Вороная серия

            Дмитрий  ВЕРЕСОВ. Литературный проект «Черный ворон». Романная серия. – СПб.: Издательский дом «Нева», 2002 – 2003.

         Дмитрий Вересов – одно из наиболее загадочных писательских имен в современной российской беллетристике. Про него можно со всем основанием сказать, что он обладает недюжинной выдержкой и редчайшим умением держаться в тени собственных романов, выходящих и тотчас же переиздающихся стотысячными тиражами, экранизирующихся высокорейтинговыми телесериалами (многосерийный «Черный Ворон» недавно был с большим успехом показан по центральному телевидению) и вызывающих оживленные споры среди любителей остросюжетных литературных жанров. Однако о самом авторе известно до удивления мало.

         Литературные сайты «русского интернета», столь щедро уделяющие место практически всякому желающему заявить о себе в сфере изящной (и не очень) словесности, ничего не сообщают о популярнейшем современном писателе; на страницах литературных и книгоиздательских газет не встречается ни одного интервью с автором всенародно читаемых бестселлеров; и только на тыльной стороне глянцевых книжных переплетов новых вересовских романов можно увидеть колоритный фотопортрет пышущего здоровьем плечистого здоровяка средних лет, в больших «интеллигентских» очках, с классической «докторской» бородкой (как у Чехова), по-наполеоновски скрестившего сильные руки на широкой груди, но в то же время облаченного в совсем не официальную просторную синюю майку и кепку-бейсболку с огромным козырьком, бросающим тень на иронично улыбающееся умное и располагающее к себе лицо. Так вот он какой, петербуржец Дмитрий Вересов, создатель целой серии замечательных романов, объединенных общим заглавием «Литературный проект “Черный Ворон”» и насчитывающих  на сегодняшний день шесть полновесных книг, прочитываемых не отрываясь, на одном дыхании.               

         А дыхание порой перехватывает от головокружительной смены событий, с калейдоскопической быстротой и яркостью проносящихся перед изумленным читателем. Сюжетный узор вересовских романов прорисован весьма виртуозно, неожиданно и прихотливо совмещая прошлое и настоящее, СССР семидесятых годов и США девяностых, партийных функционеров и «новых русских» бизнесменов, «кагебистов» и гангстеров, хитрых жен и простоватых мужей, богачей и бедняков, героев и злодеев, гениев науки и демонов криминала... Сюжетные нити романов «вороной» серии постоянно переплетаются, вовлекая в свою сеть всё новых и новых персонажей, каждый раз очерченных резкими и выразительными штрихами. Но весь этот вихрь второстепенных героев ни на миг не заслоняет от читателя двух главных героинь, о которых с полным правом можно было бы повторить знаменитое некрасовское определение: «Есть женщины в русских селеньях!» – с той лишь поправкой, что «селеньями» попеременно оказываются то Москва, то Сан-Франциско, а то и еще более диковинные заокеанские города.

         Таким образом, несмотря на общее заглавие серии – «Черный Ворон», вроде бы предполагающее существо мужского рода, на самом деле в центре разрастающегося увлекательного повествования оказываются необычайные судьбы двух женщин, двух сводных сестер, двух Татьян, чья бурная молодость пришлась на годы бережневского «развитого социализма» со всеми номенклатурно-коммунальными перипетиями, а зрелые годы динамично протекают в эпоху коренного капиталистического переустройства России и открытия перед бывшими советским людьми недосягаемого прежде Запада. Ну а где действуют прекрасные и знающие себе цену женщины, там всегда не будет отбоя и от мужчин, которых полным-полно, кружащихся, как вороны, над кажущейся легкой добычей, но зачастую, сами того не ведая, становящихся жертвами лукавых женских интриг. А кто виноват в этом – пусть каждый читатель решит для себя самостоятельно: автор дает ему всю необходимую информацию к размышлению, но сам мудро воздерживается от каких-либо категоричных выводов.

         «Итак, она звалась Татьяна...» Точнее – их обеих звали Татьянами. Но какими разными оказались две эти «роковые женщины», носящие одинаковое имя. Первая – Татьяна Захаржевская – дочь академика, коренная москвичка, истинная представительница «золотой молодежи» советских времен, наделенная неодолимой тягой к авантюрной игре с судьбой, не по годам рано – в пятнадцать лет! – открывшая в себе незаурядный криминальный талант и быстро ставшая сначала обожаемой подругой вожака молодежной воровской шайки, а вскоре дозревшая до руководящей и вдохновляющей роли в преступных «делах». В один злополучный день попав под следствие, Таня-воровка, благодаря заступничеству неких влиятельных сил, выходит сухой из воды, и это служит началом ее более чем впечатляющей криминальной карьеры, за непредсказуемыми извивами которой не устанет следить заинтригованный читатель.

