Узники совести

       Я всегда боролся и высмеивал "узников совести" дети которых били себя кулаками в грудь и кричали про своих невинно осуждённых дедов, усиливая эффект рассказами об ужасах ГУЛАГа.   
С годами я выработал простой способ борьбы - Копию приговора! Справку об амнистии! «В студию»! И на этом разговор заканчивался.
       Я в этом повествовании не ставлю перед собой задачу, доказать, что «Узников совести» не было - конечно же были. Они не могли не быть, но это всего лишь ошибки и перегибы которых не могло не быть тогда. Но объём их и связанная с этим ненависть к «Советам» несколько не правомерна и раздута.
***
       Случилось так, что я родился в старом деревянном двух этажном доме. В нем жило 4 семьи. Этот дом был рядом с Бутырской тюрьмой. Из рассказов бабушки я помню, в войну рядом с домом упала авиационная бомба и одна стена дома отвалилась, придавив двух маленьких детей близняшек, которые мирно спали в кровати. Их мать придя с ночной смены стала пытаться руками приподнять эту упавшую стену и… рассудок у неё помутился и её увезли в больницу.
Тогда решалось всё быстро, уже на следующий день, моему деду дали бумагу где было указано место где можно разместить нашу семью, и выделили машину для переезда. Дед пошёл посмотреть, куда их собираются перевезти. Это была школа на Бутырском Хуторе. Эта школа из красного кирпича, наверное, и сейчас стоит на своём месте, по крайней мере лет 10 назад ещё стояла. Так вот в этой школе, в спортивный зал был разбит на маленькие фанерные комнатушки без потолка, в которых селили пострадавших от бомбёжек.
Тогда семья была большая Мой дед, моя бабка, и четверо детей - мой отец и ещё два его брата и сестра.
       Дед работал на заводе «Борец», который делал мины и снаряды для фронта. В ноябре 41, когда отцу исполнилось 16 лет, дед отвёл его работать на этот завод и отец точил мины на токарном станке, стоя на деревянном ящике, как и многие дети тех лет.
Когда мне исполнилось 16 лет, уже отец привёл меня на тот же самый завод. Ну, это так – вспомнилось.
       Дед пошёл к директору завода и рассказал о своей беде. Директор внимательно выслушал вызвал кого-то, мастера или прораба, сказал:
– посмотри, что можно сделать!?.
Мастер сходил, тогда все ходили пешком, вызвал бригаду, они заменили несущую балку, восстановили стену, и вот, я потом родился в этом самом доме.
***

       Так вот, когда через много лет появились разговоры о пострадавших от репрессий – так называемые «узники совести» бабушка поведала мне такую историю.
Так как дом находился возле тюрьмы, неподалёку всегда мимо проходили люди – записаться на свидание или передать передачу. Люди шли из далека и регулярно заходили в наш маленький дворик попросить воды. Бабушка никогда не отказывала. Но, что удивило её. Все эти годы и все эти люди из раза в раз рассказывали истории о том, что их родственник сын муж или сват, сидели не за что - по оговору, «за ведро угля» или «за 5 колосков».
Бабушка сокрушалась и удивлялась:
– не может быть! Не может быть, что бы все, все до одного, сидели ни за что! Неужели не было убийц жуликов и воров, насильников, растратчиков и недобросовестных начальников?
Ведь ни один! Ни один за все эти годы не подошёл и не сказал, что их родственник сидит и осуждён за дело.
***
       Шли годы и эти годы подтвердили правоту рассказ бабушки. Потом за много лет жизни, я встретил лишь одного бывшего ЗК, который честно сказал, что сидел, за то, что крал у государства.  И это, наверное, объяснимо, кому охота признаваться и всем рассказывать, что вор был их дедушка, или отец.
Тогда это было объяснимо и логично. Но, сейчас?! Сейчас, когда бьют себя кулаком в грудь, да ещё требуют, каких-то компенсаций и выплат. Логично попросить предъявить справку об о освобождении, что бы было видно, за что сидел, собственно. Тем более, что сейчас каждый второй сторонник нынешнего режима, выдаёт себя за пострадавшего.
***

