Рецензия на монографию о Федоре Сологубе

                Библиографическая рецензия на монографию М. С. Савельевой «Федор Сологуб»
                (М.: Молодая гвардия, 2014)

         Главный герой рецензируемой монографии принадлежит, безусловно, к числу наиболее харизматичных деятелей отечественного литературного процесса, интенсивно разворачивавшегося  на рубеже XIX и ХХ веков под знаменем пресловутого декадентства. Однако несомненная харизматичность эта, при всей ее яркой колоритности и повышенной пригодности для формирования очередной «творимой легенды» в духе самого Сологуба, только на сей раз легенды биографической, все-таки отличается весьма своеобразной спецификой, не лишенной ощутимого налета одиозности, и в таком устоявшемся контексте знаменитое определение «кирпич в сюртуке» является еще отнюдь не самым хлестким и памфлетным. Впрочем, именно благодаря разогретой атмосфере литературной скандальности, неизменно сопровождавшей Сологуба на всем протяжении его писательского поприща, в особенности после публикации «Мелкого беса», и трансформировавшейся со временем в целую критическую ауру, причудливо совмещавшую в себе всеобщее признание выдающегося авторского таланта с почти столь же всеобщим дистанцированием от противоречивых личностных качеств человека, – именно благодаря такой двойственности оценок интерес к неоднозначной и во многом загадочной фигуре Сологуба если периодами и затихал, то лишь ненадолго, поддерживаясь на достаточно высоком уровне эпатажной сенсационности, а в наше время даже заметно усилился и, можно сказать, обострился.

         Симптоматичными признаками такого резкого подъема внимания к творческому наследию самого старшего из поколения декадентов-модернистов эпохи Серебряного века русской литературы стали не только переиздание старательно собранных еще А. Н. Чеботаревской многочисленных критических (точнее говоря, преимущественно апологетических) статей и заметок о творчестве ее крайне неординарного супруга [1], а также обнародование ранее не издававшейся части сологубовского творческого наследия [2], но и кропотливый выпуск обширного, научно откомментированного и снабженного очень ценными приложениями шеститомного (разросшегося до восьми томов) собрания сочинений Сологуба [3–10], которое хотя и уступает по чисто внешней представительности дореволюционному двадцатитомнику, но, тем не менее, подчеркивает, так сказать, канонизированную статусность Федора Кузьмича в уже неоспоримом ранге классика отечественной изящной словесности. Ну а что касается выходящих отдельно сборников произведений Сологуба, то о них нет смысла даже упоминать, поскольку череда таких книг тянется практически непрерывно и обновляется ежегодно едва ли не десятками варьирующихся наименований.

         Настоящим же роскошным подарком для любителей и ценителей символистской поэзии оказалось предпринятое Пушкинским Домом академическое издание в серии «Литературные памятники» трехтомного (но зато какие объемистые тома!) полного собрания стихотворений и поэм Сологуба, многократно превосходящего сам по себе тоже вполне капитальный «кирпич» (но без сюртука) в «Библиотеке поэта» [11] и ныне успешно близящегося к долгожданному и крайне трудоемкому завершению [12–14]. И, наконец, самый лакомый и до сих пор фактически недоступный для провинциальной читающей публики «кусок» сологубовской публицистики эпохи Первой мировой войны с исключительно щедрой, поистине исчерпывающей полнотой представлен совсем недавно на станицах громадного (во всех смыслах) коллективного труда, объединившего впервые собранные под одной обложкой образчики военной публицистики русских писателей, напряженно или, напротив, вдохновенно создававшейся в 1914–1918 гг. [15].   

         А вот теперь, после столь плотного и интенсивного введения в оборот не только основного, но также и вспомогательного корпуса разнообразнейших сологубовских текстов, закономерно приходит время для подготовки первых обстоятельных научных исследований об их авторе, выдержанных в более или менее строго заданных рамках биографического жанра. Конечно же, о Сологубе немало писалось и раньше, недостатка в посвященных ему диссертациях [16–22] и монографических работах не было, достаточно назвать хотя бы соответствующие концептуальные статьи и книги М. И. Дикман, А. И. Михайлова, С. Л. Слободнюка [23–25] и в особенности М. М. Павловой, сделавшей – без какого бы то ни было преувеличения! – больше всех для всестороннего и углубленного изучения легендарного декадентского классика [26–27]. Ныне этот впечатляющий ряд достойно продолжает и пополняет новая книга М. С. Савельевой, представляющая собой, скорее, не столько научную биографию (хотя некоторые элементы литературоведческого анализа по ходу текста неоднократно и достаточно уместно присутствуют), сколько художественное, отчасти даже беллетризованное жизнеописание, рассчитанное, в первую очередь, не на специализированный ученый круг, а на широкие читательские слои, как это, в общем-то, и свойственно большинству биографий, выходящих в популярной серии «Жизнь замечательных людей» [28].

         Дело хорошее, полезное и нужное. Сологуб действительно в полной мере заслуживает пристального внимания со стороны наших современников. Личность его сделалась достоянием истории и отошла в прошлое вместе с давно умершим хмурым человеком, но творческое наследие, служащее наилучшим и вернейшим оправданием его подвижнической авторской жизни, во многом по-прежнему сохраняет и психологическую актуальность, и социальную злободневность. Изображенные им с такой неповторимой художественной выразительностью типажи родимой нашей обывательщины вековой и даже более чем вековой давности никуда, по большому счету, не делись, ибо несут в себе сущностные характеристики целого ряда не самых приглядных сторон русской жизни. На смену удушливой и морочной провинциальной стихии «Мелкого беса» явилась – и уже во всероссийском масштабе – доморощенная бесовщина гораздо более крупного калибра. Тот гипотетический «честный малый» в косоворотке и смазных сапогах, упоминаемый Сологубом в диалоге, предварявшем седьмое издание его самого знаменитого и удачного романа, одет в наши дни, разумеется, совершенно по-иному, однако про него всё так же можно сокрушенно воскликнуть: «Но такой угрюмый! И такой неловкий!» И это было бы еще наиболее мягкой и дипломатичной из всех напрашивающихся характеристик.               

