Рецензия на монографию о русских консерваторах

                Рецензия на монографию                Т. А. Егеревой «Русские консерваторы в социокультурном контексте эпохи
                конца XVIII – первой четверти XIX вв.»
                (М.: Новый Хронограф, 2014) 

         Разносторонне и углубленное изучение консервативного направления отечественной общественно-политической и культурно-философской мысли по-настоящему началось лишь в постсоветском периоде нашей истории. До тех пор, в силу партийных идеологических установок, политические штампы практически безраздельно господствовали над научными оценками. Консервативное толковалось как идентичная аналогия реакционному, ретроградному, антиобщественному и, стало быть, обреченному на слом и отбрасывание за полнейшей ненадобностью.

         Как часто бывает в таких случаях, нежелание разобраться в подлинном разнообразии исторической картины зачастую приводило к методологическому невежеству и грубым концептуальным ошибкам. Из сферы научного исследования оказался исключенным не просто целый пласт политической истории страны, но и особый, во многом чрезвычайно интересный и конструктивный тип мышления. Жесткому табуированию и публичному запрещению подверглась большая система ценностей, основанных на традиционных духовных и ментальных устоях жизни русского общества и политического строя Российского государства. Все-таки консерватизм – это отнюдь не малозначащая величина в учете факторов исторического развития, причем величина эта вовсе не всегда обязана быть отрицательной.

         Да, классический консерватизм всегда и везде нацелен преимущественно на устойчивое сохранение и заботливое сбережение накопленных итогов, нежели на активизацию новаторских замыслов и устремлений. Но бывают случаи, когда как раз актуализация полузабытого наследия прошлого оказывается боле всего плодотворна для стимулирования внутреннего потенциала будущего. История общественной мысли исключительно богата, и у нее всегда есть чему поучиться и что взять на вооружение из старинного арсенала, разумеется, с учетом поправок на существенно изменившиеся формы и условия новых времен.         

         Именно так обстоит дело с рецензируемой монографией [1]. Рассматриваемая в ней эпоха – это поистине неисчерпаемый кладезь культурных смыслов и символов. Эпоха была и вправду рубежной, переходным этапом к той цивилизационной миссии, которую предстояло взять на себя России в XIX столетии, ставшем золотым веком не только ее государственности, но и всей системы культуры, органично синтезировавшей самобытные истоки с европейскими формами. Отсюда ведет свой отсчет политическая мысль как особый феномен национального существования в среде других народов и государств.

         Главными героями монографии стали четыре наиболее выдающихся теоретика раннего российского консерватизма – историограф Н. М. Карамзин, адмирал А. С. Шишков, московский генерал-губернатор Ф. В. Ростопчин и литератор-журналист С. Н. Глинка. Отдельные стороны их мировоззренческих установок и общественно-политических программ ранее уже по отдельности рассматривались другими исследователями [2–5], но в столь плотном общем социокультурном контексте они сопоставляются едва ли не впервые. При всем резком и принципиальном отличии их друг от друга всех их объединяет, как убедительно демонстрирует автор монографии, одно общее начало – самоощущение принадлежности к единой европейской цивилизации, исключительно результативной модели человеческого универсума: «Изучаемые герои, размышлявшие об историческом своеобразии и призвании России, показаны как русские европейцы, причастные к общеевропейским процессам поисков и конструирования национальной и государственной идентичности» [1, с. 4].

         В трех обширных главах монографии (I. «Консерваторы в частной жизни»; II. «Социальная самоидентификация консерваторов»; III. «Смыслообразующий концепт государственной идентичности в представлениях консерваторов») на обширном историческом материале, в том числе и с использованием впервые вводимых в научный оборот архивных источников, последовательно анализируется ментальный мир четырех указанных персон. Пристальное внимание уделено детальному рассмотрению их системы ценностей, экзистенциальных исканий, стилей поведения в публичной сфере и особенностей частной повседневной жизни в социокультурном контексте эпохи рубежа XVIII – XIX веков.   

         Содержательным итогом проделанной большой и серьезной работы, в основе которой лежит недавно защищенная автором диссертация на степень кандидата исторических наук, стало прояснение панорамы развития консервативного течения в отечественной общественно-политической мысли двухвековой давности. Казалось бы, тогдашние публицистические дебаты и теоретические трактаты могут представлять теперь лишь отвлеченный академический интерес. Но на самом деле это отнюдь не так. Идеалы консерватизма той поры по-прежнему востребованы. Их культурный потенциал еще отнюдь не полностью исчерпан. Поле для неожиданных находок и новых интерпретаций открыто и обширной. Консерваторам конца XVIII – начала XIX продолжают регулярно посвящаться объемистые исследования [6]. И рецензируемая монография, вне всякого сомнения, занимает достойное место в этом научном ряду.          

                Литература

    1.  Егерева Т. А.  Русские консерваторы в социокультурном контексте эпохи конца XVIII – первой четверти XIX вв. – М.: Новый Хронограф, 2014. – 416 с.
    2.  Прокофьев А. В.  Морализирующий традиционализм адмирала Шишкова (Страница из российской истории идей начала XIX века) // Вопросы философии. – 1999. – № 4. – С. 107–119.   
    3.  Живов В. М.  Чувствительный национализм: Карамзин, Ростопчин, национальный суверенитет и поиски национальной идентичности // Новое литературное обозрение. – 2008. – № 91. – С. 114–140.
    4.  Ратников К. В.  Идейные предпосылки формирования литературной системы любомудрия: Влияние просветительской концепции Н. М. Карамзина на раннее творчество С. П. Шевырева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2008. – № 1-2. – С. 114–116.    
    5.  Володина Т. А.  «Русская история» С. Н. Глинки и общественные настроения в России начала XIX в. // Вопросы истории. – 2002. – № 4. – С. 147–161.
    6.  Минаков А. Ю.  Русский консерватизм в первой четверти XIX века. – Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2011. – 560 с.   

        20 июля 2014


Рецензии