       В 90-е годы на меня произвёл большое впечатление сюжет, в котором корреспондент брал интервью у одной из старожилов Москвы. Камера показала старый дом, и на фоне этого дома, бабушка проникновенно рассказывала:
– посмотрите в этом доме нет ни одной квартиры из которой не был посажен жилец в те годы. 
Тогда, это произвело на меня сильное впечатление.
Но, годы шли, и вот под старость, уже в наше время, мне довелось поработать в одном элитном доме в ТСЖ.
В какой-то момент я вспомнил эту историю с интервью и посмотрел на это уже совершенно другими глазами. А если бы??? А если бы вдруг, вернулась старая власть? Ну, вдруг? И что? Вероятно, в этом доме не осталось бы квартир, из которых жильцы не были бы посажены. И меня это бы никак не возмутило и не удивило. Ведь квартиры в этом доме стоят от 3 до 12 млн. Евро. И кто там живет? Учёные? –Нет! Профессора? – Нет! Врачи с мировым именем? - Нет! В этом доме живут чиновники, дети которых учатся за границей, и в основном «бывшие» жёны депутатов. Помните была такая волна, когда потребовалось подавать декларации об имуществе? Так все тогда поразводились. А если, так же вдруг, вернётся опять нынешняя власть? Так дети уже этих будут бить себя в грудь и говорить про «узников совести» и требовать компенсации. И теперь уже число этих – вырастет в разы.
***
       В этом доме со мной произошла ещё одна удивительная история. Я подружился на работе с одним из старых механиков. Ему было давно за 60, седой добродушный, словоохотливый. Мы мило беседовали вечерами, но, как оказалось, до той поры, пока речь не зашла о политике. Оказалось, что он люто ненавидит «Советы» и всё что с этим связано.  Меня это несколько удивило и поразило. Вроде механик, учился в Советской школе, закончил Советский институт, откуда такая ненависть? И тут он мне поведал историю про своего деда. Про донос, ГУЛАГ, реабилитацию. Стандартная история, если бы. Если бы я без всяких задних мыслей. Для продолжения разговора. Попросил у него, хоть какую-нибудь справку – подтвержде6ние его рассказа. Механик побагровел, замкнулся и перестал со мной общаться.
Всё бы ничего если бы! Если бы после этого не началось такое…! Мама дорогая! Ну начнём с того, что все мои промахи и недоработки. Сразу шли не ко мне. А напрямую к начальнику.  Странное дело, но обо мне пошли слухи и от меня, почему-то, стали отворачиваться работники нашей конторы. Он как бы подтравливал и настраивал против меня всех, кто попадался под руку. Дальше начались уже диверсии. Например, для снятия показаний по теплу мне нужно было распечатывать на принтере показания. Но как бы я не пытался, у меня ничего не получалось. Мне понадобилось 2 часа. Что бы разобраться. Оказалось, что принтер был подключен. Но почему-то, кто-то перенёс клемму на модем. Увидеть визуально это было невозможно. Да и сам по себе провод не мог перескочить в другое гнездо. Дальше больше. Показания по электричеству, которые я так же снимал на компьютере, почему-то скакнули аж на миллиард - по оплате. Кто-то ввел в формулу в Ехсеl другую циферку.  Ну, а потом, как-то в моём компьютере отказала почта. Да так, что майл заблокировал её и сообщил о взломе!  Полдня понадобилось сыну, что бы всё восстановить. Я уже не справлялся. Всё что удалось выяснить, что кто-то заходил в мой компьютер в районе 12 часов вечера. Ну а механик наш как раз дежурит сутками. Сдаёмся мне, что и он и его дедушка твёрдой рукой сам писали доносы и занимались оговором.
В завершение, скажу, что всё это закончилось моим увольнением, а меня укрепило в вере, что не все «узники совести» таковыми являются.
***
       Какого же было моё удивление, когда сейчас партийный Секретарь, нашей партийной ячейки стал пытаться примазаться к "новым узникам совести" пострадавшим уже от нынешнего режима. С упоением, хорошо поставленным голосом стал произносить хорошо заученный текст, о том, как он самоотверженно защищал «Белый дом». И как он сидел в «Бутырке». Именно это слово «Бутырка», и побудило меня написать этот рассказ.
Ну, не вопрос! Потому же пути, как и раньше, я попросил его предоставить копии Постановления о возбуждении УД, Копию приговора, Справку об амнистии (освобождении). Хоть какие-нибудь документы в подтверждение его слов. Я совершенно уверен, что ничего этого у него нет. Тогда ему было всего лет 20! Секретарь судорожно стал мне выкладывать информации о всеобщей амнистии 1994г. Ну и что? Это же вырезка из газеты. Это ни о чём!
В этом постановлении 90% амнистированы сидевшие за растрату, превышение полномочий, кражу, воровство. Как же так? Это же было совсем недавно. Хотя бы справку на работу? А ведь люди приносят справки из архивов что они были участниками чуть ли не Куликовской битвы. Я ещё могу поверить, что его забирали в отделение, но, так, чтобы сидеть в «Бутырке» и не иметь после этого никакой бумажки, кроме вырезки из газеты? Слабо вериться.
        К старости он будет, или его потомки, наверное, требовать прибавки к пенсии как невинно пострадавший от властей, если конечно к тому времени, вдруг, власть поменяется.
***
       В начале двухтысячных, ночью, мне не спалось, и я включил телевизор. Брали интервью у красивой девушки. Это же Мария Шукшина! И вот она рассказывает, что она как-то пошла в архив ФСБ и там ей показали документы из которых следовало, что её дедушку расстреляли в 23 года - в 27-м году.
Это резало слух. Расстреляли? Документы? В архиве?
От куда Шукшин-то? А с Алтайской деревни? Кто там в 27 году вёл архив? Да в те годы почитай вся деревня носила фамилию Шукшины.
Я полез в поисковик. Набрал Мария Шукшина, и первое, что мне открылось - это то, что МАРИЯ ШУКШИНА ПРИЕДЕТ К ВАМ НА КОРПОРАТИВ! ЗА 50 ТЫС.!
У меня не было 50 тыс. - жалко! Мне так хотелось позвать её на корпоратив и попросить документы, которые ей показали в ФСБ!
***
Найдите мне хоть одного,
Их в принципе не может быть.
Кто скажет, вор был дет его,
Ну, тогда, что тут говорить.

Он приносил, ну а она брала,
И дед ваш был, наверное кадетом.
Вам бабушка с рождения врала,
С годами и сама, поверив в это.

Пока я жив, хочу вам рассказать,
Была война! И вот в чём суть,
Теперь всем хочется приврать,
Теперь ведь можно всё перевернуть.


Рецензии