Рецензия на монографию о России для русских

                Рецензия на монографию А. А. Иванова «Вызов национализма. Лозунг “Россия для русских” в дореволюционной общественной мысли»
                (СПб.: Владимир Даль, 2016)

         Исторические исследования профессора А. А. Иванова из Герценовского университета в Санкт-Петербурге, посвященные преимущественно изучению правоконсервативного направления русской общественно-политической мысли рубежа XIX–ХХ веков, без сомнения, хорошо известны специалистам и активно востребованы всеми, кто занимается проблемами так называемой «думской монархии» на завершающем этапе кризисной эволюции царствования императора Николая II. Будучи автором нескольких в высшей степени интересных и чрезвычайно богатых тщательно подобранным содержательным материалом капитальных монографий о непростых перипетиях судьбы фракции правых в русском парламенте [1–3], петербургский ученый недавно издал новый научный труд, название которого вынесено в заглавие этой рецензии.

         Тематика новаторской работы А. А. Иванова самым тесным образом связана с некоторыми его предыдущими историко-политологическими изысканиями [4–6]. По сути дела, впервые в современной российской исторической науке так подробно и глубоко анализируется один из ключевых элементов консервативно-националистической идеологии правого крыла отечественного парламентаризма имперского периода. Действительно, именно национализм, в самых разных его теоретических интерпретациях и практических формах применения в социальной практике, составлял стержневую основу политических программ правых партий, группировок и течений. Он являлся той болевой точкой, в которой естественным образом сходилось обостренное восприятие и тревожное осознание поистине роковых трудноразрешимых проблем, неотступно стоявших перед государством российским и требовавших незамедлительного реагирования и, по возможности, эффективного урегулирования, чтобы оно стало оптимальным для всех участников полиэтничного и мультиконфессионального социума в условиях неотвратимо приближавшейся масштабной катастрофы традиционной монархической государственности. 

         Монография А. А. Иванова представляет собой комплексное издание, удачно соединяющее под одной обложкой две взаимодополняющие части. В первом, собственно монографическом разделе, детально рассмотрена, по формулировке самого автора, «история возникновения, содержание и первоначальные трактовки лозунга “Россия для русских”, который во второй половине XIX – начале ХХ в. одни современники считали “лозунгом русского возрождения”, а другие – “формулой беспринципного национализма”» [7, с. 2]. При этом А. А. Иванов сознательно и целенаправленно воздерживается от прямого выражения солидарности с той или другой позицией, показательно предпослав краткому историографическому и методологическому введению к этому блоку своей монографии показательный тацитовский эпиграф на латыни: «Sine ira et studio», без гнева и пристрастия, обозначая тем самым установку на максимально объективное и взвешенное изложение противоречивых и неоднозначных точек зрения на затрагиваемые вопросы.

         Особый интерес вызывает вторая часть монографии, скромно названная приложением – «Лозунг “Россия для русских”: Апология и критика (1867–1917)», но фактически являющаяся обширной хронологической антологией, с необходимой полнотой охватывающей разнообразные политико-публицистические тексты, выразительно и зачастую очень увлекательно трактующие данный лозунг в позитивном либо негативном ключе. Аргументация как решительных сторонников, так и категорических противников тезиса о России для русских в ряде случаев звучит очень даже убедительно! Многие из этих концептуальных текстов, воспроизведенных целиком или фрагментарно, большей частью по труднодоступным и доселе выпадавшим из сферы внимания исследователей первопубликациям в давнишней периодике или выходивших отдельными малотиражными брошюрами, ставшими теперь уникальной библиографической редкостью, на поверку оказываются замечательными образцами яркого публицистического стиля, изощренной полемической логики и основательно подзабытого в наши дни национально-государственного пафоса. Одним словом: чтение этих своеобразных памятников истории отечественной общественно-политической мысли доставляют величайшее удовольствие. Пользуясь случаем, нельзя не выразить составителю антологии живейшую благодарность за осуществленный им кропотливый и вдумчивый труд.               

         «Вызов национализма» А. А. Иванова органично продолжает плодотворную традицию комплексных исследований важнейших этапов развития национального вопроса в России, выполнявшихся в постсоветское время целым рядом крупных профессиональных историков, а также талантливых популяризаторов исторических знаний [8–10]. Однако в том конкретизированном аспекте, который сделал предметом специального изучения автор рецензируемой монографии, еще практически никто из ученых или публицистов не затрагивал столь интересную тему и не освещал ее настолько разносторонне и подробно. Это и придает работе А. А. Иванова подлинно новаторский, первопроходческий характер.