         Вторая Татьяна – полная противоположность, но в то же время в чем-то и своего рода дополнение первой. Бедная провинциалка, из семьи репрессированных в сталинские годы «врагов народа», родившаяся в лагере Татьяна Приблудова берет себе «пушкинскую» фамилию Татьяна Ларина, на которую ей дает право ее яркая и победная красота. Обладая, помимо эффектной внешности, еще и сильным, решительным характером, она стремится сама вершить свою судьбу, не взирая ни на какие жизненные трудности и не в ее пользу складывающиеся обстоятельства. Юной восемнадцатилетней девушкой она приезжает в Москву и здесь начинает свой долгий и тернистый путь восхождения к вершинам женского счастья с работы штукатуром-маляром на стройке и замужества за добрым, но беспутным Ваней, питающим чисто русскую слабость к выпивке... Впрочем, в ее жизни, как и в жизни Тани Захаржевской, всё это лишь самое начало – впереди предстоят еще и разводы, и новые браки, личные злоключения и заслуженные удачи, невероятные повороты жизненной стези.

         Одним словом, судьба играет с человеком, но и человек не боится вступить в рискованную игру с судьбой и при этом отнюдь не желает проиграть. Пожелаем героиням победы! – тем более что, по признанию автора, его героини имеют реальных прототипов и всё еще благополучно здравствуют, а значит, читатели вправе рассчитывать на продолжение рассказа об их житейских историях – столь же удивительных, порой неправдоподобных, но вместе с тем вполне возможных, как и всё в нашей нынешней непредсказуемой  жизни.

        Вообще романы Дмитрия Вересова могут рассматриваться в качестве своеобразной летописи последнего полувека нашей отечественной истории, отразившейся в судьбах советских и «новорусских» людей. Именно поэтому «вороная» серия обладает достоинством не только напряженного и лихо закрученного сюжета, но и достоверностью тонкого психологического анализа мотивов человеческих действий. Практически каждый из героев романа проницательно охарактеризован автором и способен служить наглядным воплощением того или иного психологического типа. Например, в образе партийного босса былых времен товарища Чернова нетрудно заметить универсальные черты, присущие представителям чиновничьего аппарата во все времена и при всех политических системах.

         Всмотритесь в его образ и знайте теперь, чего следует ждать от таких людей: «...товарищ Чернов был, как это называлось тогда в газетах, “человек на своем месте”, то есть природные свойства подкреплялись навыками, а навыки переросли в условные рефлексы, а поскольку его место было достаточно высоким, то и завязанность на рефлексы была высокой. Он еще не успевал получить очередные руководящие указания, а руки уже сами хватались за надлежащий телефон, а голос доводил эти указания до нижестоящих инстанций, автоматически внося те интонационные и смысловые коррективы, которые диктовались особенностями поставленной задачи...»

         Замечателен и стиль вересовских романов – точный, ясный, богатый большим количеством зорко подмеченных бытовых деталей, очень выразительно обозначающих типичные приметы нашего времени, становящиеся благодаря художественному запечатлению частицами новейшей истории. Вот, например, как материализовалась мечта пишущего человека об идеальных условиях творческого труда: «Вот какой ты есть, евроремонт! Бело-серые стены, навесные потолки со множеством маленьких лампочек, ковролин, черная офисная мебель, всевозможная оргтехника, компьютеры. Да что компьютеры! На соседнем столе стоял предел его мечтаний. Печатная машинка “Оливетти”! Изящная, бесшумная, сама стирающая помарки... И миниатюрная хозяйка офиса бегает с мокрым полотенцем, наклоняется над ним, озабоченно смотрит на его лоб. Алиса в стране чудес».

         Как говорится, дай Бог каждому, чтобы сказка стала былью. Но не этим ли целям – желанной реализации чудесного – и служит по мере своих сил беллетристика? Так что увлекательного, познавательного и полезного вам чтения, дорогие наши читатели, и – до новых книг!

         14 июня 2003


Рецензии