Три издания, три имени, три темы

         Художественная литература испокон веков служит своеобразным отражением жизни, поэтому и сама она всякий раз оказывается столь же многообразной, как и жизнь, отраженная в ней. И в жизни, и в литературе легко находится место для всего – для любви и историй о любви, для классической культуры и классически выверенных литературных традиций, для поэтических чувств и лирической поэзии, тонко воссоздающей эти чувства. Вот и три книжные новинки, представляемые сегодня, вобрали в себя каждую их этих граней – тему подлинной и мнимой литературы, тему индивидуально увиденной поэтической картины мира и наконец тему любви, проходящей сквозь человеческие судьбы.   

                Михаил ВЕЛЛЕР. Долина идолов. – СПб.: Пароль, 2003. – 542 с. – Тираж 20 000 экз.

         Имя Михаила Иосифовича Веллера, замечательного российского писателя, хорошо известно многочисленным и верным поклонникам его творчества далеко за пределами России, и это неспроста – большинство книг Веллера по праву стали настоящими бестселлерами (знаменательная рифма Веллер – бестселлер напрашивается сама собой), переведены на основные европейские языки и заслуженно занимают заметное место в современном культурном пространстве. Достаточно назвать такие его вещи, успевшие стать классикой новейшей отечественной литературы, как «Легенды Невского проспекта», «Приключения майора Звягина», «Самовар», «А вот те шиш!», чтобы напомнить о широте его творческого диапазона и завидной интенсивности писательского труда. Коренной петербуржец, Веллер унаследовал от родного города атмосферу высокой культурной традиции и с честью держит планку «серьезной литературы», обогащая классический стиль очень по-современному звучащими интонациями, искусно отыскивая в окружающей повседневности незаурядные явления, способные вызвать обостренный интерес у читателей, пробудить в них плодотворные размышления о том, какой подчас бывает жизнь и как, несмотря ни на что, суметь все-таки прожить ее достойно, не предавая своих культурных и духовных устремлений.   

         «Долина идолов» представляет собой собрание остроумных, ярких, во многом парадоксальных работ Михаила Веллера, написанных им в разные годы и посвященных одной, но очень емкой проблеме – отделению ложных идолов заидеологизированной советской литературы от истинных ценностей художественного творчества, неподвластного никаким одномерным политическим установкам и служащего прежде всего созиданию эстетики свободы – свободы мысли, творческого самовыражения, мировосприятия. Сам в полной мере испытавший на себе идеологический гнет официальных редакторов советских времен, Веллер превыше всего ценит в литературе свободу эксперимента, разрушающего прежние плоские стереотипы и позволяющего по-новому – выпукло и многоцветно – увидеть окружающий мир. Писатель прямо выражает свое творческое кредо: «Вообще говоря, процесс создания литературного произведения можно подразделить на три этапа: познать, сказать, стать услышанным». Да и к книгам самого Веллера можно с полным основанием отнести его же определение классичности художественного текста: «В идеале от книги требуются три вещи: 1. Блеск языка. 2. Глубина мысли. 3. Сила чувства. Невредны еще две вещи: 4. Яркость картинки. 5. Интересность сюжета. При наличии этих пяти моментов книга не может быть скучной...»

         Кроме блистательно рассказанных анекдотов и реальных историй из литературного быта советских писателей былых времен, в «Долина идолов» содержатся очень ценные практические рекомендации для молодых писателей по технологии литературного труда (один из разделов книги так и назван – «Технология рассказа»). Так что книгу Веллера вполне можно рассматривать как отличный учебник, в котором опытный мастер делится с новичками основными секретами писательского ремесла. И если кто-нибудь из читателей втайне пробует свои силы на литературном поприще, ему не помешало бы прислушаться к мудрому совету классика нашего времени: «Как молодому писателю стать просто писателем? Проще всего состариться. Но это тоже не рецепт. А рецепт: да как угодно, нет ограничений. Вернее всего: писать, читать и переделывать, пока не треснет, дойдя до внутренней готовности сдохнуть под забором, но не отступиться от своего». Дерзайте, и у вас что-нибудь обязательно получится, – вдохновляет своих читателей Михаил Веллер.
   
                Татьяна СНЕЖИНА. Позови меня с собой: Стихи и песни. – М.: Вече, 2003. 464 с. – Тираж 5 000 экз.

         Татьяна Снежина... Этот красивый, нежный и чистый поэтический псевдоним принадлежал очень талантливой, яркой и много обещавшей поэтессе и исполнительнице своих песен, чей творческий путь трагически оборвался на самом взлете – в возрасте 23 лет, накануне свадьбы, она погибла в автомобильной катастрофе вместе со своим нареченным супругом, известным музыкантом и продюсером, успевшим так много сделать для горячо любимой женщины. Жизнь роковым образом завершилась, но, как иногда бывает в мире искусства, вслед за гибелью человека второе рождение получает его творчество. Лучшей памятью безвременно ушедшей стали ее поэтические произведения – более двухсот лирических стихотворений и текстов песен, многие из которых сама Татьяна Снежина готовила для своего дебютного музыкального альбома «Вспомни со мной», увидевшего свет уже посмертно.

         Живой, проникновенный голос молодой поэтессы, свежее, взволнованное дыхание ее стихов, искренние и глубокие чувства, одушевившие ее поэтические строки, особый тонкий мелодизм и чарующая образность ее песен продолжали – вопреки смерти, вопреки трагической несправедливости судьбы – неотразимым обаянием действовать на душу чутких, внимательных и понимающих слушателей, читателей, поклонников ее уникального таланта. Среди тех, кого глубоко взволновало творчество Татьяны Снежиной, оказались видные представители музыкального мира России, звезды эстрады, лучшие композиторы и исполнители. Ритмы и интонации ее поэтической речи, движения ее чувств и мыслей не могли не вызвать отклика у многих из них – и вот происходит настоящее чудо воскрешения личности и творчества Татьяны Снежиной для миллионов соотечественников, впервые услышавших созданные ею песни в исполнении Пугачевой и Лещенко, Шуфутинского и Овсиенко, Орбакайте и Трубача.