         Тем не менее, с некоторыми опорными положениями интерпретационной концепции петербургского исследователя хотелось бы не то чтобы поспорить, но отчасти предложить уточняющие их коррективы – не в полемическом, а исключительно в дискуссионном плане. Больше всего обращает на себя внимание излишняя категоричность утверждения о наличии тесной преемственности между предшествующей доктриной (теорией, по терминологии А. Н. Пыпина) официальной народности и последующим в исторической хронологии лозунгом «Россия для русских». В заключении первой части своей монографии А. А. Иванов формулирует мысль об этой преемственности следующим образом: «Играя важную, но отнюдь не первенствующую роль в идеологических построениях дореволюционных русских консерваторов, лозунг “Россия для русских” представлял собой трактовку последнего члена уваровской триады (народности), подчиненной более высоким принципам – православию и самодержавию, а потому неразрывно связанному с ними» [7, с. 133].

         Как представляется, в данном утверждении не совсем верно учтена специфика политических идей С. С. Уварова, положенных в основу его знаменитой триады. И дело здесь не только в самой личности создателя пресловутой «теории», который отнюдь не испытывал сколько-нибудь ощутимых симпатий к акцентированным националистическим декларациям, а, напротив, в течение всей своей жизни и государственной деятельности отличался несомненным широким – в общеевропейском контексте – космополитизмом мировоззрения [11–13]. Нет, тут намного важнее другой исторический фактор. Когда в начале 1830-х годов Уваровым подыскивалась подходящая формула для концентрированного выражения правительственной идеологии, Российская империя находилась в зените своего могущества, причем не только военного, но и внутриполитического, а вовсе не в том ослабленном положении, сопровождавшемся глубоким и крайне болезненным кризисом, который довелось испытать русскому обществу после поражения в Крымской войне и утраты первенствующих позиций в Европе.

         Народность по Уварову предполагала, так сказать, оптимистическую настроенность на победное самоутверждение национального достоинства русского (православного и верноподданного своему монарху) народа перед лицом остального мира, почтительно уступающего России принадлежащее ей по праву почетное лидерское место. Иными словами, в националистическом измерении идеологический вектор был направлен в сторону шовинизма и великодержавности в самом прямом и непосредственном значении этого вовсе не настолько уж одиозного понятия [14–15].

         А вот в случае с принятием на вооружение правоконсервативными и черносотенно-монархическими кругами лозунга «Россия для русских» историческая обстановка была принципиально иной, и текущий политический контекст радикально отличался от былых времен славы и величия ранее торжествовавшей, а ныне претерпевавшей многочисленные бедствия и тяжело изживающей системный кризис Российской империи. Это разбалансированное положение дел абсолютно справедливо и доказательно отмечает сам А. А. Иванов, характеризуя напряженную общественную обстановку, сложившуюся в годы первой русской революции, ставшей серьезнейшим испытанием для постулатов традиционной идеологии: «Обострившийся национальный вопрос (включая его окраинную и русскую составляющие), рост политического радикализма, кризис самодержавия и империи, оказавшихся в 1905 г. на грани краха, и другие деструктивные процессы привели к тому, что в пылу политической борьбы значительная часть представителей правого лагеря ужесточила риторику, подняв градус национализма и дав лозунгу “Россия для русских” новые трактовки, отличавшиеся от прежних воинственностью и ультимативностью» [7, с. 131–132].

         В типологическом же отношении столь истово проповедуемый активными адептами этого лозунга (особенно из числа представителей Всероссийского Национального Союза [16–18]) национализм уже не имел ничего общего с былым великодержавным шовинизмом и позицией силы, а представлял собой его полную противоположность – растерянный и неуверенный в себе ксенофобный алармизм на фоне явственно ощутимой слабости политической воли и отсутствия патриотической консолидации в обществе [19]. Недаром о сугубо защитной роли националистической идеологии открыто заявлял один из основателей Всероссийского Национального союза – выдающийся отечественный публицист и яркий политический мыслитель М. О. Меньшиков: «Мне кажется, цель Всероссийского Национального Союза не нападение, а оборона, не нашествие на инородцев, а отпор им, отпор на нашей исторической земле и в недрах нашей собственной народности» [7, с. 342–343].

         Обильно представленные в объемистом приложении к монографии А. А. Иванова публицистические документы той кризисной эпохи содержат множество аналогичных примеров непоправимой утраты русским национализмом своего первоначального, в духе доктрины Уварова (и, в еще больше степени, в виде практического воплощения внешнеполитических устремлений императора Николая I), наступательно-экспансионистских тенденций прежних официальных доктрин и теорий. Ни о каком первенстве на международной арене отныне не шло и речи. На повестку дня вставала проблема отчаянного удержания – любой ценой! – попранных инородцами прав русского народа как хозяина в своем собственном доме и торопливый поиск кажущихся действенными способов ограждения отечества от якобы угрожающего ему коварного чужеродного вторжения. 