                Литература

    1.  О Федоре Сологубе. Критика. Статьи и заметки. Составлено А. Чеботаревской. (Репринтное воспроизведение издания 1911 года). – СПб.: Навьи Чары, 2002. – 558 с.
    2.  Неизданный Федор Сологуб. Стихи. Документы. Мемуары. – М.: Новое лит. обозрение, 1997. – 576 с.
    3.  Сологуб Ф.  Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1. Тяжелые сны: Роман. Рассказы. – М.: Интелвак, 2000. – 664 с.
    4.  Сологуб Ф.  Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2. Мелкий бес: Роман. Рассказы. Сказки. Статьи. – М.: Интелвак, 2001. – 624 с.
    5.  Сологуб Ф.  Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. Слаще яда: Роман. Рассказы. – М.: Интелвак, 2001. – 736 с.
    6.  Сологуб Ф.  Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. Творимая легенда: Роман. – М.: Интелвак, 2002. – 672 с.
    7.  Сологуб Ф.  Собрание сочинений: В 6 т. Т. 5. Литургия Мне: Мистерии. Драмы. Повести. Рассказы. – М.: Интелвак, 2002. – 688 с.
    8.  Сологуб Ф.  Собрание сочинений: В 6 т. Т. 6. Заклинательница змей: Роман. Рассказы. Статьи. Эссе. Заметки. Воспоминания современников. – М.: Интелвак, 2002. – 608 с.
    9.  Сологуб Ф.  Собрание сочинений: В 6 т. Т. 7 (дополнительный). Лазурные горы: Стихотворения. – М.: Интелвак, 2003. – 568 с.
    10.  Сологуб Ф.  Собрание сочинений: В 6 т. Т. 8 (дополнительный). Соборный благовест: Стихотворения. Ярый год: Рассказы. Сочтенные дни: рассказы. – М.: Интелвак, 2004. – 608 с.
    11.  Сологуб Ф.  Стихотворения. – Л.: Сов. писатель, 1975. – 679 с.
    12.  Сологуб Ф.  Полное собрание стихотворений и поэм: В 3 т. Т. 1. Стихотворения и поэмы 1877–1892. – СПб.: Наука, 2012. – 1205 с.
    13.  Сологуб Ф.  Полное собрание стихотворений и поэм: В 3 т. Т. 2. Кн. 1.Стихотворения и поэмы 1893–1899. – СПб.: Наука, 2014. – 991 с.
    14.  Сологуб Ф.  Полное собрание стихотворений и поэм: В 3 т. Т. 2. Кн. 2 Стихотворения и поэмы 1900–1913. – СПб.: Наука, 2014. – 806 с.
    15.  Сологуб Ф.  Статьи и очерки 1914–1918 гг. // Политика и поэтика: русская литература в историко-культурном контексте Первой мировой войны. Публикации, исследования и материалы. – М.: ИМЛИ РАН, 2014. – С. 30–161.    
    16.  Сергеева Е. В.  Проблемы мировоззрения и поэтика прозы Ф. К. Сологуба: Художественная космогония романов «Мелкий бес» и «Творимая легенда»: Дис. ... канд. филол. н. – Магнитогорск, 1998. – 212 с.
    17.  Дмитриевич Н. П.  Проблемы мифологизма в поэзии Федора Сологуба: Дис. ... канд. филол. н. – Волгоград, 1998. – 163 с. 
    18.  Иванова О. В.  Ирония как стилеобразующее начало в романе Ф. Сологуба «Мелкий бес»: Дис. ... канд. филол. н. – М., 2000. – 210 с.
    19.  Рублева Н. И.  «Творимая легенда» Федора Сологуба как явление русского неореализма: Дис. ... канд. филол. н. – Вологда, 2002. – 209 с.   
    20.  Губайдуллина А. Н.  Поэзия Федора Сологуба: Принципы воплощения авторского сознания: Дис. ... канд. филол. н. – Томск, 2003. – 217 с.
    21.  Мисникевич Т. В.  Текстологические проблемы издания стихотворного наследия Федора Сологуба: Дис. ... канд. филол. н. – СПб., 2007. – 230 с.
    22.  Михайлова О. В.  Александр Блок и Федор Сологуб: к проблеме творческих взаимосвязей: Дис. ... канд. филол. н. – М., 2011. – 236 с.
    23.  Дикман М. И.  Поэтическое творчество Федора Сологуба // Сологуб Ф. Стихотворения. – Л.: Сов. писатель, 1975. – С. 5–74.
    24.  Михайлов А. И.  Сологуб Федор // Русские писатели. ХХ век: Биобиблиографический словарь: В 2 т. Т. 2. – М.: Просвещение, 1998. – С. 386–392.
    25.  Слободнюк С. Л.  Холодный сумрак бытия: творимая легенда Федора Сологуба. – СПб.: Наука 2011. – 232 с.
    26.  Павлова М. М.  Сологуб Федор // Русские писатели. 1800–1917: Биографический словарь. Т. 5. – М.: Большая Рос. энцикл., 2007. – С. 764–771.   
    27.  Павлова М. М.  Писатель-Инспектор: Федор Сологуб и Ф. К. Тетерников. – М.: Новое лит. обозрение, 2007. – 512 с.   
    28.  Савельева М. С.  Федор Сологуб. – М.: Молодая гвардия, 2014. – 246 с.

        11 апреля 2015


Рецензии