Причины коррекции Пекином стратегии

Изменение Пекином стратегии в странах Центральной Азии: причины

Date: Декабрь 6, 2020 Author: системный аналитик, политтехнолог канд. наук Владимир Матвеев/Vladimir Matveev, Киев, Украина.

Изменяя последние 2-3 года проводимый в Центральной Азии экономический курс, Пекин редко инвестирует в крупные инфраструктурные проекты, но более четко распределяет риски. Страны переживают период «Большой трансформации» и в каждой из них складывается своя ситуация, особенно после военных действий в Карабахе. 

Банки КНР, которые традиционно финансировали инфраструктурные проекты, по первым результатам торговых войн КНР с США и коронакарантинов, распределяют свои риски и добиваются софинансирования как местных партнеров, так и из других стран или блоков, сообщает https://eurasianet.org/china-diversifies-in-central-asia

В контексте эпидемии коронавируса и перемен в странах Центральной Азии и ЕС, Карабахского конфликта происходит снижение активности КНР в рамках инициативы «Пояс и Путь» заточенной на инфраструктурные проекты. Пекин постепенно сокращает инвестиции в регион на фоне затухания мировой экономики и собственных экономических проблем, связанных также с последствиями торговых, валютных и в области высоких технологий войн США с КНР.

Характерно, что министр иностранных дел Китая Ван И в сентябре 2020 года посетил с визитом Казахстан и Кыргызстан.

Правительство Казахстана длительное время сотрудничает с Пекином в сфере совместных проектов развития: от химического машиностроения и строительства до сельского хозяйства и инфраструктуры.

В отличие от первых инвестиций в добычу углеводородов и строительство трубопроводов для экспорта нефти и газа из Центральной Азии в КН, за последние три-четыре года инвестиции стали более диверсифицированными.

Многие проекты являются инвестициями, преимущественно за счет средств китайского бизнеса. Например, новый китайско-казахстанский цементный завод с проектной производительностью 2500 тонн цементного клинкера в сутки.

При этом компании КНР конкурируют за контракты на проекты, реализуемые в Казахстане за счет европейского финансирования, включая солнечные и ветряные электростанции.

Используя финансирование КНР, Узбекистан стремится стать лидером в сфере производства, а также переработки углеводородов.

Так, внесение Китайским банком развития 1 миллиард долларов в рамках международного консорциума, который предоставит 2,3 миллиарда долларов из необходимых 3,6 миллиарда на строительство завода по производству синтетического жидкого топлива, может способствовать превращению этой страны

достижению цели Китаем . Данный проект — в рамках которого Китай является лишь одним из источников финансирования наряду с Южной Кореей, Японией и Европой — призван способствовать превращению Узбекистана в страну, способную обрабатывать углеводородное сырье, производя товары с добавленной стоимостью.

1 миллиард долларов инвестиций китайской госинвестиционной корпорацией CITIC Group и компанией Huawei в Ташкент призван помочь создать диджитальную инфраструктуру для внутреннего использования, уверен эксперт Дирк ван дер Клей.

Таджикистан и Киргизия перестали получать от КНР за последние годы крупные межгосударственные кредиты, предпочитая потоки частных китайских инвестиций.

В частности, китайские частные компании успешно вкладывают инвестиции в горнодобывающую промышленность, производство цемента, текстильную отрасль и сельское хозяйство Таджикистана.

За счет китайских инвестиций значительно нарастили экспорт. Например, за счет добычи китайско-таджикским СП в 2012 году добыча золота составляла 2,4 тонны, а в  2019 году - 8,1 тонны. В планах китайских инвесторов – модернизация алюминиевого завода ТАЛКО и функционирование таджикского участка газопровода из Туркмении в Китай (линия D стоимостью 3,2 миллиарда долларов).

Крупные китайские инвестиции поступают в нефтепереработку и добычу золота в Киргизии. Но, в этой стране поступления крупных инвестиций сталкивается с местными протестами, что сдерживает инвесторов.

В этом контексте КНР больше ввязывается в борьбу за глобальное лидерство и уделяет повышенное внимание отношениям с Европой и Японией, США и Индией, РФ. При этом Вашингтон последние годы проводил в Центральной Азии политику, направленную на сдерживание интересов КНР и РФ в этом регионе.

Невзирая на то, что страны Центральной Азии в Карабахском конфликте проявили максимально сдержанную позицию, серьезный конфликт в Карабахе будет иметь для региона определенные последствия. Ведь Центральная Азия - не только тюркский регион, а и персидский с учетом Таджикистана, что важно в контексте попытки раскрутки новой «Большой игры».

Перемирие в Карабахе вполне может закончиться новой войной с вовлечением соседних стран. И правительство Армении не согласится на турецкие ультиматумы о буферной зоне.


Рецензии