         В сущности, именно это коренное и по-своему показательное изменение типологии национализма эпохи «думской монархии», непоправимый дрейф от полюса шовинизма к полюсу алармизма фиксирует А. А. Иванов, определяя в качестве главного мотива, обусловливавшего политические конструкты идеологов правого крыла традиционалистски настроенного общественного лагеря, «страх, вызванный стремительным разрушением прежних принципов религиозно-национальной политики, что грозило утратой православной, самодержавной и русской России» [7, с. 78].

         Выводы исследователя в полной мере согласуются с констатацией внутренней уязвимости алармистских подходов к решению национального вопроса – решению, оказавшемуся в исторической реальности совершенно неудовлетворительным: «Усиление национализма, широкое использование и радикализация лозунга “Россия для русских”, таким образом, становились следствием осознания правыми собственной слабости» [7, с. 77]. Таковы поучительные уроки неоправданных иллюзий, добросовестных заблуждений и роковых ошибок, допущенных русскими предреволюционными националистами, оказавшимися в итоге обреченными на потерю дорогой их сердцам православной и самодержавной России.   

                Литература

    1.  Иванов А. А.  Последние защитники монархии. Фракция правых IV Государственной думы в годы Первой мировой войны (1914 – февраль 1917). – СПб.: Дмитрий Буланин, 2008. – 206 с.
    2.  Иванов А. А.  Владимир Пуришкевич: Опыт биографии правого политика (1870–1920). – М.; СПб.: Альянс-Архео, 2011. – 448 с.
    3.  Иванов А. А.  Правые в русском парламенте: от кризиса к краху (1914–1917). – М.; СПб.: Альянс-Архео, 2013. – 520 с. 
    4.  Иванов А. А.  Лозунг «Россия для русских»: зарождение, трактовки, апология, критика // Патриотизм и национализм как факторы российской истории (конец XVIII в. – 1991 г.). – М.: Росспэн, 2015. – С. 259–282.   
    5.  Иванов А. А.  Лозунг «Россия для русских» в консервативной мысли второй половины XIX века // Тетради по консерватизму. – 2015. – № 4. – С. 34–42.
    6.  Иванов А. А.  «Россия для русских»: pro et contra. Правые и националисты конца XIX – начала ХХ века о лозунге «русского Возрождения» // Трибуна русской мысли. – 2007. – № 7. – С. 92–102.
    7.  Иванов А. А.  Вызов национализма. Лозунг «Россия для русских» в дореволюционной общественной мысли. – СПб.: Владимир Даль, 2016. – 511 с.
    8.  Дякин В. С.  Национальный вопрос во внутренней политике царизма (XIX – начало XX вв.). – СПб.: Лисс, 1998. – 1000 с.
    9.  Янов А. Л.  Патриотизм и национализм в России. 1825–1921. – М.: Академкнига, 2002. – 398 с.
    10.  Миллер А. И.  Империя Романовых и национализм: Эссе по методологии исторического исследования. – М.: Новое лит. обозрение, 2008. – 248 с.   
    11.  Виттекер Ц. Х.  Граф Сергей Семенович Уваров и его время. – СПб.: Академический проект, 1999. – 350 с.
    12.  Пайпс Р.  Сергей Семенович Уваров: жизнеописание. – М.: Посев, 2013. – 84 с
    13.  Ратников К. В.  Холопы или собеседники? Профессорские вояжи в Поречье (Идеологическая стратегия графа С. С. Уварова и его единомышленников). – Челябинск: Околица, 2006. – 236 с.
    14.  Янов А. Л.  Загадка николаевской России. 1825–1855. – М.: Новый хронограф, 2007. – 504 с.    
    15.  Шевченко М. М.  Конец одного Величия: Власть, образование и печатное слово в Императорской России на пороге Освободительных реформ. – М.: Три квадрата, 2003. – 256 с.
    16.  Коцюбинский Д. А.  Русский национализм в начале XX столетия: Рождение и гибель идеологии Всероссийского национального союза. – М.: Рос. полит. энцикл., 2001. – 528 с.
    17.  Санькова С. М.  Русская партия в России: Образование и деятельность Всероссийского национального союза (1908–1917). – Орел: Изд-во С. Зенина, 2006. – 369 с. 
    18.  Санькова С. М.  Идеология российского государственного национализма второй половины XIX – начала ХХ вв. (историографический аспект): Дис. ... докт. ист. н. – М., 2009. – 486 с.
    19.  Ратников К. В.  Ксенофобные комплексы русской интеллигенции (Антигерманский алармизм времен Первой мировой войны) // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. – 2013. – № 5. – С. 100–110.

        12 августа 2016


Рецензии