         В 1998 году, через три года после гибели Татьяны Снежиной, выходит музыкальный альбом, состоявший из 22 ее песен, прозвучавших в исполнении 12 звезд первой величины российской эстрады. «Позови меня с собой» – такое название было дано альбому по самой известной песне Татьяны Снежиной – песне, ставшей безусловным суперхитом тех лет. Творчество покойной поэтессы снискало настоящий, прочный и непреходящий успех, и совершенно закономерным явилось посмертное присуждение ей три года подряд – с 1997 по 1999 – почетного звания лауреата Всероссийского музыкального конкурса «Песня года».   

         И вот, наконец, поэтическое наследие Татьяны Снежиной с исчерпывающей полнотой представлено теперь в большой, заботливо составленной книге, оформленной как альбом, но уже не музыкальный, а фотографический, запечатлевший обаятельные черты ее светлого и нежного облика. И пусть идут годы, пусть появляются новые песни других авторов и исполнителей, но песни Татьяны Снежиной не перестанут звучать – это песни на все времена, для всех людей, потому что выраженные в них чувства касаются самого главного и заветного в жизни, волнующего и вдохновляющего каждого из нас:

                Прости меня, мой нежный друг,
                Прости за боль, за холод рук,
                За взгляд, блуждающий в толпе,
                Ведь он подарен был тебе.
                .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .
                Прости меня, что я искала
                Другого счастья – как смешно,
                Как это глупо! Я ведь знала,
                Что Солнце в небе лишь одно!               

                Семен МАЛКОВ. Две судьбы. – М.: Гелиос, 2003. – 640 с. – Тираж 20 000 экз. 

         В этот качественно изданный книжный том солидного объема вошла первая часть («Шантаж» и «Расплата») большой, весьма увлекательно написанной трилогии одного из перспективных современных беллетристов Семена Малкова под общим названием «Две судьбы». Само название красноречиво говорит об авторской установке на обстоятельное эпическое повествование в русле лучших традиций русского классического семейно-бытового романа, охватывающее большой период времени – с середины прошлого века вплоть до наших дней.

         Действие романа Малкова до предела насыщено теми многообразными, зачастую противоречивыми и всегда теснейшим образом переплетенными между собой драматическими событиями, которые и составляют непростые человеческие судьбы, создавая картину жизни во всей ее нелегкой правде и внутренней правоте. Следя за острыми и неожиданными перипетиями сюжетного действия в романе, читатель исподволь постигает скрытые пружины самой жизни, так решительно играющей людьми, в данном случае – двумя главными героинями романа, чьи контрастно сложившиеся судьбы стали своеобразной иллюстрацией извечного нравственного закона: человек сам отвечает за то, к чему он стремится в жизни, и каждому непременно воздастся по делам его.
       
         Две близкие друг другу женщины, всё в жизни делившие по-сестрински, честно и поровну – радости, горести, успехи и неудачи, – не смогли поделить только любимого человека, одного на двоих, образовав против своей воли наряженный любовный треугольник, острые углы которого болезненно рассекли их собственные жизни, оставили глубокие незаживающие шрамы в их судьбах. А где виной жизненного разлада оказывается соперничество в любви, там приходится ждать всего – и ревности, и мести, и перерастания былой любви в неутихающую вражду, и мучительно-безнадежного выяснения отношений, и крушения брачных уз, и измен, и рождения детей, имя настоящего отца которых покрыто сгущенным мраком сознательной недоговоренности... И всё это длится долгими годами, испытывая на прочность судьбы героинь, отражаясь на их близких и родных, взрывая изнутри их призрачный домашний уют.

         Заинтересованный читатель, стремящийся разобраться в психологических причинах самых необъяснимых людских поступков, сможет многое узнать и понять, распутывая сложный клубок двух постоянно пересекающих судеб героинь романа Малкова, увидеть, как меняются времена и до чего эти перемены способны довести сильных характером и волей людей, каждый из которых по-своему борется за свое счастье. И учтите, что всё это – лишь начало, лишь завязка куда более сложных сюжетных узлов, которые ждут вас в последующих частях трилогии («Голубая кровь», «Похищение»). В качестве подсказки, что же будет дальше, попробуйте вспомнить киноэкранизацию этого романа, прошедшую не так давно по российскому телевидению.



         Любой успех, в том числе и литературный, иной раз бывает делом счастливого случая, но сам этот случай никогда не возникает на пустом месте. И если новые книги Михаила Веллера каждый раз оказываются бестселлерами и активно переводятся на европейские языки, если песни Татьяны Снежиной исполняют крупнейшие звезды российской эстрады, если по романам Семена Малкова снимается многосерийный телефильм, – всё это ясно свидетельствует о высоком качестве этих художественных произведений, о полноправном включении их в современный литературный и культурный процесс. А если вам, наши уважаемые читатели, хочется непосредственно приобщиться к этому процессу, глубже узнать, что же происходит сейчас в мире новейшего российского искусства, – то три вышеназванные книги могут стать для вас хорошим подспорьем и своего рода путеводителем по живописным владениям художественного слова. Итак, не пропустите этих книг: читайте для пользы и удовольствия! 

        23 апреля 2003               


Рецензии