Русская гангстерская сага

            Александр БЕЛОВ. Бригада: Цикл романов в 4 книгах. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис, 2003. – Тираж 200 000 экз.

         В литературном мире бытует давний, но до сих пор так и не решенный спор: что способно быть наиболее популярным – книга или фильм? Что оказывает на читателя (зрителя) самый сильный и долговременный эффект – яркость художественного стиля или эффектность кинематографического образа? Наконец, что в большей мере соответствует эстетическим требованиям сегодняшнего дня – красочный корешок книжного переплета или глянцевая цветная упаковка видеокассеты?

         Спор этот с новой силой вспыхивает всякий раз, когда в параллельное состязание за читательский (зрительский) успех вступают книга и ее экранизация или же, наоборот, литературное изложение и послуживший ему основой телевизионный сериал. Как решить, чья точка зрения побеждает в споре? Ведь и у традиционных книг, и у новейших видеофильмов есть свои горячие приверженцы и поклонники, – так зачем же противопоставлять их друг другу? Не лучше ли совместить то лучшее, что есть у хорошей книги и у захватывающего фильма, получив тем самым двойное удовольствие – и от увлекательного чтения, и от остросюжетного зрелища. Вот тогда и впечатление окажется особенно сильным и долговременным, и рейтинги популярности стремительно взметнутся ввысь, и потребность в разносторонней и объективной информации, составляющая характерную черту нынешнего информационного мира, будет в полной мере удовлетворена.         

         Как раз такую редкую и завидную возможность дают своим читателям книги романной серии «Бригада», представляющие собой очень подробную, выразительную и мастерски сработанную литературную версию знаменитого одноименного телесериала, с необычайным успехом показанного совсем недавно по российскому телевидению. Если кто-то даже и не успел посмотреть этот сериал – пусть не огорчается: теперь у него есть возможность ближе познакомиться с культовыми героями криминальной «бригады» Саши Белого на страницах легко и увлекательно написанных романов, в качестве автора которых иронично значится не кто иной, как сам лидер «бригады» – бывший сержант-пограничник, 20-летний Александр Белов, возвращающийся после демобилизации с Памира в Москву в самый разгар бурного передела собственности и сначала поневоле, а затем всё более охотно включающийся в преступные «разборки» вместе с тремя своими неразлучными друзьями – Космосом, Пчелой и Филом.

         Как видите, в этом сюжете из новейшей истории России легко улавливаются внутренние параллели с классическим романом о верной мужской дружбе, с честью выдерживающей все нелегкие испытания еще более смутных и грозных времен. Конечно, вы уже догадались, что речь идет о бессмертных «Трех мушкетерах» француза Дюма, которого, кстати, тоже звали Александром, как и легендарного «автора» русской «Бригады». По сути дела, эти параллели служат лучшим доказательством всегдашней актуальности классики: меняются времена, возникают иные формы проявления литературными героями своей неукротимой энергии, предприимчивости и жизненной стойкости, но незыблемыми остаются вечные и высшие ценности настоящих мужских характеров – чувство постоянной дружеской солидарности, готовность немедленно придти на выручку попавшему в беду другу, гордый девиз: «Один за всех – и все за одного!», общие радости, горести, дела.

         И пусть вас не смущает то, что «дела» «бригады» Александра Белова, ставшего криминальным авторитетом Сашей Белым, не очень-то укладываются в жесткие рамки Уголовного кодекса. Во-первых, это ведь все-таки литература, художественный вымысел, продиктованный требованиями остросюжетного жанра, а во-вторых, вспомните: разве отважные мушкетеры, совершая свои многочисленные подвиги, так уж всегда педантично соблюдали закон? Да и кто виноват в том, что за столько веков, прошедших со времен действия «Трех мушкетеров», мир не стал совершеннее и справедливее, и поэтому новейшим мушкетерам, стремящимся не только выжить, но и достойно жить в этом смутном и тревожном мире, приходится волей-неволей принимать суровые правила игры и идти ради победы до конца. В конце концов, если не оправданием, то, по крайней мере, искуплением их противоправных деяний становится то, что в совместных «делах» у ребят из «бригады» Белова крепнет чувство ответственности друг за друга, уверенность в том, что друзья не подведут и не предадут, а разве это так уж мало в наши переметчивые и шаткие времена? Мушкетеры Дюма взаимно клялись в верности друг другу – и такую же клятву приносят герои «Бригады»:

         «– Клянусь, что никогда не пожалею о том, в чем сейчас клянусь! И никогда не откажусь от своих слов... Клянусь!» – еще раз повторил Белов и положил поверх четырех скрещенных рук свою вторую руку – густо перепачканную собственной кровью.
         Над огромным городом поднималось солнце. Начинался новый день, сулящий и новые радости, и новые проблемы, и новые беды. Друзьям пора было уезжать, но они медлили, не в силах разорвать узел сцепленных ладоней. На запястье окровавленной Сашиной руки неслышно тикали часы. И никто из этой четверки не знал, что эти часы только что начали отсчет нового этапа в судьбе всех и каждого – времени БРИГАДЫ».

