Рецензия на монографию о патриотизме и национализм

                Рецензия на коллективную монографию «Патриотизм и национализм как факторы российской истории (конец XVIII в. – 1991 г.)»
                (М.: Политическая энциклопедия, 2015)

         В основу рецензируемого коллективного труда целого ряда известных и авторитетных специалистов по истории развития отечественной социально-политической мысли XVIII – XX веков положен очень интересный конструктивный замысел – обзорно рассмотреть и детально охарактеризовать ключевые вехи преемственной эволюции ведущих типологических форм патриотической и националистической разновидностей идеологических программ, инициативно разрабатывавшихся в различные периоды отдельными, наиболее крупными и самобытными (и в этом отношении чрезвычайно показательными) теоретиками «особого пути» исторического движения России в общемировом цивилизационном процессе.

         Результатом проведенных многосторонних углубленных исследований стал капитальный том, охватывающий широкий временной диапазон – условно говоря, от М. В. Ломоносова, пытавшегося еще в 1750 е годы сформулировать опорные положения национально-государственнической идеологии, и до идеологов «перестройки», выдвинувших концепцию российского суверенитета как альтернативного противовеса дискредитировавшей себя внутренней политике позднего советского руководства [1].

         Можно с удовлетворением констатировать, что столь масштабный и плодотворный замысел оказался вполне успешно реализован, став, безусловно, не только существенным по своей ценности вкладом в методологический арсенал исторической, политической и отчасти социологической наук, но и в немалой мере способствуя активизации общественных дискуссий по проблемам дальнейшего уяснения и теоретического дифференцирования между собой комплексных феноменов патриотизма и национализма. Тем самым предпринят важный шаг в направлении формирования ценностного потенциала так называемого «сознательного патриотизма» [2], призванного противостоять, с одной стороны, рецидивам шовинистического псевдоимперского мировоззрения, а с другой – обосновать систему контраргументации против всё более интенсивно развертывающейся сейчас в мире, включая и постсоветское пространство, кампании геополитической русофобии [3].

         В таком контексте отчетливое понимание отличительной специфики просвещенного патриотизма и выступающего в качестве его антипода – основанного на предрассудках и стереотипах массового мышления национализма, является как нельзя более актуальным и востребованным для консолидации российского общества вокруг базовых культурно-политических и ментальных концептов [4–6]. Действительно, именно противостояние, в широком контексте, патриотических и националистических тенденций во все времена являлось значимым фактором, определявшим ход отечественной истории и продолжающим оказывать мощное влияние на достаточно напряженную социальную динамику, свойственную сейчас переживаемому Россией кризисному моменту ее бытия [7].

         Несомненный интерес представляет обоснованная в монографии типологическая классификация трех основных видов национализма, проистекающего из специфически интерпретировавшегося теми ли иными отечественными идеологами и политиками государственно-патриотического подхода к формулированию стержневых стратегий национальной идеи. Речь идет о мессианском, цивилизационном и персоналистическом «изводах» национализма, каждый из которых характеризовался устойчивым набором признаков и доминант [1, с. 766]. Вероятным будет предположение о том, что современный тип националистической идеологии, бытующей в определенных политизированных кругах российского общества, будучи явлением по своей внутренней природе эклектическим, должен сочетать в себе разрозненные элементы всех трех этих ипостасей единого национализма как влиятельного и заметного мировоззренческого направления.   

         Пожалуй, наиболее сложным и спорным вопросом, поднятым в рассматриваемой монографии, является остающийся для многих до сих пор крайне болезненным вопрос о причинах возникновения «парадокса российского сепаратизма», проявившегося на последнем этапе существования СССР, когда РСФСР как главная республика, скреплявшая собой весь Союз, сознательно и целенаправленно дистанцировалась от центральных структур государства, катализировав сначала процесс «парада суверенитетов», а затем доведя его до логического завершения – распада единого союзного государства. Как представляется, на этот вопрос дан объективный, честный и прямой ответ, без лукавых оглядок на требования пресловутой «политкорректности» по отношению к народам бывших советских республик.

         Русский (а точнее говоря, российский) националистический сепаратизм возник отнюдь не случайно и, конечно же, не на пустом месте: «Он стал естественной реакцией на крутой национализм окраин, обвинявших Россию и русских во всех своих бедах, приклеивших им ярлык оккупантов и начавших откровенную их дискриминацию, а то и прямое насилие» [1, с. 763]. Именно систематическая недооценка специфики культурных, политических и даже бытовых запросов населения РСФСР со стороны союзного руководства послужило ведущей причиной ответных закономерных дезинтеграционных тенденций: «Сказалась историческая обида великой нации на семидесятилетнюю дискриминацию времен советской эпохи» [1, с. 763].

