской губернии. Данные на 1 января 1905 года. – Рязань: Издание Рязанского Губернского статистического Комитета под ред. И. И. Проходцова, Рязань, 1906. – С. 482: «Танинское – Тверитинова владельческая усадьба, 7 человек, 3 женщ., 4 мужч. Деревянная ветряная мельница при реке Павловке».

2. ГАРО. Ф. 892. Оп. 2. Д. 3766. Св. 48.

3. ГАРО. Ф. 98. Оп. 40. Д. 28. Св. 243. Л.141-141об.

4. РГАДА. Ф. 1209. Оn.14, Кн. № 386. Д. № 130; РГАДА. Ф. 1209: оп. 16 (1556 – 1699 гг.), кн. 420, д. 178; РГАДА. Ф. 1209. Оп. 911. Кн. общ. № 13760/частн. № 116. Д. 65; РГАДА. Ф. 1209. Оп. 76. Л. 6, 26; РГАДА. Ф. 1209. Оn. 898. Кн. № общ. 13529/частн. 13. Д. № 40. Л. 675 - 680 об.; РГАДА, Ф. 1209. Кн. 662 (алфавит). Часть 3 (М - Я). Л. 696-696 об., 574 об.-575; РГАДА. Ф. 286. Оп.1. Кн. 51. Ч. 1. Л. 622, 633 об.; РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Кн. 2611. Л. 483-483 об.; РГАДА. Ф. 1333. Оп. 1. Кн. 614; А. Д. Тверитинов. История и генеалогия рода Тверитиновых. – Том I. – Рязань, 2009. – С. 253 – 296.

5. Подлинная межевая книга поместной земли Арсена Дмитриева Тверитинова, 1651 г. // Описание документов и бумаг, хранящихся в Московском архиве министерства юстиции. Книга первая. – СПб., 1869. – С. 240.

6. ГАРО. Ф. 98. Оп. 40. Д. 28. Св. 243. Л.132.

7. ГАРО. Ф. 150. Оп. 11. Д. 388. Св. 111. Л. 32об. – 33. 1899 – 1908 г.

8. ГАРО. Ф. Р-353. Оп. 1423. Д. 1206 (129). Св. 80. 1923 г.

9. ГАРО. Ф. 150. Оп. 11. Д. 388. Св. 111. Л. 17– 25. 1899 – 1908 г.

10. М. Оссовская. Рыцарь и буржуа. – М., Прогресс, 1987. – С. 84


_____________________

Иллюстрация - обложка сборника, в котором представлена статья:

Тверитинов А.Д. Усадьба Танинское рязанских Тверитиновых // Сельская Россия: прошлое и настоящее: доклады и сообщения XVI научно-практической конференции, (г. Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 25 октября 2022 г.) / сост. и ред.: Петриков А.В. (пред.), Аверьянов К.А., Котеев С.В., Мельничук Г.А., Степанова Н.В. – М. : ВИАПИ имени А.А. Никонова – ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ, Энциклопедия российских деревень, 2022. – С. 157-161. Режим доступа: http://www.viapi.ru/download/2022/-.pdf


Отзыв в журнале БИБЛИОГРАФИЯ И КНИГОВЕДЕНИЕ. М.,2023. № 1. - С. 152–158. Режим доступа:
http://www.viapi.ru/download/2023/BiK_2023-1_152-158.pdf

Отзыв в журнале «Отечественные архивы» № 2 (2023). Режим доступа:


Отзыв о сборнике Тамбовской библиотеки. Режим доступа:
https://tambov.ru.net/village/?id=anews.view.64


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.