         Так что же такое эта пресловутая «бригада»? Только ли преступное сообщество, обреченное в конечном счете на неизбежную гибель, или всё же нечто большее – своего рода модель современного общества, где в миниатюре отразились общие закономерности развития нынешней России, во всяком случае, значительной ее части, так или иначе связанной с отношениями собственности, часто замешанными на нарушении законов и прямом криминале? Не Саша Белов ввел такие порядки, но именно ему приходится с ними считаться и делать свой выбор. И не его вина, а его беда, что выбор этот оказался таким, а не иным. А стоило однажды вступить на этот путь – и назад возврата быть уже не могло:
         
         «Всё реже и реже его занимал вопрос – а хорошо ли всё это? Он просто выполнял свои обязанности и старался делать это как можно лучше. Да, теперь ему часто случалось быть жестоким, но таковы были особенности его новой профессии, и с этим приходилось мириться. В конце концов, ведь и в армии ему тоже доводилось применять силу, чтобы добиться порядка и дисциплины! Так в чем же разница?..»

         Ответ на этот риторический вопрос так и не сумел отыскать Саша Белов, но, может быть, его найдет читатель, ознакомившись со всеми четырьмя книгами цикла и проследив драматически сложившиеся судьбы всех четырех участников беловской «бригады» – таких разных, но в то же время неразрывно связанных навсегда объединяющим их духом товарищества, взаимовыручки и осознанием того, что идти им предстоит всем вместе и до конца.

         Книжное издательство, выпустившее цикл романов «Бригада», совершенно обоснованно определило их как русскую гангстерскую сагу, то есть как повествование, построенное на основе яркой, красочной, романтической легенды, предполагающей некоторую обязательную героизацию главных персонажей цикла, наделение их чертами эдаких суперменов, людей высшей породы – неустрашимых, несокрушимых, неунывающих и никогда не отступающих от поставленных целей, будь то очередное криминальное «дело», или спасение друга, или любовная авантюра. Но, в то же время, не утаены от читателя и некоторые слабые стороны героев «бригады» Белова, способных иной раз и выпить лишнего, и проявить необдуманное легкомыслие, и просто откровенно подурачиться, и даже... спасовать перед сердитым отцом, как это делает Космос, беспутный любимый сынок академика-астрофизика, потому-то и получивший такое диковинное имя, с которым и дополнительной клички придумывать не надо.

         Впрочем, как это часто бывает, именно слабости и промахи героев придают им особое человеческое обаяние, делают их ближе и понятнее читателю, выгодно отличая от трафаретных персонажей голливудских однотипных боевиков. В конце концов, все они люди, и ничто человеческое им, действительно, не чуждо – как худшее, так и лучшее. А лучшим человеческим чувством, несомненно, является любовь, которой уделено немало места в романах «Бригады», – чего стоит, например, хотя бы ультраромантическая история знакомства скрывавшегося от уголовного розыска Саши Белова с юной красавицей-скрипачкой Олей, после первоначальных досадных недоразумений и долгой вынужденной разлуки все-таки  ставшей его невестой. Так что и в бою, и в любви русские «мушкетеры» ничем не уступят своим французским предшественникам.

         В завершение осталось сказать об «идеологии» романов из цикла «Бригада». Это не апология и не сатира, не лубок и не карикатура, не аргументация за или против того общественного явления, которое стало в них предметом изображения. Легендарный автор – Александр Белов – остается как бы «над схваткой» противоречивых мнений о героях «бригады», сохраняя беспристрастие и стараясь объективно показать сам процесс затягивания человека криминальной средой и изнутри вскрыть ту логику, по которой живет и действует преступный мир современной России. Читайте, думайте, самостоятельно делайте выводы о том, «как дошли мы до жизни такой».

         А напоследок прислушайтесь к суждениям одного из «старшаков» криминальной группы, посвящавшего Сашу Белова в тонкости кодекса бесчисленных российских «бригад»: «Людям просто необходим порядок, и если его не в состоянии обеспечить правительство, он достигается другими средствами. Понимаешь? Природа не терпит пустоты, поэтому слабость власти в стране компенсируется теми, кто силен. Они диктуют обществу свои – простые и понятные всем правила игры. А теперь подумай – не то же ли самое и у нас сейчас?»

         Подумайте и вы, уважаемые читатели, и – до следующих книг!

         6 июля 2003


Рецензии