         Очень жаль, что за хронологическими границами монографии осталась возможность детального исследования чрезвычайно любопытных процессов трансформации прежнего националистического сепаратизма в постсоветский ностальгический комплекс, своеобразно отражающий проблемные психологические «настроения в люмпенизированной части травмированного постимперского общества» [8, с. 321], по удачной характеристике современника и очевидца той переломной эпохи, замечательного ученого и писателя И. В. Можейко (Кира Булычева) [9–10]. Он ярко и образно сформулировал ментальные установки значительной части постсоветского общества, оказавшегося крайне восприимчивым к идейным веяниям того «шовинизма и имперской ностальгии», которые пришли на смену изжившему себя антисоветскому сепаратизму перестроечных лет:

         «С разрушением Советского Союза, исторически неизбежным, в нашем обществе возникла типичная травма позднеримского времени. Развелось много Боэциев (последних римлян), которых разъединяет всё, кроме тоски по былому величию. Это и те, кто получал копченую колбасу в распределителях без очереди, и те, кто проводил отпуск в дортуарах профсоюзных здравниц и в очередях за лежаками на пляже.
Это в значительной степени электорат компартии.
Он рыдает по ушедшей империи и негодует в адрес предателей, погубивших такую славную державу, которой были свойственны некоторые недостатки» [8, с. 319–320].

         Да, действительно, именно в такой гротескной психологической аберрации массового сознания как раз и коренится одна из главных причин «живучести коммунистических воззрений» в российском обществе, проницательно отмеченных аналитиками данной проблемы [11].

         Но нельзя не учитывать и то обстоятельство, что за прошедшие со времени распада Советского Союза уже более четверти века выросло целое поколение, для которого ценности патриотизма не носят и не могут носить никакого отпечатка коммунистической идеологии. Современная молодежь воспитывается в совершенно другой системе мировоззренческих и культурно-политических ценностей [12–13]. Однако, сколь это ни странно, патриотическая настроенность в этой среде, особенно среди студенчества, испытывает сейчас очевидное ослабление, как свидетельствуют многочисленные исследования, осуществленные в различных российских регионах [14–15]. Националистические проявления нетерпимости и конфликтности всё больше набирают силу, а навыки необходимой этнотолерантности всё чаще оказываются недостаточно актуализированными и акцентуированными [16].

         Всё это не может не вызывать самую серьезную обеспокоенность. Вот почему нам представляется в высшей степени целесообразным и полезным то внимание, которое авторский коллектив рецензируемой монографии уделил теоретическим аспектам решительного размежевания между дезинтегрирующим национализмом и консолидирующим патриотизмом, ибо только на путях формирования просвещенного и культурного патриотизма открывается достойное будущее для всей нашей многонациональной страны.               

                Литература

    1.  Патриотизм и национализм как факторы российской истории (конец XVIII в. – 1991 г.): Коллективная монография / Отв. ред. В. В. Журавлев. – М.: Политическая энциклопедия, 2015. – 783 с.
    2.  Ципко А. С.  Ценности и борьба сознательного патриотизма. – М.: ЛКИ, 2009. – 288 с.
    3.  Ципко А. С.  Еще раз о различии между русофобией и просвещенным патриотизмом (Заметки на полях книги «Русский вопрос в истории политики и мысли») // Мир перемен. – 2015. – № 2. – С. 157–172.   
    4.  Малинкин А. Н.  Социальные общности и идея патриотизма // Социологический журнал. – 1999. –  3/4. – С. 68–89.
    5.  Рагозинская В. Г.  Имя Отца: два вида патриотизма с точки зрения психоанализа // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. – 2015. – № 3. – С. 90–98.
    6.  Вырщиков А. Н.  Социально-педагогические аспекты патриотического воспитания // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2012. – № 4. – С. 26–30.
    7.  Лысак И. В., Наливайченко И. В.  Патриотизм в современной России: изменение содержания и трудности формирования // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2011. – № 1. – С. 21–24.
    8.  Булычев К.  Как стать фантастом: Записки семидесятника. – Челябинск: Околица, 2001. – 325 с.
    9.  Манаков М. Ю., Ратников К. В.  Игорь Можейко – Кир Булычев: грани таланта: Сборник научных статей. – Челябинск: ИзЛиТ, 2014. – 237 с. 
    10.  Манаков М. Ю.  Российская журналистика на рубеже тысячелетий глазами Кира Булычева // Знак: проблемное поле медиаобразования. – 2012. – № 2(10). – С. 101–108. 
    11.  Ципко А. С.  О причинах живучести коммунистических воззрений в России (возможная логика исследования) // Наука и жизнь. – 2011. – № 10. – С. 50–58.
    12.  Мальгин Е. Л.  Ценностные основания патриотизма и патриотического воспитания студентов вузов // Вестник экономической интеграции. – 2008. – № 2. – С. 138–144.
    13.  Мальгин Е. Л.  Формирование российской идентичности у студенческой молодежи как основы патриотического воспитания // Среднее профессиональное образование. – 2008. – № 11. – С. 13–15.
    14.  Рагозинская В. Г.  Социальные представления российских студентов о патриотизме // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. – 2015. – № 4. – С. 46–54.
    15.  Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б.  Теоретические основания инновационного развития патриотического воспитания в регионе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2015. – № 3. – С. 4–10.
    16.  Манаков М. Ю.  Практический подход к процессу патриотического воспитания в вузе // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации: Материалы IV Всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции. – Челябинск: Изд-во УЮГМУ, 2016. – С. 78–82.

        14 марта 2016

                (Рецензия написана в соавторстве с М. Ю. Манаковым)


Рецензии